Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пгт Лебяжье Кировской области

Учителя русского языка и литературы Коржавиной Нины Леопольдовны
Конспект урока по русскому языку в 7 классе.
Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»

Цели урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; показать его роль в предложении; формировать умение находить союзы в тексте; правильно ставить знаки препинания; работать со схемами; продолжить формирование умения логически мыслить.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи урока: формировать понятие о союзе, развивать умение отличать союзы от других частей речи, учить отделять части сложного предложения друг от друга запятой; развивать речь учащихся, сообразительность, любознательность, творческое воображение, интерес к русскому языку (посредством введения в обучение занимательного материала, заданий различных видов).
Методы обучения:
словесные (беседа, фронтальный опрос), наглядные (демонстрационный материал), практические (упражнения), аналитический.Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Средства обучения для учителя и учащихся:
Таблицы: «Союз как часть речи», «Сочинительные и подчинительные союзы», раздаточный материал; сигнальные карточки со схемами.
Ход урока.
I. Организационный момент.Оформление работы в тетрадях.
Проверка выполнения домашнего задания.
Целеполагание и мотивация.
Сообщение темы урока.
- Продолжаем изучение темы «Служебные части речи». С какой частью речи мы познакомились на предыдущих уроках? (Предлог).
- В чем особенность? Для чего они служат? (Ответы учащихся).
- Сегодня мы познакомимся с ещё одной служебной частью речи, её особенностями, ролью в предложении.
II. Повторение.
- Запишите предложение, объясните орфограммы, пунктограммы, предлоги заключите в прямоугольник.
«Когда мы закончили восхождение, справа и слева, друзья мои, располагались чёрные утёсы, и эти неприветливые громады угнетающе действовали на нас, заставляя трепетать при мысли насчёт приближающейся опасности»,- рассказывал альпинист, недавно побывавший в горах.
(повторение пунктуации при прямой речи, обращении, деепричастном обороте, однородных членах, в сложном предложении + 13 орфограмм).
- Укажите несколько самостоятельных частей речи в предложении.
- Какие слова не являются членами предложения? Для чего они служат? Подчеркните основы предложения, постройте схему.
III. Изучение нового материала.
1. Фронтальный опрос.
- Что общего у предлога и союза? (1.Служебная часть речи. 2.Используется для связи. 3.Не изменяется. 4. Не является членом предложения).- Чем различаются предлог и союз? Для чего служат? ( Ответы учащихся).
2.- Попробуйте самостоятельно сформулировать определение союза.
- Проверим себя по учебнику (с.147, п.54; с.149,п.55).
- Что нового узнали о союзе?
3.Работа с таблицей «Союз как часть речи».
IV.Первичная проверка понимания темы. Закрепление.
1.Упр. 318.(Учимся находить и определять назначение союзов, правильно ставить знаки препинания в предложении). 1и 2 предложения - со схемами.
2.Устный графический диктант с сигнальными карточками (схемы предложений) + буквенный диктант (простой союз или составной: П,С).
Задание: определите, какое предложение? Какой союз и что соединяет? Как ставятся знаки препинания? Из какого произведения и о ком сказано?
1.Впереди всех шёл небольшой старичок, с птичьим носом и зелёными глазками. (А.М. Горький «Детство». Дед Алёши).2.Я хорошо видел, что дед следит за мною умными и зоркими зелёными глазами. (Дед)
3.Говорил он и – быстро, как облако, рос передо мною, превращаясь из маленького, сухого старичка в человека силы сказочной,- он один ведёт против реки огромную серую баржу. (Дед)
4.Так как он плясал неутомимо и самозабвенно, людей за столом подёргивало; они тоже порою вскрикивали, подвизгивали…(Цыганок).
5.Она не плясала, а словно рассказывала что-то. ( Бабушка).
6.Когда он уходил ко всенощной, в кухне начиналась неописуемо забавная жизнь. (Дед).
7.Меня не пускали гулять на улицу, потому что она слишком возбуждала меня. ( Алёша).
8.Я точно хмелел от её впечатлений и почти всегда становился виновником скандалов и буйств. ( Алёша).
9.Оттого что никто в доме его не любил, его звали чернокнижником и фармазоном. ( Хорошее Дело).
10.Он доставал из-за печи чёрных тараканов, быстро делал нитяную упряжь, вырезывал из бумаги сани, и по жёлтому, чисто выскобленному столу разъезжала четвёрка вороных…(Цыганок).
Ответы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
п п п с п п с п с п3.Работа с таблицей «Составные союзы».
Задание. Составьте 1-2 предложения с любыми составными союзами.
4.Подбор синонимов.
– Как вы думаете, есть ли у союзов родственники?
Задание. К данным простым союзам подберите другие, пишущиеся раздельно (составные) с тем же значением, и запишите их.
Когда = как только, лишь только
Но (зато)= однако же
Словно = как будто = будто бы
Или = то есть
- Сколько есть синонимов у союза «и»? Какие это союзы? (Тоже, также, да).
- Перечислите синонимы союза «но». (Да, однако, зато).
- Некоторые союзы состоят из двух слов (потому что, так как, как будто и др.). Есть ли союзы, состоящие из ещё большего количества слов? (Несмотря на то что, в то время как; не только, но и и др.).
5.Занимательные задания.
А). Вопрос- шутка. Чья речь состоит только из двух союзов? («Речь» осла: «Иа!»).Б). Игра «Четвёртый лишний». ( Запись на доске).
Задание: найдите «лишнее» слово, докажите правильность выбора.
Но, чтобы, перед, и.
Из-за, к, под, об.
Потому что, так как, как будто, чтобы.
6.Схематический диктант (раздаточный материал).
Задание. Простые предложения соедините подходящими по смыслу союзами и образуйте сложные предложения, постройте схему.
1). Я выздоровел. 2). Мне стало ясно. 3).Цыганок занимает в доме особенное место. ( Когда, что).
1). Кончив плясать, бабушка села на своё место к самовару.2).Все хвалили её. (И).
1). Сквозь иней на стёклах было видно. 2).Горит крыша мастерской.3).За открытой дверью её вихрится кудрявый огонь. (Как, а).
7.Редактирование отрывков из ученических сочинений.
- Ребята в сочинениях не всегда успешно справляются с построением сложных предложений и предложений с однородными членами, употреблением местоимений и других частей речи. Отредактируйте предложения, укажите строение союзов. (Устно).
Я отношусь к картине Комарова «Наводнение» хорошо, потому что он не побоялся запрыгнуть на высокий дуб.
Ствол у яблони прямой и румяный.
Волосы у него брюнетового цвета, а брови дуговые.
Так как собачка всё время мычала, Герасим назвал её Муму.
Муму была Герасиму как родная мать.
Ночью Робинзон взял одного из дикарей в заложники и назвал Пятницей.
Собака встала мальчику на грудь и стала махать своим баранистым хвостом.
8. Пунктуационный анализ + схемы предложений. Взаимопроверка.
Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие и сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом...
V.Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали о союзе?
- Какие бывают союзы?
- Что нужно помнить о знаках препинания в сложных предложениях с сочинительными и подчинительными союзами?
- Что общего у предлога и союза? В чём их отличие?
Домашнее задание. П.54-55. Выписать из повести А.М. Горького «Детство» 5 предложений с союзами, указать графически их роль в предложении, подписать: простой или составной союз.