Работа участника НОУ Эврика 2016



Администрация города Нижнего Новгорода
Департамент образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 67

603014, г. Н.Новгород, ул. С. Перовской, д.5 ГРКЦ ГУ Банка России по
тел. 831-270-03-69, Нижегородской области г.Н.Новгород
тел/факс 831-224-14-58 БИК 042202001
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Р/с 40204810700000760001
ИНН 5259012845 лицевой счет: 000754754


Научное общество учащихся

«Отражение импрессионизма в русской прозе начала ХХ века»



Работу выполнила:
ученица 10 «а» класса
Гуляева Дарья
Научный руководитель:
Герасимова Елена Ильинична,
учитель русского языка и
литературы 1 категории




Нижний Новгород
2016 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение2
1. Основная часть (название)
1.1. Возникновение названия...3
1.2.Что такое импрессионизм..4
1.3. Импрессионизм в русской литературе6
1.4. Импрессионистические тенденции в рассказах А.П.Чехова.8
1.5. Импрессионистические тенденции в рассказах М. Горького10
(1.6. Импр. тенд. в пр-ях К. Леонтьева/С. Сергеева-Ценского) ------ ???
Список литературы.14




















Актуальность данного исследования заключается в том, что анализ возникновения и развития импрессионизма в некоторых произведениях А. Чехова и М. Горького дает возможность проследить условия формирования импрессионизма в русских произведениях конца XIX начала XX веков, а так же имеет важное практическое значение для понимания пути развития современного литературного процесса в России.

Цель данного исследования проанализировать некоторые произведения А. Чехова и М. Горького и выявить проявление импрессионистического мышления.
Введения нет, актуальность и цели включаются непосредственно в ведение, необходимо также указать задачи, которые решаешь для достижения поставленной цели. Необходимо оформить перенос слов.
Ты рассматриваешь только двух авторов? Никого нельзя еще взять, хотя бы немного?
Выдели заголовки, но везде одинаково.















1. Основная часть
1.1. Возникновение названия
Первая важная выставка импрессионистов проходила с 15 апреля по 15 мая 1874 года в мастерской фотографа Надара. Там было представлено 30 художников, всего 165 работ. Холст Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant), ныне в Музее Мармоттен, Париж, написанный в 1872 году дал рождение термину «импрессионизм»: малоизвестный журналист Луи Леруа в своей статье в журнале «Le Charivari» для выражения своего пренебрежения обозвал группу «импрессионистами». Художники, из вызова, приняли этот эпитет, впоследствии он прижился, потерял свой первоначальный отрицательный смысл и вошёл в активное употребление. Название «импрессионизм» достаточно бессодержательное в отличие от названия «Барбизонская школа», где хотя бы есть указание на географическое расположение художественной группы. Ещё меньше ясности с некоторыми художниками, которые формально не входили в круг первых импрессионистов, хотя их технические приёмы и средства полностью «импрессионистические», - Уистлер, Эдуард Мане, Эжен Буден и т. д. К тому же технические средства импрессионистов были известны задолго до XIX века и их (частично, ограниченно) использовали ещё Тициан и Веласкес, не порывая с господствующими идеями своей эпохи. Была ещё одна статья (автор Эмиль Кардон) и ещё одно название «Выставка мятежников», абсолютно неодобрительное и осуждающее. Именно оно точно воспроизводило неодобрительное отношение буржуазной публики, которое господствовало годами, и критику художников (импрессионистов). Импрессионистов сразу обвинили в аморальности, мятежных настроениях, несостоятельности быть добропорядочными. В настоящий момент это вызывает удивление, потому что непонятно, что аморального в пейзажах Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, бытовых сценах Эдгара Дега, натюрмортах Моне и Ренуара.

