Выступление на ШМО гуманитарного цикла с целью обобщения опыта Использование тестового контроля на уроках истории и обществознания как средство развития учебно-интеллектуальных умений учащихся


Использование тестового контроля на уроках истории и обществознания
как средство развития учебно-интеллектуальных умений учащихся
В России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Стратегия модернизации содержания общего образования предполагает, что в основу обновленного содержания должны быть положены ключевые компетентности, которые предполагают обладание человеком совокупностью знаний, умений, навыков, способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта личностного саморазвития, включающей его личностное отношение к предмету деятельности [6].
Использование КИМов (тестов) может позволить решить проблему создания условий:
- для объективной оценки учебных достижений учащихся с помощью "безличного" инструмента;
- для развития индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка через ограничение давления на личность.
Интеллект (от латинского "понимание", "познание") - в широком смысле - умственные способности человека, совокупность всех познавательных процессов; в более узком смысле - ум, мышление. В структуре интеллекта человека ведущими компонентами являются мышление, память и способность к разумному поведению в проблемных ситуациях [4;142]. В последнее время активно подчеркивается роль интеллектуальных особенностей личности в общей успешности деятельности.
Умения. У дидактов и методистов существуют разные точки зрения на умения и навыки учащихся. Одна точка зрения (Е.Н.Кабанова-Меллер) определяет умение как владение знанием о способе деятельности, как начальную ступень формирования навыка. Другая точка зрения (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, Н.А.Лошкарева) определяет умения как сознательное владение каким-либо приемом деятельности.
Таким образом, все точки зрения по вопросу о сущности умений можно свести к следующим [7;93]:
- умения - это автоматизированные действия, играющие вспомогательную роль и входящие в состав навыка;
- умения - владение знанием о способе деятельности, начальная ступень формирования навыка;
- умения - способность достигать цели деятельности на основе знаний и приобретенных навыков;
- умения - сознательное владение приемом деятельности;
- умения - сознательное владение мыслительными операциями.
Так же в дидактике и психологии существует несколько классификаций основных умений и навыков школьников. Например, Лернер И.Я. классифицирует умения по способу действия на организационные (планировать свою деятельность); практические (умение составить план, доклад и т.д.); интеллектуальные (развитие мышления).
Данный опыт педагогической деятельности опирается на классификацию умений Бабанского Ю.К., так как в основе классификации умений положены структурные элементы учебной деятельности и процесс усвоения знаний [1; схема 5 на форзаце]. Он выделяет:
1) учебно-организационные умения намечать задачи и рационально планировать свою деятельность, создавать для нее благоприятные условия (режим дня, гигиена рабочего места);
2) учебно-информационные умения (работа с книгой, справочником, библиографией);
3) речевые (письменные) - умение отвечать на вопросы, пересказывать текст, связно излагать, рецензировать;4) учебно-интеллектуальные умения:
- умение выделять из общего потока информации какой-то группы сигналов и умение делать вывод о том, что эти выделенные сигналы относятся к одному предмету; умение осуществлять в памяти поиск близкого по составу комплекса ощущений признаков, затем сравнение с ним воспринятого предмета; умение осуществлять поиск дополнительных признаков предмета, который позволит подтвердить правильность результата восприятия или опровергнуть решение (восприятие) [14; 14];- умение выделять смысл изучаемого материала, выделять в нем существенное, устанавливать причины и следствия, общие положения и конкретные факты (запоминание) [4;124];
- умение актуализировать прошлый опыт, ранее усвоенные знания (воспроизведение) [4;74];
- логическое осмысление информации;
- умение решать проблемные задачи;
- умение осуществлять самоконтроль, т.е. умение сознательно регулировать собственную деятельность в интересах обеспечения соответствия результатов поставленным целям, предъявляемым требованиям, правилам, образцам [4;358].
В отдельных умениях сливаются несколько психических процессов. В практике они переплетаются, а не используются в чистом виде: так, выделение главной мысли требует следующих интеллектуальных умений абстрагироваться, синтезировать, сравнивать и обобщать.
Методика формирования умений при обучении истории включает в себя четыре этапа: вначале обучаемые усваивают знание конкретного приема. Узнав о последовательности действий, составляющих этот прием, ученики начинают работу по образцу под руководством учителя. Постепенно самостоятельность их увеличивается, особенно при действиях в аналогичных ситуациях. Знакомый прием ученики начинают применять в новых условиях. В результате многократного повторения они усваивают все действия, составляющие прием. После этого обучающие могут самостоятельно переносить усвоенные действия на новый материал и в иные условия. Таким образом, у них вырабатывается способность применять усвоенный прием в работе с новым учебным содержанием. Основной признак владения тем или иным умением - это способность ученика применять интеллектуальные действия в новой учебной ситуации на новом материале и во время решения незнакомых познавательных задач.
