Конспект урока по математике на тему Усвоение таблиц умножения и деления. Задачи в два действия (4 класс)


Математика Открытый урок!
Тема: Усвоение таблиц умножения и деления.
              Задачи в два действия.
 Цели:  - закрепить материал по теме табличное умножение и деление; учиться решать задачи в два действия; совершенствовать вычислительные навыки, формировать познавательный интерес, умение рассуждать; прививать любовь к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, дети. Садитесь.
II.Мотивация . Сегодня наш класс является исследовательским экологическим институтом. Институт – это высшее учебное  заведение. Я – ваш научный руководитель. А вы сотрудники института – исследователи.  Наш институт получил очень печальное письмо от Природы. Послушайте внимательно, что написано в этом письме.
(Учитель читает письмо)
Дорогие ребята!
Вы не видите моих слёз, но у меня ещё есть надежда.
Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда – то могла радоваться, могла любить? А ведь любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила человека, как заботливая мать, любит своего ребенка.
Как же я была прекрасна в то время!
Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг, оказался направлен не только на создание, но и на разрушение. Он начал порабощать меня. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась прекрасная Земля?
Неужели я создала и вскормила собственного губителя.
У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя.
Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.
-  Прочитав это письмо, у меня возникла мысль собрать вас вместе и провести исследование, кто же виновен  в том что случилось с нашей Природой.
Посмотрите на слово «исследование». Какое слово спряталось в этом слове?
Учитель: Значит, что мы делаем? Оставляем свой след в науке математике.
Учитель: Что мы будем исследовать на уроках математики? Числа.
- Как вы думаете, зачем нужно знать математику?


-2-
Без счета не будет на улице света.Без счета не может подняться ракета.Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.Запомните все, что без точного счета,Не сдвинется с места любая работ
Математика! Мир без нее был бы неинтересным. Не было бы научных открытий, ни на море, ни на суше, ни в космосе.
2. Сообщение целей и задач урока:
Целью нашего исследования будет закрепить материал по теме табличное умножение и деление; учиться решать задачи в два действия. И главное, понять, что без здоровой природы не будет ни урока математики, ни нас с вами.
3. Пальчиковая гимнастика
4. Каллиграфическая минутка
Запишите числа: 2 4 9
- Какие это числа? (однозначные, числа первого десятка)
- Составьте из этих цифр двузначные числа и запишите их:
 22  44  99 24 29 42 49 92  94
5. Проверка домашнего задания: взаимопроверка
№688 – примеры (ответы : 0, 14, 31)
№687- задача ( 1 рулон обоев стоит 9 гривен) решение: 18:2=9
6. Устный счёт.
А) назовите в числе десятки и единицы:
26  38  16  49  20
Б) Разложите числа в виде суммы разрядных слагаемых:
65 =                         78 =
39 =                        14 =
В) Продолжите ряд чисел:
2 4 6 8 …..
- Как называются такие числа?
- Какие числа называют чётными?
1 3 5 7 …..
- Какие числа составляют данный ряд?
- Какие числа называют нечётными?
Г) Задача № 1
В каждой корзине по 7 грибов. Сколько грибов в двух корзинах?
    Задача № 2
В одном пенале 4 карандаша. Сколько карандашей в 2 пеналах?
-3-
Отметь верные ответы(+)
   8 – чётное число.    7 – нечётное число.   17 – чётное число.   18 – нечётное число.   13 не делится на 2, поэтому 13  - чётное число.   Разность 12 и 3 является чётным числом.   10 делится на 2, поэтому 10 – чётное число.   Сумма 7 и 8 является нечётным числом.   Произведение 6 и2 уменьшили на 4. Получили чётное число.

7. Работа по карточке
Самопроверка
ІІ. Изучение нового материала
И.м. Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно.
Много тайн хранит наша удивительная природа. Я предлагаю вам исследовать некоторые интересные факты. Наша часть урока называется:
1. «Найди правильный ответ». Решение примеров со скобками.
Задание 1. Сколько килограммов кислорода выделяет 1 га леса в год?
54-(18:2+18)=
5 кг – 48          100 кг – 84
200 кг –27       70 кг – 38
Природная справка: 
Что произойдет, если человек будет вырубать ежегодно 200 га леса?
Ученик: Наша планета будет выглядеть голой и безжизненной.
Ученик: Резко снизится количество кислорода необходимого для дыхания всем живым существам, который находится в воздухе.
Как сделать, чтобы леса не исчезали, а приумножались?
Ученик: Необходимо как можно больше насаживать молодых деревьев.
Ученик: Бороться с браконьерами, которые беспощадно вырубают большие территории лесов.
Задание 2. Какое животное живет дольше всех?
56+(12:2+19)=
 Лев – 76                Черепаха – 81
Слон – 64               Обезьяна – 90  
Природная справка: Одна черепаха, известная как «мавританская черепаха», дожила до 152 лет и по предположению ученых может дожить до 200 лет.
-4-
Задание 3. Где у кошки находятся потовые железы?
8х2-4х2=
На ушах – 18               На хвосте – 24
На подушечках лап – 8
-4-
Природная справка: На подушечках лап, поэтому кошки не пахнут и плохо переносят жару. Когда кошка охотится, она плотно прижимает лапы к земле и становится необнаруженной.
Задание 4. У какого дерева белый ствол? Почему?
5+18:2=
Дуб – 7                           Клен – 8
Осина – 10                      Береза - 14    
Природная справка: Природа дала белый цвет березе не только для красоты, но и для защиты. Береза больше любит прохладную погоду,  жару не переносит. А белый цвет не притягивает, а отражает солнечные лучи. 
Физминутка: БУГИ-ВУГИ  
2. Решение заданий по книге:
С.117 № 691 решить по плану решения из учебника – записать только решение
         № 692 (письменно)
         № 693 (устно ) – по картинке учебника
Ритмические упражнения.
Решение примеров № 694 с 117
Задание № 695 – запиши выражение и найди его значение.
ІІІ. Итог урока.
IY. Домашнее задание: № 697, 698 с 118
- Итак, ребята, наше исследование завершено. Пора подвести итоги.
- Чем занимались сегодня мои исследователи?
(Решали примеры, задачи, исследовали состояние природы)
-Кто виноват во всех причинах болезни планеты? ( Человек)
Учитель: Да, человек. Он губительно относится к природе. Я предлагаю посмотреть вам, на то, как человек губит планету, на которой живёт – свой дом. Свалки мусора, загрязнение воздуха, грязные стоки, беспощадная вырубка лесов и загрязнение водоёмов. А как бы хотелось, чтобы наша Земля оставалась яркой, вечноцветущей – вот такой!
- Чтобы продолжить исследование, давайте в нашем классе проведём акцию «В защиту природы». Ведь судят о человеке не по словам, а по делам.