Открытый урок по развитию речи на тему: Решаем мудрые задачи (9 класс)

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА ГОРОДА ТАРАЗ




Казахская классическая гимназия №45
имени Бауыржана Момышулы





Открытый урок




Тема: Решаем мудрые задачи













Предмет: Русская речь
Класс: 9
Учитель: Бегимбаева Р.С.






г.Тараз




План урока


Организационный момент (1 мин).
Повторение изученного (4 мин).
1. Вопросно – ответная беседа (3 мин)
2. Выводы (1 мин)
Изучение нового материала (25 мин)
Озвучивание темы, цели урока и запись темы в тетрадях (2мин)
Использование мозговой атаки с помощью кластера (по стратегии RWCT) (5 мин)
Выводы (1 мин)
Обоснование выбора одного из высказываний (6 мин)
Выводы (1 мин)
Решение «мудрых» задач с помощью стратегии RWCT – «круглый стол» (10 мин)
Закрепление (12 мин)
Выполнение задания с использованием конструкций сложных предложений (10 мин)
Выводы (2 мин)
Домашнее задание (1 мин)
Комментирование и выставление оценок. (2 мин)

















Урок по развитию речи в 9 классе
(с казахским языком обучения)
Тема: Решаем мудрые задачи.
Цель:
1. Обучающая: формирование навыков устной и
письменной речи с использованием
конструкций сложных предложений;

2. Развивающая: развивать активный запас слов,
логическое и критическое мышление,
учить точно и полно выражать свои
мысли;

3. Воспитывающая: воспитывать культуру общения,
любознательность, интерес к русскому
языку.

Тип урока: Урок изучения нового материала с
использованием стратегий по
технологии критического мышления.

Приёмы критического
мышления: кластер, «круглый стол».

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Учащиеся в течение урока работают в группах по 8 человек.

Вид урока: Урок – размышление.

Прогнозируемый
результат: уметь высказывать и доказывать свою
точку зрения при помощи новой информации, давать критическую
оценку собеседникам.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный
материал, высказывания, схемы, таблицы.

Ход урока.

I. Орг.момент. Озвучивание темы, цели урока и запись темы в тетрадях.
У: Ребята, сегодня у нас очередной урок по развитию речи, урок – размышление на тему: «Решаем мудрые задачи».
Цель урока: использовать в ответах по решению мудрых задач разного уровня различные виды конструкций сложных предложений, чтобы отработать изученный грамматический материал.
Для этого проведем вопросно-ответную беседу на тему: «Сложные предложения».

II. Повторение изученного
Вопросно-ответная беседа:
- Что такое сложное предложение?
- Назовите основные виды сложных предложений?
- Какие предложения называются сложносочиненными?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Что такое бессоюзное сложное предложение?
- Для чего мы изучаем виды сложных предложений?
Выводы: При помощи разных видов сложных предложений мы более полно, точно и оригинально выражаем свои мысли.

Ш. Изучение нового материала.
Презентация открытого урока «Решаем мудрые задачи».
У: Прежде, чем мы начнём решать мудрые задачи, определимся с названиями подгрупп, чтобы нам было легче общаться. Для этого бросим жребий, и спикеры команд огласят, какое название будет иметь их подгруппа.
У: Команда «Умники и умницы» (красный цвет), команда «Знатоки» (зелёный цвет),
команда «Мудрецы» (жёлтый цвет).
Оценка работы учащимися:
У: Ребята, у вас на столе цветные бумажные круги, на которых отмечены оценки в баллах. С помощью них вы будете оценивать работу дружеских команд. В конце урока мы сможем определить лучшую команду, подсчитав количество полученных баллов.
2. Использование мозговой атаки с помощью кластера (по стратегии RWCT).
Актуализация прежних знаний. Работа в группе.
У: А теперь, первая разминка на пути к решению основной задачи. Составьте кластер к слову «Мудрый» сообща, всей командой. На обсуждение и заполнение кластера – 2 минуты. Кластер защищает капитан команды.