Современные контрольно-измерительные материалы (тесты) могут являться эффективным средством развития учебно-интеллектуальных умений.
Что такое тест и когда можно использовать тестирование?
Тест (от англ. - испытание, исследование) - метод исследования и испытания способностей человека к выполнению той или иной строго определенной работы, выяснения умственного развития, профессиональных наклонностей с помощью стандартных схем и форм [13;253].
Классификация педагогических тестов в методической литературе разнообразна. С точки зрения целей применения можно выделить [9;5]:
- тесты достижений - позволяют проверить уровень знаний учащихся, оценить понимание ими материала;
- критериально-ориентированные тесты - позволяют сопоставить уровень индивидуальных учебных достижений с полным объемом знаний, умений и навыков;
- нормативно-ориентированные тесты - сравнивают испытуемых друг с другом по уровням и учебным достижениям;
- аттестационные тесты - определяют степень обученности учащихся по разделу, всему курсу;
- тесты прогнозирования результатов обучения - позволяют оценить готовность учащихся к определенному виду работы, усвоению материала.
В данном случае будут рассмотрены варианты использования КИМов, основанные на классификации тестов в зависимости от характера деятельности испытуемого на определенных этапах урока [5].
Тип заданий - задания с выбором ответа.
Разновидность заданий: задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа, из которых только один правильный.
Тема "Великая Отечественная война" (История России, 9 класс)
1. Период отступления Красной Армии
1)* 22 июня 1941-ноябрь 1941
2) декабрь 1941-ноябрь 1942
3) 19 ноября 1942-конец 1943
4) 1944 - 9 мая 1945
2. Период коренного перелома, т.е. окончательного перехода стратегической инициативы в войне к СССР:
1) 22 июня 1941-ноябрь 1941
2) декабрь 1941-ноябрь 1942
3)* 19 ноября 1942-конец 1943
4) 1944 - 9 мая 1945
Эти тесты универсальны и их можно использовать на любом этапе урока и на уроке любого типа (приложения 2, 4, 5). Количество минут на выполнение работы должно примерно соответствовать количеству заданий (можно предоставить на 1-2 минуты больше). Данные тестовые задания должны обеспечивать возможность проведения объективной проверки умения владения элементами анализа: умения выявлять простейшие причинно-следственные связи между явлениями, делать сравнения явлений и объектов, устанавливать последовательность и длительность событий во времени.

Тип заданий: задания с выбором ответа.
Разновидность заданий: задания, предлагающие для анализа два суждения.
Тема "Общество и природа" (обществознание, 8 класс)
Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы:
А. Общество возникло одновременно с природой.
Б. Общество, надстроило природную среду искусственной - культурой.
1) верно только А2)* верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Тип заданий: задание с кратким ответом.
Разновидность заданий: задание, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице.
Тип заданий: задание с кратким ответом.
Разновидность заданий: задание на отбор необходимых позиций из предлагаемого списка.
Тема: "Потребности человека" (обществознание, 8 класс)
Найди в приведенном списке биологические потребности человека:
1) во сне
2) в отдыхе
3) в уважении
4) в воздухе
5) в общении
6) в творчестве
Номера правильных ответов запишите в порядке возрастания (1,2,4)
Тип заданий: задания с кратким ответом.
Разновидность заданий: задания, требующие определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание.
История Древнего мира (5 класс)
Тема "Первобытные собиратели и охотники"
Закончи (допиши) предложение:
1.Важнейшими занятиями древних людей были …
2.Предки всех населяющих Землю народов некогда жили коллективами, которые называют …
3.Верования первобытных людей в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти называют …
Ответы: 1. Охота и собирательство. 2. Родовыми общинами.
3. Религиозными.
Тесты на дополнение ответов, приведенных в заданиях (приложения 2 и 3) и тесты со свободно конструируемыми ответами позволяют свести к минимуму фактор случайного выбора ответа, так как у учащихся нет определенных готовых вариантов. Данные тесты можно использовать при самостоятельном изучении учащимися материала или при контроле за усвоением изученного материала, что создает условия для развития умения актуализировать прошлый опыт, ранее усвоенные знания (процесс воспроизведения), логического осмысления информации; умения решать проблемные задачи и умения осуществлять самоконтроль.

Тип заданий: задания с кратким ответом.
Разновидность заданий: задания, требующее дать положительный (если согласен с ним) или отрицательный (если считает утверждение ошибочным).
Тема урока "Основание Рима" (5 класс)
Согласен ли ты с утверждением?
1.Город Рим возник на берегу реки Тигр в Италии.
2.Италия была расположена на Балканском полуострове.
3.Вдоль всего Апеннинского полуострова тянутся невысокие Апеннинские горы, богатые строительным камнем и металлами.
4.С севера Италию от других стран мира отделяли горы Альпы.