1.2. Что такое импрессионизм
Импрессиони
·зм (фр. impressionnisme, от impression впечатление) направление в искусстве последней трети XIX начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке. Импрессионизм также выступал в определенном наборе методов и приёмов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.
В литературе, в отличие от живописи, импрессионизм не сложился как отдельное направление. Скорее можно говорить о чертах импрессионизма внутри разных направлений эпохи, прежде всего внутри натурализма и символизма. «Чистое наблюдение», провозглашенное импрессионистами, подразумевало отказ от идеи в искусстве, от обобщения, от законченности. Традиционное изображение требовало абстрагирования от конкретного объекта и впечатлений от него, их суммирования и выделения некой средней идеи, при этом нужно было отсечь случайное, запечатлев общее, главное. Импрессионизм же был против общего, утверждал частное, импрессионисты изображали каждое мгновение. Это означало: никакого сюжета, никакой истории. Мысль заменялась восприятием, рассудок – инстинктом.
Основные черты импрессионистского стиля сформулировали братья Гонкур в своём произведении «Дневник», где знаменитая фраза «Видеть, чувствовать, выражать в этом все искусство» стала центральным положением для многих писателей.
В натурализме главным принципом была правдивость, верность натуре, но она подвержена впечатлению, а потому облик реальности зависит от каждой отдельной личности и её темперамента. Наиболее полно это выражено в романах Эмиля Золя, его развернутых описаниях запахов, звуков и зрительных восприятий.
Импрессионизм нашел свое воплощение и в критике. Еще в 1873 английский искусствовед У. Пейтер в книге «Ренессанс» говорил о «впечатлении» как об основе восприятия произведения искусства. В импрессионистическом эссе оценка дается не с точки зрения известных художественных канонов, а на основе личного взгляда и вкуса автора. «Я предпочитаю чувствовать, а не понимать», писал А. Франс, одним их первых давший образцы импрессионистической интерпретации в четырехтомной Литературной жизни (1888–1892). Критик не высказывал больше окончательных суждений, он приравнивался к художнику, выражающему собственные ощущения. «Я» критика становилось важнее объекта описания. Фрагментарность и субъективность создаваемых «портретов» часто обозначалась в названиях работ: Книга масок Р. де Гурмона (1896–1898), Силуэты и характеры А. де Ренье (1901), Книги отражений И. Анненского (1906–1909), Силуэты русских писателей Ю. Айхенвальда (1906–1910), Далекие и близкие В. Брюсова (1912). В критике импрессионизм просуществовал дольше, чем в других жанрах (Комментарии Г. Адамовича были опубликованы в 1967). Импрессионизм потерял свое значение в целом к середине 1920-х. перечислить ярких представителей импрессионизма в русской литература
1.3.Импрессионизм в русской литературе может быть дифференцирован по трем разновидностям.
1. Импрессионизм появляется как перерождение бытового реализма на почве упадка и разложения мелкобуржуазной и разночинной интеллигенции в эпоху реакции 80-х гг., на почве разгрома мелкобуржуазного революционного движения 7080-х годов, возглавлявшегося народнической и народовольческой интеллигенцией, в период «социальной анархии», «классового междуцарствия», когда капиталистическая буржуазия еще не оформилась как класс-гегемон, а поместное дворянство явно утеряло эту позицию. Ярким представителем этой разновидности импрессионизма является Чехов.
2. Импрессионизм в своем наиболее чистом и развитом художественно-стилистическом обнаружении явился в русской литературе формой выражения декаданса дворянской культуры в эпоху бурного развития промышленного капитализма конца XIX начала XX вв. Эта тенденция решительно проявляется в 90-х гг., в предреволюционный период. Наибольшей чистоты выражения импрессионизм достиг в лирике Бальмонта, Анненского, в прозе Б. Зайцева.
3. Третий, художественно малозначительный, вид импрессионизма в русской литературе импрессионизм буржуазно-урбанистический, возникающий на почве развитого урбанизма, с его ускоренным темпом жизни, мельканием впечатлений и т. д. Характерный представитель О. Дымов. Основной момент в импрессионизме «его полная противоположность всякой рассудочной обработке, всему рациональному, абстрактному, всякой логизации, понятийности и господство в нем самодовлеющего, отдельного чувственного впечатления и неопределенной эмоции. Рисуемая в импрессионистском художественном произведении картина обычно не сопровождается рассуждением, логической интерпретацией автора или героя. В поэтической лексике конкретно-чувственные представления преобладают над абстрактно-мыслимыми понятиями. Вместо логически ясно очерченных понятий слова становятся намеками, полутонами, не столько выполняя коммуникативную функцию, сколько вызывая неясные эмоции, настроения.
Созерцанию импрессионистов мир предстает как поток ощущений, качеств, на которые распадается мир форм. Живописное красочное пятно вытесняет линию, форму. Поэзия импрессионистов ищет живописных мотивов; пейзаж приобретает в ней максимальное значение; она изобилует декоративными сравнениями, насыщена красочными эпитетами. Увеличивается богатство палитры, весьма значительную роль играют оттенки.
В области психической жизни импрессионизм изображает не интеллектуальные процессы и не волевые акты, но субъективные ощущения, обращается к интимным переживаниям, бессознательному, биологическому, отвращаясь от сознательного, социального. Для импрессионизма характерно настроение как психическое качество, окраска переживания. Переживание не направлено на определенный предмет, дано как эмоция, созвучная импрессионистскому ощущению; в психике также господствуют оттенки, нюансы, полутона. Предмет изображается не таким, каким он объективно является, а таким, каким кажется данному субъекту в данный момент; запечатлевается мгновенный оттенок индивидуального восприятия.
Характерный для русского импрессионизма образ это человек без единой воли, без четкого характера, человек текучих настроений, с психикой, разорванной в потоке ощущений, эмоций, живущий как бы в полусне, ушедший в себя, пассивный, созерцательный, оторванный от социальной действительности; в его психике преобладает бессознательное, иррациональное.
Характерная тематика русского импрессионизма мотивы смерти, гибели, угасания, отчаяния, тоски, обреченности, одиночества, ухода в мир мечты и т. д.










