План-конспект открытого занятия — «Запись высоты музыкальных звуков»


Открытое занятие _________ план-конспект
Объединение «Альтернатива» бардовская песня
Индивидуальное занятие
Тема занятия: «Запись высоты музыкальных звуков».
Тип занятия: Закрепление знаний и способов деятельности.
Вид занятия: Комбинированный.
Цели занятия:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания о расположении нот на нотоносце.
Воспитательная: воспитывать чувство самосовершенства и творческого поиска.
Развивающая: формировать умение анализировать, давать описание, оценку, делать выводы. Развитие интеллектуальных способностей.
Оборудование кабинета: Гитара, компьютер, таблицы, карточки, маркерная доска.
Элементы занятия:
Орг. часть, проверка настройки инструмента.
Сообщение темы и постановка цели.
Актуализация опорных знаний.
Начальная мотивация учебной деятельности.
Обобщение повторение и систематизация изученного материала.
Распевание.
Работа над песней.
Заключительная часть.
Подведение итогов, анализ.
Ход занятия: Приветствие.
Сегодня продолжаем знакомиться с музыкальной грамотой.
Педагог сообщает тему и план занятия. Ставит цель.
Педагог: - Для начала, вспомним значения новых слов, с которыми мы познакомились на прошлых занятиях.
Нота - музыкальный знак, указывающий на высоту звука.
Нотоносец – строка из пяти линеек, на которой записываются ноты.
Вопрос ученику: - Как считаются линейки нотоносца?
Ответ: - Снизу вверх!
Очень важно понять, где на нотоносце могут находиться ноты. Еще раз обозначим эти места.
На линейках;
Между линейками;
Под первой и над пятой;
На добавочных линейках и под ними снизу;
На добавочных линейках и над ними сверху.
Теперь встает вопрос: - где на нотоносце записать, ну, например, ноту соль. Чем утверждается высота звука?
Ответ ученика: - скрипичный ключ закрепляет на второй линейке нотоносца звук «соль» первой октавы. (Если затрудняется ответить, педагог продолжает развивать толкования).
Ноты для гитары записываются в скрипичном ключе. Мы знаем, что музыкальный звукоряд состоит из семи основных названий звуков. Как они называются?
- до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
- Эти звуки периодически повторяются, образуя октавы. Диапазон звуков гитары включает в себя: малую, первую, вторую и третью октавы. Таким образом, на нотоносце и на грифе гитары можно записать и сыграть по четыре каждой из семи известных нот. Это видно в компьютерной программе.
Совместно с педагогом ученик рассматривает гриф гитары совместно с нотоносцем.
И теперь, зная расположение ноты соль, мы можем расставить остальные ноты на свои места.
Для этого воспользуемся маркерной доской.
Сначала запишем ноты, которые находятся выше соль.
Ученик записывает ноты на нотоносце сверху и снизу ноты соль.
Мы записали ноты в первой октаве. Выше ноты «си» будут располагаться звуки второй и третьей октавы. Ниже ноты «до» – звуки малой октавы. Малая октава будет не полная. Нижний звук гитары – «ми» малой октавы.
Чтобы запомнить расположение нот на нотоносце, я предлагаю такое стихотворение:
На линейках ждут меня: до-ми-соль-си-ре-фа-ля.
Меж линеек наша боль: ре-фа-ля-до-ми и соль.
На первой добавочной линейке снизу и сверху две ноты, и пять нот на основных линейках. Семь нот.
Под первой и над пятой линейками две ноты и четыре промежутка между линейками – шесть нот.
Запишем ноты стихотворения на нотоносце разными цветами и назовем их.
Для определения и запоминание расположения нот, советую пользоваться этим стихотворением. Обобщим наши знания и попробуем назвать увиденные ноты.
На карточках выписаны две одноименные ноты в разных октавах. Их нужно назвать.
Педагог показывает карточки, ученик определяет названия.
Ну а теперь пришло время торжества песни.
Под аккомпанемент педагога ученик продолжает разучивание песни.
Заключительная часть.