5.Некогда по левому берегу реки Тибр жили племена латинов, которые основали город Рим.
6.Древнейшие римляне жили в кирпичных домах.
7.Римляне занимались земледелием, скотоводством, ремеслом и воевали с другими латинскими городами.
8.Потомки основателей Рима называли себя плебеями.
9.Люди, переселившиеся в Рим из других мест, называли себя патрициями.
10. В управлении Римом принимали участие только плебеи.
Ответы: 1-, 2-, 3+, 4+, 5+, 6-, 7+, 8-, 9-, 10-.
Применение подобных тестов (бинарных) возможно на этапах актуализации знаний, закрепления и контроля (для слабых учащихся). Простота этого типа теста кажущаяся, задания позволяют не только проверить усвоение фактического материала, но и помочь задуматься над теми или иными проблемами, то есть умение выделять смысл изучаемого материала, логическое осмысление информации.
Тип заданий: задания с кратким ответом.
Разновидность заданий: задания на установление правильной последовательности.
История России (9 класс)
Тема "Внешняя политика СССР в 20-30 годы"
Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.
А)участие советских представителей в Генуэзской конференции
Б)исключение СССР из Лиги Наций
В)заключение пакта Молотова-Риббентропа
Г)участие советских добровольцев в гражданской войне в Испании
1234
агвб

Эффективнее всего применять на этапах первичной проверки усвоения изученного материала и контроля за усвоением изученного материала, так как они позволяют учащимся формировать умение выделять смысл изучаемого материала, выделять в нем существенное, устанавливать причины и следствия, общие положения и конкретные факты, умение актуализировать прошлый опыт и ранее усвоенные знания, способствуют логическому осмыслению информации.На различных этапах урока тестовые задания могут выполнять различные функции:
1. Этап проверки домашнего задания - проверка усвоения и понимания различных определений, правил, логического осмысления материала [3;28] (приложение 2).
2. Этап актуализации знаний учащихся перед изучением нового материала - использование тестов с целью актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы и обеспечить создание у школьников образа изучения новой темы; с помощью теста учащиеся вспоминают ранее изученный материал или выясняют какие пробелы в знаниях у них существуют и могут помешать изучению новой темы.
3. Этап изучения нового материала - тестовый материал служит основой для ориентировки в новой информации, позволяет выделить главное, существенное (приложение 3).
4. Этап первичной проверки усвоения изученного материала - используется небольшое тестовое задание, которое выполняется самостоятельно и коллективно проверяется с необходимым обсуждением правильных ответов и ошибок учащихся (приложение 2).
5. Этапы закрепления, повторения и обобщения изученного материала: возможно обучающее тестирование с использованием учебной литературы, видеофрагментов, текстов дополнительной литературы и т.п. (приложение 3).
6. Этапы контроля, самоконтроля и коррекции - с помощью тестовых заданий осуществляется проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся. Для объективности желательно не менее 2-х вариантов тестирования (можно использовать различные виды тестовых заданий).
Таким образом, КИМы можно использовать на различных этапах учебного занятия в соответствии с логикой усвоения знаний учащихся.
Поскольку любое учебное занятие - это искусственно создаваемая учителем под конкретную цель система, то, следовательно, из этого набора этапов можно создавать самые разнообразные комбинации [3;17]. Кроме того, контрольно-измерительные материалы можно использовать на итоговых, обобщающих занятиях и уроках контроля знаний (приложение 5). При планировании итогового (обобщающего) тестирования желательно соблюдать следующие правила [12;105]: во-первых, количество вопросов по проблеме должно соответствовать степени ее важности внутри темы; во-вторых, типы задаваемых вопросов должны соответствовать целям обучения и возможностям учащихся.
Вопросы в области познания:
Проверяемая категорияТип ожидаемого мышленияПримеры
ЭрудицияВоспроизведение или узнавание изученногоДай определение, назови…
ПониманиеДемонстрация понимания; интерпретацияОбъясни своими словами…
ПрименениеИнформация используется для практики. Выводы, основанные на фактахПримени правило…
Приведи пример…
АнализПреобразование информации, расчленениеСравни…
Классифицируй…
СинтезДивергентное, оригинальное мышлениеСделай вывод…
Что случилось бы, если…
ОценкаОценка идей, выражение мненияКакой подход лучше?
В настоящее время имеется достаточное количество готовых контрольно-измерительных материалов по истории и общественным дисциплинам, одобренных Федеральным институтом педагогических измерений, Министерством образования РФ, которые дают возможность получить объективные данные об уровне и качестве усвоения знаний и развития интеллектуальных умений и выявить [5;6]:
1) уровень усвоения знаний:
- основных понятий и категорий;
- ключевых идей и положений;
- существенных характеристик процессов, явлений и т.п.