- Две минуты прошло. Прекращаем обсуждение и внимательно слушаем спикеров команд, так как спикер следующей команды будет озвучивать те ассоциации к слову «Мудрый», которые не были отмечены.
ОУ: Выступление команд у доски (1+1+1 минуты)
У: Молодцы! Вы правильно определили, что связано со значением слова «Мудрый».
У: А сейчас запишем толкование этого слова по словарю Ожегова:
Мудрый – обладающий большим умом, основанный на знании, опыте.
- Послушаем интересный диалог великого мудреца - Сократа со своим учеником:
С. - мудрые мудры знанием? Разве может человек быть мудрым чем-либо другим, кроме знания?...
У. - Я думаю.
С. – Но думаешь ли ты, что человек в силах знать все предметы?
У. - Нет, он не в силах знать и малейшей части их.
С. - Следовательно, человеку невозможно быть мудрым во всём?
У. - Разумеется, что нет.
С. – Следовательно, что кто знает, в том он и мудр?
У. – Думаю, что так.
3. Выводы.
У: - Я думаю, суть вам ясна: мы мудры настолько, насколько позволяет нам наш жизненный опыт. Теперь вы уверены в том, что сумеете найти мудрое решение задач, опираясь на свои знания и опыт.
4. Обоснование выбора одного из высказываний.
Самостоятельная работа.
У: А сейчас: вторая разминка. Вы чувствуете, как мы становимся всё мудрее и мудрее.
У: Спикеры команд приглашаются для выбора высказывания Великих о мудрости.
У: Запишите это высказывание в тетрадь и устно обсудите его между собой. Используя конструкции сложных предложений, дайте оценку этому высказыванию. (2 минуты)
Затем подготовьте свой ответ в форме сложного предложения для записи на доске, кратко охарактеризуйте его. (2 минуты)
1. Мудрость есть дочь опыта.( Леонардо да Винчи)
2. К сердцу мудрому мудрые речи всегда путь – дорогу найдут.( Эсхил )
3. Мудрость жизни всегда глубже и обширнее мудрости людей. (М.Горький )
У: Слушаем ответ от команды «Умники и умницы»
Ответ от команды «Умники и умницы»
У: Спасибо.
Ответ от команды «Знатоки»
У: Спасибо.
Ответ от команды «Мудрецы
У: Спасибо.
Оценка работы учащимися:
У: Ребята, бумажными кругами оцените ответы спикеров команд.
У: Молодцы!
5. Выводы:
У: Ребята, мы убедились в том, что конструкции сложных предложений помогают грамотно и правильно сформулировать свою точку зрения.

6. Решение «мудрых» задач с помощью стратегии RWCT – «круглый стол».
Стадия осмысления.
У: Мы подошли к выполнению «обязательной программы».
У: Спикеры команд приглашаются для выбора мудрых задач.
У: Сейчас вам предстоит решить самую главную задачу сегодняшнего урока: додумать, домыслить текст вашей мудрой задачи. (Переводы непонятных слов и словосочетаний даны).
Три охотника.
Сказка охотников Мадагаскара.
Три человека собрались на охоту. У одного был лук, у другого стрелы. У третьего не было ни лука, ни стрел. Зато он был ловким охотником, не то, что его товарищи, которые не умели стрелять. Они пошли все вместе, и охотник убил сто птиц. Они разделили их на три равные части, но осталась одна лишняя птица. Все трое заспорили, кому она должна принадлежать.
- Эта птица моя, - сказал один, - потому что лук мой.
- Нет, это моя птица, - сказал другой, - потому что стрела, которая проколола её, моя.
- Птица моя, - сказал третий, - потому что я её убил.
Задание
Что бы вы посоветовали этим охотникам, если они бы попросили вас разрешить их спор?

