Использование социо-игровых технологий на уроке


Социо-игровые технологии на уроках.
Еще одно из направлений моей работы – это социоигровые технологии, с которыми мне посчастливилось познакомиться всего 3 года назад. На фоне стандартных уроков, тем, заданий вдруг появились такие, которые заставили задуматься над своей работой, взглянуть на нее по-новому, да и придали уверенности в себе и своих силах.
Трудно на уроке обеспечить всех детей материалом, который был бы им под силу, заставить работать тех, кто совсем этого не хочет. Да и научность, монотонность изучаемого материала способна свалить с ног не только детей (особенно слабых), но и самого учителя. А вот использование основных принципов режиссуры урока и социоигровой педагогики помогает сделать урок легким и интересным, как бы невзначай открывает справедливость надоевших правил, заставляет удивляться давно известному и радоваться красоте языка. Способы такой работы, являясь своеобразными тренажерами, позволяют «набить руку» в грамотном письме – но при этом способствуют и нормальному живому общению учеников друг с другом и с учителем.
Одно из основных понятий – режиссура урока. Этот термин взят из области театрального искусства. Способность чутко воспринимать особенности поведения как своего, так и другого человека, а также свобода и вариативность в общении могут и должны стать для учителя необходимыми на каждом уроке. В каком бы состоянии ни был класс в начале урока (возбужден после физкультуры или утомлен контрольной), учителю всегда нужно установить с ним контакт, дать ученикам возможность расслабиться (или, наоборот, сосредоточиться), в мгновение ока оценить ситуацию в классе и скорректировать не только план урока, но и свое поведение, потому что оно должно быть выразительным, понятным для учеников, располагающим к сотрудничеству. Другими словами, учителю следует по-новому, исходя из конкретных, незапланированных условий, срежиссировать урок, да так, чтобы ему самому было интересно – угадают ли, отгадают ли, найдут ли ученики решение, выход или направление, куда надо двигаться?
Отсюда – первый принцип: живой урок не может обойтись без какого-либо добровольно согласованного, целенаправленного перемещения учеников в пространстве. Урок, на котором ученики то группами общаются, решая какую-либо задачу, то подходят друг к другу в поисках ответа, то в непринужденных (не расслабленных!) позах располагаются вокруг листка с заданием или таблицы, производит впечатление поиска настоящего, искреннего, подлинного.
Второй принцип – работа в малых группах. Загадки – задания, предлагаемые учителем на уроке, легче и полезнее разгадывать вместе с товарищами, а не в одиночку, как на экзамене. Поэтому часть работы (или весь ее объем) хорошо выполнять совместно или небольшими группами. Это дает возможность проявиться детской дружбе, терпимости, взаимовыручке. Если дети в классе спокойно и весело трудятся в компании с любым учеником, значит они защищены от заразы скандального пренебрежения или унижения, от завышенной самооценки, скромны и дружелюбны. Именно в такой обстановке урок проходит легко и плодотворно.
Третий принцип – смена дел, а соответственно и содержаний, и форм работ, выполненных детьми. Это позволяет каждому ребенку на уроке раскрыться, найти себе то дело, где он сможет проявить свои знания, сообразительность, возможности, талант. Поэтому я согласна, что лучший результат урока тот, где каждый смог показать себя, поучаствовать в общем деле, обрести свое место в классе, стать полезным и утвердиться в себе. Происходит открытие ума и таланта во всех.
Еще одно понятие – социоигровая педагогика. Практика показывает, что использование игр в процессе учебной деятельности дает прекрасные результаты. По свидетельству многих ученых, игра наиболее полно соответствует особенностям детской психики. А мы, приходя в класс на урок, наоборот стараемся как можно скорее обратить детей во взрослый мир, который им подчас бывает далек и непонятен. Отсюда и частые конфликты из-за оценки, обида на учителя за невнимание к ребенку, за занятость другим учеником и т.д. А в процессе игры совершается активное, творческое усвоение материала, полезных истин. И ученики, и учителя начинают уделять особое внимание характеру общения, учатся вести разговор, быть вежливыми, учтивыми, следить за своей речью. У каждой игры есть свои правила, которые обязательны для всех участников и не подлежат сомнению. Стоит их нарушить – и игра перестает существовать. Это заставляет детей быть собранными, внимательными, активными. Разве не этого мы добиваемся от них на любом уроке? Так зачем же искусственно создавать «рабочую» атмосферу, если она сама устанавливается в процессе игры.
Осталось добавить, что авторами данной технологии стали Александра Петровна Ершова и Вячеслав Михайлович Букатов. Московская учительница Лидия Константиновна Филякина пригласила их поработать в ее классе, чтобы «развернуть детей с учителя друг на друга». В процессе работы они стали тесно сотрудничать с психологом-педагогом Евгением Евгеньевичем Шулешко, который и предложил именовать работу социоигровой педагогикой.
На мой взгляд, применение данной технологии позволяет мне успешно достигать поставленных целей: и развивать творческие способности детей; и помогать овладевать знаниями, которые надо не только получить в готовом виде от учителя, но и самим добыть; и приучать их мыслить свободно, самостоятельно; и уметь общаться с другими людьми; и находить свое место в коллективе, становиться увереннее. Это делает урок интереснее, а интерес (как было сказано выше) движущая сила преподавания любого предмета.