Обмен опытом Формирование речевой и языковой компетенции на уроках русского языка и литературы


Формирование речевой и языковой компетенции на уроках
русского языка и литературы.»Люди, которые плохо владеют речью,
имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило
их пользоваться тем оружием, которое оказывается
более всего нужным.
(В.И. Чернышев, лингвист и методист ХХ века).
Современное поколение неохотно и мало читает, и это давно уже не секрет. Всё чаще мы видим детей у телевизора, у игровой приставки или компьютера, да ещё с плеером в ушах. Сколько времени может в течение дня проводить ребёнок с техникой? Я поинтересовалась у своих учеников и выяснила: оказывается, пять-шесть часов в день! А возьмите и посчитайте, сколько часов это будет в течение месяца и года! Всё это время ребёнок оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное). А ведь именно общение является важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит изоляция от общества.
«Скажи мне и я забуду.
Научи меня и я запомню.
Вовлеки меня и я выучу».
Бенджамин Франклин
АКТУАЛЬНОСТЬ: проблема формирования и развития речевой и языковой компетенции особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьников.
Сейчас общество вступило в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному, информационному. Это влечёт за собой и изменения в образовательном пространстве.
На смену традиционным методикам пришли модульно-блочные, цельно-блочные, а в последнее время интегральные технологии. В каждой из указанных технологий есть серьёзные достижения. В интегральной технологии решающее место занял компьютер. Он рассматривается не только и не столько как обучающая машина или объект изучения, а становится, прежде всего, средством расширения интеллекта обучаемых, их развития. Важным является использование компьютеров как инструмента управления учебным процессом.
Но наряду с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное: происходит «отторжение» ребёнка от общения с окружающими людьми. Значит, долгое время в жизни школьника оказывается невостребованным такой компонент обучения как языковая и коммуникативная компетенция. И я поставила целью обучения
ЦЕЛЬ: создать учащимся условия для развития речевой и языковой компетенции на уроках русского языка и литературы.
ЗАДАЧИ:
- развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;
- развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения;
- формировать потребность в речевом самосовершенствовании;
Чтобы сформировать и развивать компетенции, нужно дать их объяснение.
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения.
Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. «Обучать общению, общаясь» – без этих условий нет урока.
На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.
В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии мозговой штурм, технология «критического мышления», интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА: в своей работе я использую методы, ориентированные на развитие устной и письменной речи. На уроках литературы использую: все виды пересказа, все формы учебного диалога. Мои учащиеся успешно готовят доклады и сообщения для школьных конференций. Проводят учебные исследования, требующие проведения опросов. Выступают в театрализованных мероприятиях. Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: сочинения и изложения, подготовка заметок и статей в школьную газету «БЭМ»; участие в конкурсах сочинений «Моя будущая семья».
Одним из главных показателей формирования речевой и языковой компетенции является результаты выполнения на ЕГЭ задания части С. Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста — это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка практического владения русским языком его словарём и грамматическим строем, это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Результаты ЕГЭ
Качество знаний учащихся:
2011-2012 учебный год 2012-2013 учебный год
9 «А» русский язык – 46% 10 «А» русский язык – 74%
литература – 54% литература – 75%
10 «А» русский язык – 83% 11 «А» русский язык – 100%
литература – 100% литература –100%
Успеваемость – 100%
Районные конкурсы:
2007-2008
Захаржевская Дарья, 5 «А» класс – 3 место в конкурсе «Милая мама», номинация «Литературное творчество»
Жукова Татьяна,11 «А» класс – 1 место в олимпиаде по русскому языку для Российских школьников, номинация «Сочинение» (поэзия)
Латуш Анастасия,11 «А» класс – 1 место в олимпиаде по русскому языку для Российских школьников, номинация «Сочинение» (проза)
Латуш Анастасия,11 «А» класс – 1 место в международном конкурсе – игре «Русский медвежонок-языкознание для всех»-2007
Махновская Дарья,6 «А» класс – 1 место в международном конкурсе – игре «Русский медвежонок-языкознание для всех»-2007
2008-2009
Махновская Дарья,7 «А» класс – 1 место в конкурсе чтецов «Моя малая Родина»
Жуков Евгений,6 «А» класс – 1 место в конкурсе «Моя семья на летнем отдыхе»
Асланян Мария,6 «А» класс – 2 место в конкурсе «Моя семья на летнем отдыхе»
Захаржевская Дарья, ученица 6 «А» класса – участие в конкурсе «Безопасное колесо»
Результативность работы учителя:
-создаётся стройная система преподавания;
-накапливается дидактический материал по пройденным темам;
-учитель даёт открытые уроки, участвует в предметных семинарах, педагогических фестивалях, выступает с обобщением опыта на разных уровнях по темам самообразования :«Словарная работа на уроках русского языка» (протокол педсовета от 27.03.06 №4)
«Разнообразие методов и приемов контроля знаний учащихся 9 класса при подготовке к сдаче муниципального экзамена по русскому языку» (протокол педсовета от 03.11.06 №2)
«О подготовке к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ по разделу «Словообразование» учителями гимназии №1 в 2005-2006 учебном году» (протокол районного семинара МО учителей русского языка и литературы от 30.03.06 №4 )«Актуальные вопросы преподавания раздела «Синтаксис и пунктуация» при подготовке к ЕГЭ по русскому языку» (районный семинар учителей русского языка, приказ РИМЦ от 28.01.09 №40)
лауреат фестиваля в номинации «Методическая разработка» (приказ РИМЦ от 21.08.2008 № 467).
Полученный опыт позволяет сделать вывод, что используемые формы, методы, приёмы работы учителя по формированию у учащихся языковой и культуроведческой компетенций достаточно эффективны и способствуют развитию личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентаций.