Рефлективный отчёт по коучингу на тему: Оценивание для обучения и оценивание обучения


Рефлективный отчёт по коучингу на тему:
«Оценивание для обучения и оценивание обучения»
Тема коучинга определилась путем предварительного анкетирования: «Оценивание для обучения и оценивание обучения».
62 % коллег выбрали модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения». Школа, в которой я работаю по типу средняя. Данный модуль интересен коллегам с практической точки зрения.
На коучинге присутствовали семь человек (часть учителей были на курсах, другие в связи занятостью не смогли прийти). Это были учителя начальной школы. Вопрос оценивания им интересен, потому что от того, как учитель научит учеников объективно оценивать свою работу в начальной школе, зависит его дальнейшее продвижение в рассмотрении собственных результатов и дальше. Среди учителей были 4 человека с первой категорией, 1 человек – с высшей категорией, 2 человека – со второй категорией.
По желанию коллег группы сформировались по интересам. Коучинг начался с пожеланий на день и комплиментов. Я подвела коллег к теме через комплименты.

Фото 25. Пожелания на день
Фото 26. Комплименты
Каждый учитель получил «мост достижений», где определил свое место в понимании этого вопроса.

Фото 27. Мост достижений
На этапе побуждения учителя на стикерах записали «Что такое оценивание?», затем обсудили в группе. Я зачитала определение оценивания, данное в Руководстве. Коллеги провели сравнение.

Фото 28. Определяем понятие "оценивание"
С целью выявления знаний об оценивании я провела кумулятивную беседу «Что мы знаем об оценивании».

Фото 29. Обмен мнениями
Фото 30. Обмен мнениями
На этапе осмысления я показала на доске примеры оценивания с обратной связью и без обратной связи. Учителя решили, что оценивание с обратной связью более эффективно на практике. После чего коллеги в группах создавали флипчарты о критериальном оценивании, используя материалы Руководства.

Фото 31. Пример оценивания с обратной связью
На постерах видно, что коллеги узнали. При помощи сигнальных карточек приема «Светофор» группы оценили работы друг друга. Затем мы просмотрели презентацию о критериальном оценивании. Обменялись мнениями в группах, формативно оценили презентации.

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 32. Презентация постера

Фото 33. Работа коллег

Фото 34. Работа коллег
Фото 35. Презентация постера

Фото 36. Оценивание групп
Фото 37. Оценивание групп
Чтобы проверить умения коллег оценивать я предложила им нарисовать слона, оценить свою работу, работу коллеги. Учителя сопоставили свои оценки с оценками, которые выставили им коллеги. Получилось, что не у всех оценки совпали. Далее работы оценивались уже по критериям, после этой работы многие были удовлетворены своей оценкой. Для утверждения этого мы просмотрели презентацию «Рубрика, критерии, дескрипторы».

Фото 38. Рисунок слона

Фото 39. Рисунок слона

Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 40. Рубрика, критерии, дескрипторы Техникой «Сигналы рукой» я проверила, все ли коллеги поняли информацию. Я убедилась в том, что информация была доступна каждому.
Затем слушателям в группе я предложила составить и показать фрагмент урока, в котором применяются виды критериального оценивания.
Что из этого вышло?
Был представлен фрагмент урока математики в первом классе. Учителя в роли учеников решали примеры и с помощью критериев оценивали работы.

Фото 41. Фрагмент урока с оцениванием
Фото 42. Фрагмент урока с оцениванием
Другой группой был представлен фрагмент урока познания мира в первом классе о земноводных с формативным оцениванием.

Фото 43. Фрагмент урока с оцениванием
Фото 44. Фрагмент урока с оцениванием
Таким образом, можно сказать, что учителя научились использовать формативное и суммативное оценивание на практике.
Создание макета пирамиды увлекло всех участников коучинга.
Все коллеги пожелали принять участие в изготовлении макета. Мне пришлось выступить в роли экспертной группы. Участники групп разрабатывали критерии и шкалу оценивания при создании своего макета пирамиды. Я же разработала только критерии оценивания макета пирамиды.
После изготовления макета пирамиды каждая группа озвучивает свои критерии и демонстрирует свой макет. Далее проводится самооценивание и взаимооценивание согласно критериям, разработанным рабочими группами и экспертной группой. Вывод: несоответствие оценок, выставленных рабочей и экспертной группами.

Фото 4 SEQ Фото_ \* ARABIC 5. Изготовление макета
Фото 4 SEQ Фото_ \* ARABIC 6. Готовая работа
На этапе рефлексии я предложила коллегам написать «Трехминутное эссе», ответив на три вопроса. На вопрос «Что, по вашему мнению, было наиболее важным из того, что вы узнали сегодня?» были следующие ответы: показ презентации «Рубрика, критерии, дескрипторы», формы оценивания, все интересно и важно для меня. На вопрос «Какой вопрос вам запомнился?» такие ответы: создание презентации «Критериальное оценивание», изготовление макета пирамиды, фрагменты уроков. На вопрос «Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня?» такие ответы: материал представлен доступно, интересно, приобрела много нового.