2) уровень овладения умениями:
- характеризовать с научных позиций основные события, явления и т.п;
- анализировать и интерпретировать представленную информацию;
- устанавливать соответствия между событиями, существенными чертами и признаками;
- систематизировать и классифицировать представленные данные по предложенным критериям;
- выявлять внутренние и внешние связи.
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия.
Иногда бывает трудно подобрать готовые задания по какой-то конкретной теме, узкой проблеме, элективному курсу и т.п. В этом случае тестовые задания составляются в соответствии с требованиями технологии составления тестовых заданий (приложение 1).
Необходимо отметить, что тесты, конечно, не должны стать единственной формой работы с учащимися, так как они не позволяют оценить весь спектр достижений школьников (например, тесты не позволяют проверить, умеет ли школьник доказывать свою точку зрения, делать выводы, пересказывать). Иногда выполнение тестовых заданий может нести в себе определенный момент случайности: ученик может угадать правильный ответ (в тестах с выбором ответа). Главное всегда помнить простую истину - лучше меньше, да лучше! То есть не стоит превращать урок в сплошное тестирование, ведь тестовые формы контроля эффективны только при рациональном их использовании.
Однако даже с учетом указанных недостатков тестировании сегодня остается мощным, оперативным, надежным и объективным средством контроля знаний учащихся и оценивания их достижений в развитии учебно-интеллектуальных умений [9;5].
Кроме того, результатом развития интеллекта учащихся является самооценка, ведь режим развивающего обучения (саморазвития личности) не может быть обеспечен в условиях внешне мотивированной деятельности. "Понимание ребенком отметки, поставленной учителем, пишет Д.Б. Эльконин, - требует достаточно высокого уровня самооценки, а это приходит не сразу. Без этого диалог учителя с учеником посредством отметок похож на разговор двух глухих" [16;39]. Организация обучения на основе внутренней мотивации обязательно связана с обеспечением саморегуляции в процессе личностного развития, основанной на самооценке. Самооценка - это оценка самого себя, своих достижений и недостатков (Ожегов С.И. Словарь русского языка, 20-е изд. 1989. С.567.). Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции. Основные функции самооценки:
-констатирующая - на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
-мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
-проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).
Таким образом, использование контрольно-измерительных материалов может способствовать обеспечению успешного развития учебно-интеллектуальных умений каждого школьника, повышению объективности и системности оценивания, формированию внутренней мотивации учебно-познавательной деятельности.
Тестирование через развитие интеллектуальных умений учащихся создает условия для формирования таких качеств ценностно-ориентированной личности как способность к самоорганизации и умение объективно оценивать свои знания и возможности, ставить перед собой конкретные учебно-познавательные цели, то есть способствует развитию и саморазвитию личности в целом.
Необходимо отметить, что стандартизация и измерение других параметров обучающегося (прилежания, доброты, духовности и т.п.) сегодня, как и вчера, опасны для массового применения в образовании из-за их сложности или недостаточной научной проработанности.
Следовательно, массовое применение тестовых технологий позволит не на словах, а на деле гуманизировать образование, сделать его непрерывным, максимально реализовать возможности каждой личности - и ученика, и учителя.
Библиографический список
1.Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
2.Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.
3.Давыденко, Т.М. Проектирование учебного занятия: учеб. пособие / Т.М.Давыденко, Е.В. Тонков. - Белгород: Изд. БелГУ, 2002. - 92 с.
4.Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник / М.И.Дьяченко, Кандывович Л.А. - Мн.: Харвест, 2004. - 576 с.
5.Единый государственный экзамен 2007. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2007 - 304 с.
6.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АПКиПРО, 2002. - 24 с.
7.Короткова, М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. пособие для учителей / М.В. Короткова, М.Т. Студенкин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 192 с.
8. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: учебно-методическое пособие / Г.Ю.Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 128с.
9. Методические рекомендации по организации тестового контроля на уроках экономики. - Белгород.: Управление образования комитета по социальной политике администрации г.Белгорода, НМИЦ, 2005. - 52с.
10.Переверзев, Ю.В. Критериально-ориентированные педагогические тесты для итоговой аттестации студентов. - М., 1998.
11.Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ": : ООО "Транзиткнига", 2004. - 479 с.
12. Скороходова, Н.Ю. Психология ведения урока / Н.Ю.Скороходова. - СПб.: Издательство "Речь", 2002. - 148 с.
13. Степанищев, А.Т. Методический справочник учителя истории / А.Т.Степанищев. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 320 с.
14.Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.
15.Ценностно-ориентированный подход как фактор развития творческой личности школьника (Педагогический опыт в современной школе №4): Сборник научных трудов / Под ред. проф. Ф.И.Собянина, Э.В.Левченко. - Белгород: Издательство "Логия", 2005. - 184 с.
16.Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б.Эльконин. - М., 1974.