На всех не угодишь.
Восточная сказка.
Отец с сыном и ослом поехали по улице. Отец сидел верхом на осле, а сын вёл его за уздечку. «Бедный мальчик, - сказал прохожий. – Его маленькие ножки еле поспевают за ослом. Мальчишка совсем выбился из сил». Отец принял эти слова близко к сердцу. Он слез с осла и посадил на него сына. Другой встречный громким голосом сказал: «Как не стыдно! Малый сидит, а бедный старый отец бежит следом!» Мальчик очень огорчился и попросил отца сесть на осла позади него. «Люди добрые, видали ли вы что-нибудь подобное? – заголосила встречная женщина. – Так мучить животное!» Не говоря ни слова, отец и сын, посрамлённые, слезли с осла. Едва они сделали несколько шагов, встретившийся человек стал насмехаться над ними: «Чего это ваш осёл ничего не делает и даже не везёт никого из вас на себе?»
Отец дал ослу соломы, положил руку на плечо сына и сказал
Задание
Продолжите эту сказку.

Земля – золото.
Китайская сказка
Жил некогда крестьянин по имени Ван Сюэ – цин. Круглый год он усердно трудился, вставал затемно, а ложился в полночь. И хоть мало у него земли, а концы с концами сводил.
Двоих сыновей вырастил Ван Сюэ – цин, и были они лодырями: целыми днями гуляли, палец о палец не ударяли. Много раз уговаривал их отец пойти поработать, но слова его были для них как ветер, пролетавший мимо их ушей, и продолжали они бездельничать. «Мои сыновья, - думал Ван, - не умеют жить. И растранжирят они всё моё имущество».
И вот свалила однажды Вана хворь. Как он ни крепился, болезнь не уходила. Понял он, что не встать ему уже на ноги. Позвал тогда Ван сыновей.
- Дети мои, пришёл, видно, мой черёд. Никакого богатства у меня нет, и в наследство я вам ничего не оставляю, кроме поля. Но знайте, что на нашем поле закопано немало золота. Вскопайте его хорошенько, перепашите несколько раз, поищите – и найдёте.
Сказал он так и умер. Услышав от отца о богатстве, братья обрадовались.
«Найдём золото, - думали они, - весёло заживём!»
Задание
Продолжите эту историю

Задание:
Прочитать и понять суть текста, продумав возможные варианты ответа в течение
2 минут.
У: Две минуты прошло.
У: А теперь, запишите ответ в тетрадях в течение 3 минут, не забывая использовать конструкции сложных предложений.
У: Три минуты прошло.
У: А сейчас, ознакомьте друг друга своими умозаключениями и решите сообща: у кого самое оригинальное решение мудрой задачи в течение 3 минут.
У: Три минуты прошло.

IV. Закрепление.
1. Выполнение задания с использованием конструкций сложных предложений. Обобщение и систематизация знаний.
У: Мы готовы выслушать самые мудрые ответы, предварительно ознакомившись с началом текста и условием задания.
- Решение мудрой задачи от команды «Умники и умницы».
ОУ: Содержание ответа спикера команды или желающего отвечать от имени команды.
У: Есть ли у какой- либо команды другое мудрое решение? Оно обязательно будет засчитываться при подсчете баллов.
У: Решение от команды «Знатоки».
ОУ: Содержание ответа.
У: Есть ли дополнения у других команд?
У: Решение от команды «Мудрецы».
ОУ: Есть ли поправки, дополнения?
У: Молодцы!
У: Три команды выступили, огласив самые мудрые решения по поводу непростых ситуаций – смело, быстро, оригинально.
Оценка работы учащимися:
У: Прошу оценить выступление бумажными кругами.

2. Выводы:
У: Вот мы и подошли к логическому завершению урока. Вы посильно сумели решить мудро проблемные вопросы, которые были отражены всего лишь в сказках, но мы-то знаем, как порой нелегко найти единственное мудрое решение на проблемный вопрос в жизни. Вот так, постепенно, мы будем учиться критически оценивать «за» и «против» проблемные ситуации, с которыми мы иногда сталкиваемся.
У: Письменные работы я обязательно оценю при проверке тетрадей.
У: А сейчас определим, какая команда оказалась мудрее. Подсчитаем баллы.

- Комментирование ответов и выставление оценок.
У: Спасибо.

V. Домашнее задание (рефлексия): подобрать пословицы и поговорки на русском и казахском языках, используя упражнения учебника №19, 88, 255, 256, для подтверждения решения мудрых задач.

Мудрый