Создание педагогических условий для формирования профессиональных и общих компетенций обучающихся.




Министерство профессионального образования,
подготовки и расстановки кадров РС (Я)
Автономное учреждение Республики Саха (Якутия)
«Профессиональный лицей №11»

Республиканский конкурс
«Преподаватель года- 2013»
Семенов Алексей Семенович
преподаватель
«Технического обслуживания и ремонта автотранспорта»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
«Создание педагогических условий для формирования профессиональных и общих компетенций обучающихся »
г. Якутск – 2013


Тема: Создание педагогических условий для формирования профессиональных и общих компетенций обучающихся.
Процесс рождения концепции. Многие преподаватели дисциплин профессионального цикла сегодня задаются вопросами, каким должен быть современный урок для усвоения обучающимися максимума из того, что им дается.
В современных условиях требуется подготовка специалиста нового качества, обществу нужен не просто грамотный работник, а специалист, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, многосторонне развитый человек.
Широкое внедрение прогрессивных форм организации труда в промышленном производстве оказывает влияние на формы организации учебной деятельности учащихся, подготовку их к работе не только в процессе производственного обучения, но и теоретического. На практике наблюдается противоречие между требованиями к подготовке учащихся и реально сложившиеся практикой обучения, особенно в процессе теоретического обучения. Правильная организация коллективной деятельности учащихся в процессе обучения в значительной степени способствует их подготовки к совместной работе на производстве. В связи этим проблема форм обучения и форм учебной деятельности учащихся в НПО приобретает актуальность.
С самого начала педагогической деятельности перед каждым преподавателем неизменно встает вопрос: как учить? То есть речь идет о сочетании форм работы на уроке: педагогических приемах привлечения внимания учащихся, активизации их познавательной деятельности на уроке; методах изложения материала и контроля текущей успеваемости и посещаемости; планировании видов работы учащихся на уроке. Только после первых опытов преподавания возникает второй вопрос: чему учить? Собственно с этого вопроса начинается реализация образовательных целей в деятельности педагога. Надо отобрать учебный материал, выделить ключевые идеи предмета; продумать последовательность изложения тем, связать с будущей профессией обучающихся; подготовить учебно-дидактическое и методическое обеспечение преподавания.
С опытом приходит понимание неразрывной взаимосвязи триединой цели урока: образования, развития и воспитания, чтобы ответить на 4 вопрос: какого учащегося выучить? Педагогическая деятельность – неразрывное единство обучения, воспитания, комплексного воздействия на умы и души воспитанников.
Итак, ставлю перед собой образовательную цель: учащиеся должны овладеть профессиональными компетенциями, то есть знать, уметь и иметь практический опыт по профессиональному модулю «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
Развивающая цель: посредством работы на демонстрационных стендах и макетах научить пользоваться современным оборудованием, воспитать потребность в самообразовании, в постоянном пополнении знаний в области технического обслуживания и ремонта автотранспорта.
Воспитывающая цель: воспитать компетентную личность, умеющую организовать собственную деятельность, ответственного за результаты своего труда.
Ведь целью наших совместных педагогических усилий является формирование компетенций обучающихся: общих и профессиональных.
Эти требования выдвигают новые требования к качеству образования. Новое качество образования, на мой взгляд, должно базироваться, прежде всего, на умении определить собственные педагогические подходы и разработать свою педагогическую технологию и идею. Из огромной базы данных дидактических средств, накопленных поколениями учителей, каждый педагог отбирает свои, созвучные и близкие духу идеи, подходы к работе, способы деятельности, формы уроков, методы и технологии успешного обучения.
Как преподаватель-исследователь, я ставлю перед собой такие задачи:
1.Изучение передового педагогического опыта; анализ информационных запросов обучающихся и условий информатизации образовательного процесса в лицее.
2. Модернизация содержания программы по информатике в свете поставленных целей.
3. Разработка педагогической технологии.
4. Внеурочная работа по углублению знаний учащихся, поддержанию интереса к предмету, внедрению практических разработок с учетом профессиональной направленности специальностей, получаемых в лицее.
5. Участие в развитии учебно- материального обеспечения в лицее.
Актуальность проблемы форм обучения и форм учебной деятельности учащихся в профессиональном лицее в современных условиях объясняется:
-повышением значимости качества подготовки специалистов в связи с реализацией социального заказа государства на подготовку квалифицированных кадров для общества;
- необходимостью овладения молодежью новыми информационными технологиями, позволяющими развить учебно-познавательные, профессиональные, социальные, культурные компетенции;
Отдельные аспекты указанной проблемы нашли отражение в работах современных исследователей, как Макарова Н.В., Богомолова О.Б., Балафанов Е.К. и др.
20 октября 2010 года за № 1815-Р принята Государственная программа РФ «Информационное общество» (2011-2020 гг.), которая предусматривает реализацию задач инновационной деятельности. Исходя из этого, мы как преподаватели дисциплин профессионального цикла, определяем следующие направления своей работы:
- реализация идей непрерывного обогащения информационной, коммуникативной культуры учащегося за счет индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения предмета «Информатика»;
- воспитание ответственного отношения к любому виду профессиональной деятельности через освоение современных технологий обслуживания и ремонта транспорта.
