Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».


Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества «Нарт»
План – конспект
учебного занятия в творческом объединении «Воображение»
по дисциплине «Развитие речи»
Составитель:
педагог дополнительного образованиия
Еналдиева Э.С.
г. Владикавказ, 2014
План – конспект
учебного занятия в творческом объединении «Воображение»
по дисциплине «Развитие речи»
Возраст обучающихся – 4,5 – 5 лет.
Вид занятия – комбинированное.
Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».
Цель занятия: создать условия для обучения связной речи, закрепить представление детей об осеннем времени года.
Задачи занятия: упражнять детей в составлении предложений;
учить подбирать определения,
расширять словарный запас;
развивать у детей чувства ритма и рифмы посредством чтения стихов;
развивать диалогическую речь;
воспитывать у детей внимательное отношение и эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.
Методическое сопровождение: конспект занятия, фонограмма, репродукция, стихи, наградной материал.
Ход занятия:
Вступительная часть. Приветствие, проверка готовности обучающихся к началу занятия, перекличка, ознакомление с темой и задачами занятия.
Основная часть. Вступительная беседа.
Педагог:
- Ребята, с каким настроением вы приходите в детский сад?
(Ответы детей).
- А у вас всегда бывает хорошее настроение?
(Ответы детей).
- Как можно догадаться, какое у человека настроение?
(По глазам, по мимике, по разговору).
- Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его стихотворению?
Слушайте внимательно.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
- О каком времени года рассказал нам поэт А. С. Пушкин?
(Об осени).
- С каким настроением, с какими чувствами писал он это стихотворение?
(Восхищение, любование, нежность, грусть, печаль, уныние, радость…)
- Какими словами он определил свое настроение?
(Очей очарованье, краса, пышное увядание, унылая пора, прощальная краса).
- Ребята, а как вы думаете, по музыкальному произведению можно догадаться о настроении музыканта? Давайте попробуем.
Звучит фонограмма произведения П. И. Чайковского «Времена года»
- Какая музыка прозвучала: веселая или грустная?
- Какие чувства, какое настроение она вызвала у вас?
(Грусть, печаль).
- Ребята, а с помощью рисунка можно выразить свое настроение?
(Ответы детей).
- Правильно, с помощью рисунка также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.
Педагог под музыку предлагает детям рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень».

- Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ними.
- А вы хотели бы оказаться на этом лугу?
- Как бы вы назвали эту картину?
(Ответы детей).
- И. Левитан выбрал название для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему?
(Ответы детей).
- Правильно, ребята. Все на этой картине как будто золотое: пышное убранство берез, яркий солнечный свет осеннего дня…
- Какие приметы осени вы видите на этой картине?
- Какое небо?
(Яркое, солнечное, голубое, прохладное).
- Какой день изображен на картине: ясный или пасмурный?
(Ясный).
- Есть ли на небе облака? Какие они?
(Белое облачко).
- Как вы думаете, какое настроение у берез?
(Веселое, радостное, игривое настроение, они гордятся своими золотыми платьями).
- А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка?
(Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один, и скоро будет холодно).
- А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину.
(С хорошим, веселым, радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным).
- Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу и расскажите об осеннем небе, об облаках, о солнце, о березах, об одиноком цветке и о голубом ручье.

В помощь к заданию педагог читает примерный рассказ.
Наступила осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья. Листики падают с веток и летят, как будто кружатся в медленном танце. Интересно, как это зеленые листочки превратились в золотые. Вода в реке темно- синяя. Она уже стала холодная. На лугу стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная, как свечка.
Небо голубое-голубое, а на нем белое облачко. Золотая листва блестит на солнце.
На берегу реки расцвел осенний цветок. Он радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.
Заключительная часть.
Подведение итогов. Вопросы:
По какому признаку можно определить осеннее время года?
С каким настроением можно говорить об осени?
Какую музыку вы прослушали на сегодняшнем занятии, кто является автором этого произведения?
Задание на дом. Сделать рисунок дерева в технике «аппликация» и выучить четверостишие на тему: «Осень».