конспект урока по литературному чтению 1 классЗнакомство с творчеством Ю. Владимирова Чудаки




Ход урока.
Организация класса
Актуализация знаний
- Какой раздел литературного чтения мы сейчас изучаем?
- О каких журналах идёт речь?
- Кто из известных вам авторов связан с выпуском этих журналов?
Проверка домашнего задания
- А какое было домашнее задание?
(выразительное чтение стихотворение Д. Хармса и Н. Гернет «Очень – очень вкусный пирог»)
(2 ученика читают выразительно, а дети с помощью карточек оценивают их.)
Речевая разминка
Щи чудак перечесночил,
Чудак кушать очень хочет.
(прочитать медленно, ускоряя темп, быстро, замедляя темп, сердито, радостно, выразительно)
- Кто герой скороговорки?
-В каких произведениях чаще всего пишут о чудаках?
Сегодня мы поговорим о том, кто такие чудаки.
Работа по теме урока
Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями , которые печатались в детских журналах. Я предлагаю вам познакомиться со стихотворением Ю. Владимирова .Юрий Дмитриевич Владимиров – русский поэт и прозаик, автор книг для детей. Родился он в Петербурге в дворянской семье. Его семья была очень творческой : прадед был архитектором, мать – редактором журнала, поэтому маленький Юра рос в литературном окружении.
Стихи он начал сочинять очень рано, когда ещё не умел писать. Мальчик часто бывал в театре, водил туда друзей. Сам он играл в школьном драматическом кружке, был знаменитым школьным поэтом. Он был знаком с С.Маршаком, К. Чуковским, Д. Хармсом.
Юрий Владимиров прославился как мастер словесной игры , фантазёр.
Я предлагаю послушать одно из его стихотворений. А название вы прочитаете на доске. Так своё стихотворение подписал Ю.Владимиров ( первая буква названия перевёрнута вверх ногами). Как вы думаете почему? На что оно нас настраивает?
Физкультминутка
Чтение учителем стихотворения.
- Подтвердилось ли ваше предположение? Докажите это.
Прочитайте ещё раз стихотворение и подчеркните карандашом слова , которые показались вам непонятными.
Словарная работа – пятак, кушак, колпак, базар.
Чтение стихотворения вслух детьми.(по желанию)
А теперь поработаем над содержанием стихотворения.
- Кто рассказал историю про чудакочв?
Прочитайте эти строчки
- Какое поручение автор дал?
Подтвердите словами из текста.
- А что же произошло с чудаками?
Где об этом написано?
- Чем закончилась история?
- прочитайте вопрос № 2 на с.176 и ответьте.
-Какие чувства у вас вызывают чудаки? В этом вам помогут карточки, посмотрите и выберите слова (сочувствие, добрый юмор, снисхождение)
- А как они сами себя чувствуют?(подтверждение текстом)
- Как автор к ним относится? Как вы думаете?
Прочитайте ещё раз стихотворение . С какой интонацией нужно читать каждую строфу, чтобы передать настроение автора и его отношение к чудакам?
Чтение в парах.
- А в каких произведениях мы встречались с похожими чудаками?
- А вас называл кто – нибудь чудаком? Если хотите, можете рассказать.
Вывод: надо помнить, что добрый юмор, снисхождение, сочувствие должны быть главными , когда случаются подобные истории.
Я вам предлагаю послушать ещё одно стихотворение Ю.Владимирова.


ОРКЕСТР
Папа и мама ушли к дяде Косте.
У Саши и Вали - гости.
И придумали Саша с сестрою:
"Давайте устроим
Оркестр".
И устроили:
Валя - на рояли,
Юля - на кастрюле,
Лешка - на ложках,
Саша - на трубе, -
Представляете себе?
Кошка - в окошко,
Кот - под комод,
Дог - со всех ног
Hа порог
И на улицу.
И по всем по этажам -
Страшный шум, страшный гам;
Кричат во втором:
"Рушится дом!
Провалился этаж!"
Схватили саквояж
Лампу, сервиз
И - вниз.
А в первом говорят:
"Без сомнения -
Hаводнение".
Захватили сундуки
И - на чердаки.
А на улице, где дом,
Разгром:
Очень страшно, очень жутко,
Своротила лошадь будку.
Страшный шум, страшный крик, -
В лавку въехал грузовик...
Прибегает управдом:
"Почему такой содом?
Где пожар, где обвал?!" -
И оркестр увидал:
Валя - на рояли,
Юля - на кастрюле,
Лешка - на ложках,
Саша - на трубе, -
Представляете себе?
А дворник дал
Пожарный сигнал,
И по этому сигналу
Часть тотчас же прискакала:
"Где горит? где горит?" -
Управдом говорит:
"Hет пожара здесь, - поверьте,
Все несчастье тут - в концерте".
Папа и мама на улице Лассаля и то - услыхали,
Что за шум, что за гром.
Ах, несчастие дома.
Побежали так, что папа
Потерял платок и шляпу.
Папа с мамой прибегают,
Папе дети говорят:
"Тише, - здесь оркестр играет!"
Hу-ка, вместе, дружно в лад:
Валя - на рояли,
Юля - на кастрюле,
Лешка - на ложках,
Саша - на трубе, -
Представляете себе?
Рефлексия
- за что вы похвалили бы себя? Почему?
- Кто думает, что ему ещё нужно работать над собой?
Итог урока
- С каким автором вы сегодня познакомились?
- Понравились вам его стихи?
Это стихотворение было написано очень давно, но до сих пор многим нравится. И я вам сейчас это докажу. Наша современница, композитор, учитель, Елена Малахова положила эти стихи на музыку. И я вам предлагаю прослушать эту песню, в исполнении композитора. (Аудиозапись песни)
д/з
Какое бы вы хотели выполнить д/з?