Фото 4 SEQ Фото_ \* ARABIC 7. Трехминутное эссе
Фото 4 SEQ Фото_ \* ARABIC 8. "Две звезды и пожелания"

Фото 4 SEQ Фото_ \* ARABIC 9. Наряжаем дерево плодами
Фото SEQ Фото_ \* ARABIC 10. Окончание коучинга Участники по окончании сессии определяют свое место на «мосту достижений», анализируя, есть ли продвижение.
В конце коучинга традиционно провели «Две звезды и пожелание».
Я считаю, коучинг цели достиг. Учителя рассмотрели понятие «оценивание», примеры формативного и суммативного оценивания, на практике научились формативно оценивать работу посредством сигнальных карточек, сигналов рукой, разрабатывать критерии оценивания. Надеюсь, это пригодится в их работе для совершенствования обучения в классе. Как учитель я научилась технике оценивания с использованием сигнальных карточек. Как коуч я научилась проводить занятие на деятельностной основе, руководить группами коллег.
Конец формыПлан коучинг – сессии
Коучинг- сессия Групповой коучинг через интерактивные задания
Тема занятия: Оценивание для обучения и оценивание обучения
Ссылка: Руководство для учителя, с. 257-263, материалы учебной сессии ІІ уровня, W2,D 4-5
Общие цели: Рассмотреть понятия и виды формативного и суммативного оценивания и то, как их использовать для улучшения процесса обучения
Результаты обучения: Учителя будут знать, что такое суммативное и формативное оценивание, будут внедрять способы оценивания в практические занятия в классе.
Ключевые идеи: Оценивание может проходить на разных этапах в процессе взаимодействия учащихся.
Ход занятия
Этапы Время Действия преподавателя и действия участников
Введение 5мин
20 мин Пожелания на день
Разминка. Комплименты друг другу.
Занятие начинается с приветствия участников процесса, затем объявляется тема дня: «Оценивание для обучения и оценивание обучения»
- учителя на «мосту достижений» определяют место, где они на данный момент находятся в понимании этого вопроса (закрашивают зеленым цветом)

- учителя на стикерах одним предложением должны написать ответ на вопрос «Что такое оценивание?», затем работают в паре и группе. Общее мнение.
- сопоставительная работа: тренер зачитывает определение оценивания данного в Руководстве «Оценивание – понятие, используемое для обозначения деятельности, направленное на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решения о дальнейшем обучении».
2. Кумулятивная беседа «Что мы знаем»:
- какие формы оценивания существуют?
- на какой стадии урока эффективна работа по оцениванию?
- как комментируются «выставленные оценки»?
- насколько эффективны ваши подходы по оцениванию?
- довольно ли вы своей практикой оценивания?
3. Обсуждение проделанной работы: что вы знали, что хотите узнать.
Тренинг 25 мин Просмотр презентации (две письменные работы ученика с формативной и суммативной оценкой)
- обмен мнениями
Коллегам предлагается в группах создать флипчарт о критериальном оценивании, используя материалы Руководства, Интернет.
Ознакомление с флипчартами «Критериальное оценивание» Обсуждение. Формативное оценивание групп.
Умение оценивать через практическое задание:
- нарисуйте слона
- оценить себя и работу коллег
- сопоставление проставленных оценок и анализ действий
- оценивание по критериям рисунка ученика
3. Тренер подводит к тому, насколько важно озвучивать критерии формативного оценивания для учащихся, и вносит предложение о том, что возможность разработки критериев совместно с учащимися может сделать процесс обучения более эффективным и продуктивным.
4. Показ презентации «Рубрика – Критерий – Дескриптор»
Техника «Сигналы рукой».
ƒ Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)
ƒ Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)
ƒ Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)
Посмотрев на сигналы, тренер предлагает некоторым участникам высказаться:
1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;
2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа.
Мастер-класс 25 мин 1. Слушателям в группе предлагается составить и показать фрагмент урока, в котором применяются виды формативного или суммативного оценивания.
2. Обмен мнений с использованием формативного оценивания.
3. Создание макета пирамиды Хеопса.
2 рабочих группы и 1 экспертная группа.
Участники групп разрабатывают критерии и шкалу оценивания и создают свой макет пирамиды, экспертная группа разрабатывает только критерии оценивания макета пирамиды.
Каждая группа озвучивает свои критерии и затем демонстрирует свой макет. Проводится самооценивание и взаимооценивание согласно критериям, разработанным рабочими группами и экспертной группой.
Вывод: несоответствие оценок, поставленных рабочей и экспертной группами.
Рефлексия 15мин 1.Тренер предлагает написать «Трехминутное эссе». Вопросы:
1) Что, по вашему мнению, было наиболее важным из того, что вы узнали сегодня?
2) Какой вопрос вам запомнился?
3) Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня?
После того, как участники сделают записи, тренер может предложить озвучить их, для того, чтобы увидеть уровень понимания темы, отметить наиболее непонятные моменты.
Участники по окончании сессии определяют свое место на «мосту достижений» (закрашивают свою позицию желтым цветом)
«Две звезды и пожелания»
Литература
Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012