Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность.


Урок математики (алгебра) в 7 классе по теме
«ПРЯМАЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ.ОБРАТНАЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТь»
Учитель: Лобанова Надежда Константиновна
Цели: ввести понятия прямой пропорциональности величин; научить отличать прямую пропорциональную зависимость от других зависимостей.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Задачи урока:
Образовательные: создать условия для изучения нового материала.
Развивающие:
способствовать развитию познавательной активности;
расширению кругозора;
развитию приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
развитие потребности к самообразованию.
Воспитательные:
воспитать у учащихся культуру поведения, чувство ответственности, самооценки;
привить интерес к предмету;
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Актуализация опорных знаний.
Проверка домашней работы.
Ребята у вас на столах находятся листочки с заданиями, давайте их выполним (задания 1–5).
Задание 1.
Стоимость 1 кВт ∙ ч электроэнергии для потребителей составляет 1 р. 30 к. Заполните таблицу:
k = 1 р. 30 к. = 1,3 р. Количество потребляемойэлектроэнергии х, кВт ∙ чСуммау, р. 10 ∙ 3 50 ?
100 150 300 Задание 2.
Как изменяется сумма, если количество потребляемой электроэнергии увеличивается? Уменьшается?
Задание 3.
Итак, за 50 кВт ∙ ч потребитель должен заплатить 65 р. А за количество электроэнергии, в 3 раза большей?
Во сколько раз полученная сумма больше первоначальной?
Задание 4.
Сделайте вывод.
Задание 5.
Составьте формулу, выражающую зависимость денежной суммы от количества потребляемой электроэнергии. Какая величина является здесь постоянной? Какие величины – переменными?
Формирование новых понятий и способов действия.
Ребята, а сейчас давайте рассмотрим такой приме:

Посмотрите, пожалуйста на доску, здесь дата таблица

Исходя из данных таблицы можно сделать вывод

Поэтому говорят, что при постоянной скорости расстояние прямо пропорционально времени движения.

y = kx – это формула прямой пропорциональности, а существует также и другой ее вид = k, где k = const – коэффициент пропорциональности.
IV. Формирование умений и навыков.
Ребята откройте учебник на с. 48 и давайте решим упражнения № 161, 162, 164.
Начнем с № 161 (устно). Далее выполнить № 162, 164 (письменно один ученик у доски все остальные в тетрадях)
V. Подведение итогов.
Задание. Установите, какие из следующих величин являются прямо пропорциональными:
а) путь и время при постоянной скорости;
б) периметр и сторона квадрата;
в) длина проволоки, необходимой для изготовления каркасной модели куба, и длина ребра куба;
г) стоимость товара и его количество при постоянной цене;
д) площадь и сторона квадрата;
е) размер обуви человека и его рост.
Домашнее задание: п. 2.2, № 163.