1.4. Импрессионистические тенденции в произведениях А.П. Чехова
Великие реалисты, такие, как Л.Н.Толстой, А.П. Чехов, всегда заботились о полноте изображения жизни, стремились к тому, чтобы повысить роль впечатлений. Они не отдавали дани импрессионизму, но внимательно следили за усилиями импрессионистов писать по- новому, обновить палитру искусства, искать «экспрессивные мелочи», которые бы позволяли свежо и ярко отображать жизнь.
Но А.П.Чехов обладал особенной чуткостью к новым формам обладал. Импрессионистское начало в его творчестве было сильно развито, оно не только не шло вразрез с чеховским реализмом, но и было его неотъемлемым свойством. К Чехову термин «импрессионизм» применим только в своем первоначальном буквальном значении как передача впечатлений. Можно приписать Чехову и особый упор на впечатления. Но никогда Чехов прямых установок европейского и русского импрессионизма не принимал.
У Чехова ничего нет случайного: решать этот вопрос надо и в контексте отдельной сцены, и в контексте всего произведения.(какой вопрос?)
Странно, когда одни исследователи считают «случайной» такие детали, как деталь в «Мужиках» у Чехова, как посыпавшийся зеленый горошек, в сцене, где описывается, как Чикильдеев, или когда лакей в «Славянском базаре» поскользнулся с подносом, на котором были рюмки и тарелки со снедью. «Зеленый горошек» тут, по мнению исследователя, явное излишество. А ведь все здесь ясно из самой сцены. Тут и выгодный колоризм изображения, тут и передача неловкого движения человека.
Не «случайна» деталь и в «Даме с собачкой»: Анна Сергеевна, ждавшая Гурова все в том же злополучном «Славянском базаре», была одета в его «любимое серое платье». Конечно, платье могло быть и синее, и красное, но все дело в том, что серое шло к ее глазам и для Гурова оно «любимое». Деталь оказывается глубоко закономерной. Так и у Ионыча «от кредиток пахло ворванью». Почему именно «ворванью»? Почему «пахнет»? Но речь идет о кредитках, засаленных тысячами рук, которые теперь осели в карманах корыстолюбивого Ионыча. Ионыч, как говорится, ничем не гнушался: деньги для него не пахли; ужасно пахли они для стороннего лица.
Нельзя не вспомнить о знаменитом письме М. Горького, в котором он писал Чехову: «Читал «Даму» Вашу. Знаете, что вы делаете? Убиваете реализм После самого незначительного Вашего рассказа все кажется грубым, написанным не пером, а точно поленом...». Относительно чеховских пьес М. Горький говорил, что это - «новый род драматического искусства, в котором реализм возвышается до одухотворенного и глубоко продуманного символа». Символизм чеховского театра, чеховской прозы замечен давно. Однако новые качества его реализм и приобрел благодаря восприятию реализма. Эта проблема с достаточной полнотой освещена в кандидатской диссертации Р. Кулиевой «Реализм А.П. Чехова и проблемы импрессионизма».
Многомерно исследуя проблему использования Чеховым импрессионистических изобразительных средств, Р. Кулиева отмечает, что прежде всего, «с понятием импрессионизм» в литературе, и в частности, в творчестве Чехова, связаны новые, отточенные формы психологизма, которые органически вошли в новое искусство. С ним соприкасаются понятие «настроение», «подтекст», «подводное течение». Новые формы психологизма позволили писателям показать в литературе такие грани, такие нюансы характера психологии героев, какие немыслимы были в литературе предшествующего этапа. Человек раскрывается перед нами во всех сложных взаимосвязях с внешним миром, и в то же время мы видим его богатую оттенками внутреннюю жизнь».
Разрабатывая систему впечатлений, Чехов не подрывает ценность самих вещей. Впечатления всегда подправляются логикой самой жизни.
Нигде у Чехова «казалось» не побеждает «оказалось», а это лучшее подтверждение, что импрессионизм не подрывал у него реализма. Чехов прибегал к импрессионизму только в целях утонченного, неожиданного, впечатляющего реалистического изображения жизни.


