Система диагностических процедур и методов,направленных на выявление одаренности обучающихся школы


МБОУ Озерненская СШ Духовщинский район Смоленская область
Программа по развитию способностей обучающихся
Учитель истории и обществознания Федорцова Елена Ивановна
«Система диагностических процедур и методов,направленных на выявление одаренности обучающихся школы».
Возраст обучающихся для которых разработана программа – 14-15 лет.
Срок реализации программы -3 года.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №1577), на основе ФЗ от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Программа опирается на основную стратегию российского образования по ФГОС - «формировать личность, способную быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, получать и использовать разнообразную информацию…». В связи с высоким темпом развития науки и техники, появлением новых информационных технологий резко возрастают требования к продуктивному мышлению человека. Необходимо, чтобы каждый человек, а особенно выпускник школы, владел элементами творческой деятельности, т. е. умел мыслить глубоко, самостоятельно ориентировался в сложных ситуациях, принимал нестандартные решения.
Одним из способов достижения этой цели является развитие интеллектуального, творческого мышления учащихся в процессе учебной деятельности.
Опираясь на положение современной образовательной политики, согласно которой одарен каждый, педагогу важно выявить у ребенка, соответствующий ему вид одаренности, то есть наличие определенных способностей :
исследовательские - самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем :
академические- способности к соответствующей области наук (к истории,обществознанию и др.):
творческие - восприимчивость к новому и необычному, уверенность в своих способностях; 
сенсорные: принятие окружающего мира и себя. 
Реализуемая цель :
выявить одаренных детей;
создать благоприятные условия для развития одаренных детей.
Задачи по выявлению одаренных детей:
анализ методической литературы по данному вопросу;
подбор контрольных тестов, заданий;
проведение тестирования;
разбор и анализ полученных результатов, определение типа одаренности детей;
Задачи по развитию одаренности детей:
определить методику развития специальной одаренности;
подобрать эффективные средства и методы развития одаренности школьников;
внедрить средства и методы в практическую деятельность
Наименование педагогических методик, автор (ы):
А.И.Савенков Методика оценки общей одаренности
Опросник для выявления одаренных школьников по А.А. Лосевой
Опросник для выявления одаренных учащихся по Е.Н. Задориной
Выявление одаренности:
Инструментальная диагностика
Наблюдения
Изучение результатов деятельности
«Проба сил»
Показатели по выявлению одаренности обучающихся:
количество детей, принявших участие в олимпиадах и творческих конкурсах;
результаты олимпиад и конкурсов;
Создание Портфолио обучающего
Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности по развитию одаренности:
Результаты участия обучающихся в муниципальных, региональных и международных олимпиадах и творческих конкурсах.
Диагностический инструментарий :
Умение работать в сети Интернет;
Умение анализировать;
Знание понятий и терминов;
Умение устанавливать причинно-следственные связи;
Знания и умения работать с историческими картами;
Комплексное использование традиционных и современных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания школьников, является важным педагогическим условием для интеллектуального, творческого, нравственного развития личности.
Литература
Федеральный образовательный стандарт общего образования
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».3. Авдеева О. Н. Развитие творческих способностей учащихся основного общего уровня образования на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 109-111.
Дорошенко Н. С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Методические рекомендации // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 937-943.