Поставленные задачи я решаю через практическую реализацию учебно-методического комплекса по модулю «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта». Комплекс, который я формирую в течение ряда лет, состоит из разработки рабочей учебной программы по профессиональному модулю, комплекта контрольно-оценочных средств, планов-конспектов уроков, заданий к лабораторно-практическим занятиям, зачетных вопросов и тестов, методических указаний к их выполнению.
Моя педагогическая идея основана на дидактических принципах личностно-ориентированного обучения:
сотрудничества;
равных возможностей;
самоорганизации учебной деятельности обучаемых;
саморазвития личности;
Профессиональный модуль «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» – практически самая основная для учащихся дисциплина. Я думаю, что преподаватель спецдисциплин имеет больше возможностей, чем другие, для индивидуального контакта с учащимися в процессе лабораторно-практических занятий и во внеурочное время. Такой личностно-ориентированный подход может создать, на мой взгляд, положительный имидж педагога и позитивное отношение к учению. Особенность занятий по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта в том, что учащиеся получают первоначальные умения, практический опыт, но и при этом повышается познавательный интерес к дисциплине. Задача преподавателя - на основе этого интереса сформировать постоянную потребность в познавательной деятельности и самообразовании На практических занятиях учащиеся увлеченно работают над решением производственных задач по обслуживанию и ремонту автотранспорта, могут предлагать свои варианты решения проблемы, составлять технологические карты алгоритма действий. Таким образом, реализуемый деятельностно-практический подход позволяет при планировании работы соотнести цели, предмет, средства, процесс и результат образовательной деятельности. При этом цель и результат должны совпадать так же, как совпадают стратегия и тактика деятельности педагога, направляющего свои усилия на формирование личности, обладающей интегрированными коммуникативными, профессиональными и культурными компетенциями.
Как преподаватель-методист, могу сказать, что комплексный деятельностно -практический подход к организации уроков развивает мышление учащихся системы НПО, учитывает их психофизические особенности, уровень базовых компетенций, формирует интеллектуальные умения, личностные качества. Преподаватель направляет своих учащихся на путь успеха - поставить цель и добиться результата. А как часто в педагогической практике мы наблюдаем такое: начатое дело не доводится до конца, учащиеся не осознают, к какому результату должны прийти, зачем выполнена работа. Думаю, что при четкой постановке целей и показе средств их достижения учащиеся обретают внутреннюю установку на доведение начатого учебного действия до конца.
Методическая работа преподавателя заключается в непрерывном повышении профессионализма. Постановка задач информатизации требует от преподавателя постоянной работы по самообразованию и профессиональному саморазвитию. Посещать занятия коллег, давать открытые уроки, участвовать в методических семинарах и выставках – традиционные формы методической работы, где я перенимаю у коллег их богатый опыт. Стараюсь принять участие в городских и республиканских семинарах по информатизации, результативно участвовать в конкурсах и выставках. Задачу изучения опыта лучших преподавателей сейчас можно решать и через компьютер. Составляю личную электронную копилку педагогических идей. В настоящее время имею 20 разработок открытых уроков, картотеку из 14 электронных курсов и пособий по разделам дисциплины. Оснащение кабинета информатики не только техническими средствами, но и методическими пособиями и дидактическими материалами дает широкие возможности для использования компьютерной техники в лицее.
Воспитанники учреждений начального профессионального образования представляют собой особенный контингент. Основная масса относится к категории педагогически запущенных детей. В этих условиях педагог лицея, как воспитатель, выполняет функцию интеграции всех воспитательных воздействий на личность учащегося: семьи, школы, улицы, друзей. Нужно быть готовой к любым неожиданностям. Владеть собой и выходить из сложных ситуаций помогает знание психологии учащихся, педагогики, жизненный опыт и знание предмета. Авторитет преподавателя складывается из небольших, казалось бы, деталей, в которых проявляется отношение к ученикам. Например, часто спасает чувство юмора. Учащиеся внимательно следят за действиями преподавателя, изучают стиль его отношений с учащимися. Педагогический такт – это качество, присущее только настоящему учителю и к которому я стремлюсь все годы своей работы. Трудно заслужить уважение учащихся, но тем ценнее признания выпускников, которые добрым словом вспоминают лицей и тех, кто повлиял на их становление.
Как личность, я считаю важным занимать активную жизненную позицию. Участвую во всех мероприятиях лицея, занимаюсь спортом, художественной самодеятельностью. Личный пример педагога убеждает воспитанников отказываться от вредных привычек, вести здоровый образ жизни, быть разносторонне развитым человеком, владеющим социально-коммуникативными компетенциями.
Результативность педагогической идеи.
Успеваемость по предмету за последние годы имеет тенденцию к повышению.
Выводы: Обобщая опыт своей работы, хочу отметить, что знание предмета, эрудиция, методическое мастерство – это составляющие профессиональной компетентности преподавателя. Но личностная составляющая - духовное богатство, интеллект, творческие способности – вот тот инструмент, который создает взаимодействие педагога и ученика в образовательном процессе. Современная молодежь – это поколение новых людей с планетарным мышлением, толерантным сознанием, с новой системой ценностей. Значит, и к преподавателю они выдвигают новые требования. Вот почему мы говорим о необходимости перестройки системы своей работы, об инновационных технологиях, педагогике сотрудничества, самоорганизации и непрерывного самообучения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.