1.5. Импрессионистические тенденции в некоторых рассказах М. Горького

Влияние А.П. Чехова на дальнейшее развитие русской реалистической прозы было огромным и многомерным. Как известно, сильно испытал его на себе и М. Горький. Стоит посмотреть, как своеобразно он, вслед за Чеховым, трансформировал философию и поэтику импрессионизма.
1890-е годы - пора работы молодого писателя в жанрах «малой прозы»:
он пишет рассказы, легенды, этюды «наброски», «эскизы» (так он их сам квалифицирует). Собранные вместе, они являют собой очень пеструю и
противоречивую картину русской жизни, современной автору.
Давно признано, что ранний Горький сочетал интерес и к реалистическому, и к романтическому способам художественного осмысления мира. Заметна и роль символического начала в его творчестве. Попытка выделить в его произведениях черты импрессионизма, вероятно, не должна означать утверждения приоритетного начала этой эстетической линии у М. Горького: речь идет о том, как в ряду других художественных средств импрессионистическая эстетика проявлялась у него и придавала его реализму новые черты. Исток интереса к новому типу художественного мышления у Горького лежит в его увлеченности чеховским творчеством с ранним пониманием того, какого рода новаторство оно собой несет. Здесь уместно вспомнить уже упомянутые выше известные строки из писем М. Горького А.П.Чехову о том, что тот «убивает реализм», что после его рассказов «все кажется грубым, написанным не пером, а точно поленом», что пьесы его – это «новый род драматического искусства, в котором реализм возвышается до одухотворенного и глубоко продуманного символа».
Действительно, уже в рассказе «Макар Чудра» (1892) природа – не
нейтральная экспозиционно-фоновая «заставка». В ней - колоритно
воспроизведенная «сиюминутность» и «подтекстовость», настроенческое
начало, восхождение к глубинным сущностным константам бытия. Новое
качество пейзажу придавал здесь и своеобразный его антропоморфизм,(выясни значение этого слова) «одушевление» природы. Эта черта станет одной из главных стилеобразующих черт в дальнейшем творчестве писателя и будет способствовать не просто большей выразительности картин природы, но именно утверждению сложных связей между человеком и миром, что так свойственно импрессионизму. Причем, это не помешает такому пейзажу быть иногда весьма экспрессивно окрашенным.
Знаменитый рефрен в рассказе «Мальва» (1897): «Море смеялось» - один из ярких примеров антропоморфизма природы, имеющий ряд подтекстовых значений. Вначале он сразу же расшифровывается щедрой на яркие краски и радостные звуки картиной торжествующего природного бытия, где «солнце было счастливо тем, что светило, море - тем, что отражало его ликующий свет». Писатель здесь щедр в своей цветописи на броские живописные мазки: на закате «зеленоватые волны блестели пурпуром и жемчугом», солнце разукрашивало море «прощальными лучами в дивные, богатые оттенками цвета».
Несмотря на ликующую праздничность картин природы,она у Горького
чаще выступает в роли «равнодушной природы», - жизнь людей отчетливо
контрастирует рядом с ней своей дисгармоничностью, драматичностью: «море смеялось», когда Василий с тревогой ожидал Мальву; с мелодичным плеском его волн резко диссонировали звуки людского бытия: «Доносились до берега хриплые голоса, <> кто-то стучал по дну пустой бочки, летели глухие удары, точно рокотал большой барабан. Две женщины визгливо ругались, лаяла собака». И даже слова людей, «гадкие, как мокрицы, разбегались, оскорбляя собой музыку волн».
Есть только один эпизод в рассказе, где природа и люди изображены в
благословенном единстве: это сцена веселого купания Мальвы и Якова,
играющих, как «две большие рыбы, в зеленоватой воде». Тогда «солнце,
смеясь, смотрело на них, и стекла в окнах промысловых построек тоже
смеялись, отражая солнце». Молодой Горький очень внимателен к внешнему миру, окружающему человека. И чаще всего он изображает его в авторском описании, казалось бы, вполне объективированном. Однако соотнесенность образов внешнего мира с жизнью героев оказывается необычайно глубокой. Это достигается особыми средствами выразительности, в числе которых и цветопись, и звукопись, и столь излюбленный писателем антропоморфизм не только природы, но и всего окружающего, фиксация динамики жизни, создаваемый при этом эффект «подтекстовости», начинающая угадываться символика - все это во многом связано с импрессионистическим художественным мышлением. Примеров тому множество. Один из наиболее ярких - образ улицы, образ дома в рассказе «Бывшие люди» (1897). Здесь «мутно-зеленые от старости стекла окон домишек смотрят друг на друга взглядами «трусливых жуликов», а «выморочный» дом купца Петунникова «имел самую мрачную физиономию среди своих соседей». Когда в ночлежке умирал учитель, «тучи плыли так низко, что, казалось, вот они заденут за крышу старого дома и опрокинут его на группу этих людей».
В рассказе «Каин и Артем» (1899) описание улицы Шихан заканчивается такой фразой: «Солнце, точно боясь осквернить свои лучи грязью, только ранним утром осторожно и ненадолго заглядывало на эту улицу». А подборка «звукового сопровождения» жизни улицы завершается следующим образом: «Хаос звуков вихрем носился в узкой канаве улицы, разбиваясь о грязные стены ее зданий».
Как видно, «объективированность» в изображении внешнего мира у
Горького совершенно особого рода: ей свойственно чеховски активное начало, связанное с представлением о значимых взаимоотношениях человека и мира и, соответственно, с использованием вышеназванных средств выразительности.
Писатель владеет множеством оттенков в изображении соотнесенности
внешнего мира и психологического состояния героев, используя авторское
описание этого внешнего мира.
Горький любит давать экспозиционные картины природы, ими начинаются многие из его рассказов. Однако, можно предположить, в подтекстовой интонации, в неожиданности уже упоминавшейся соотнесенности «мир и человек» писателю удается избежать единообразия. В каждом рассказе такая «заставка» тесно связана именно с его психологической коллизией.
Есть у Горького и рассказы, где мир и человек предстают в иной системе координат: мир дается сквозь призму восприятия героя в зависимости от его душевного состояния. Психологизм горьковской прозы носит в таких случаях тоже отчетливо новаторские черты, роднящие ее с чеховской. Таков, к примеру, рассказ «Роман» (1896). Композиция здесь построена по близкому художникам - импрессионистам принципу: изображение жизни в необычном ракурсе, как это видится
воспринимающему ее лицу.
На разнообразном жизненном материале Горький исследовал эту проблему: мир сквозь призму восприятия героя. Заглавие одного из этих рассказов - «Тюрьма» (1904) указывает на соответствующий жизненный пласт, художественно освещаемый автором. Привычен здесь для рассказов Горького этих лет общий мрачный колорит: «серые тучи», «грязная земля», «серые сумрачные лица», «угрюмо опущенные глаза». Это о демонстрации отчаявшихся людей.
Можно отметить, что ранней прозе М. Горького были свойственны черты, роднящие ее с реализмом нового типа: когда сюжетная коллизия важна не только сама по себе, но имеет еще и философский план,
ассоциативно рождает у читателя мысли о сущностных началах бытия. В числе художественных средств, способствующих этому, играли свою роль и средства импрессионистической поэтики, свидетельствовавшие о формировании у молодого писателя особого художественного мышления.
Это мышление в 1890-е 1900-е годы проявилось и во многих других произведениях Горького («Нищенка», «За бортом», «Одинокий», «Самоубийство» и др.).




















Список используемой литературы
1. В. Т. Захарова Импрессионистические тенденции в русской прозе начала XX века, Уч. пособие, М., 1993.
2. Горький М. Письмо А.П. Чехову после 5 января 1900 г. // Горький М. Собр. соч.: В 30 т. М., 1954. Т. 28. С. 113
3. Горький М. Письмо А.П. Чехову после 6 декабря 1898 г.
4. Кулиева Р. Реализм А.П. Чехова и проблема импрессионизма: Автореф. Дис. канд. филол. наук. М.,1973. С. 7.
5. Горький М. Мальва // Горький М. Полн. собр. соч. М., 1969.
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] убери, не самый авторитетный источник
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC_%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9
8.http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/IMPRESSIONIZM_V_LITERATURE.html [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC
10. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  :  Литературная энциклопедия.









13PAGE \* MERGEFORMAT14115




 444Рисунок 1Описание: Описание: 44415