Урок на тему Различение предложений по цели высказывания и интонации


Класс: 5 БУчитель: Шабунина С. Б.
Тема: "Различение предложений по цели высказывания и интонации"
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из главных направлений в моей работе.
Важное место занимает воспитание в ребенке патриотизма, уважение к историческому наследию своей Родины. Уроки, ориентированные на формирование гражданского самосознания, способствуют углублению знаний учащихся об истории своего Отечества, своем родном крае, причастности к родным истокам, пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.
Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. С первого класса я учу детей уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства.
Данный урок я показывала для коллег и родителей, присутствовало на уроке 17 человек.
Цели урока:
Познакомить учащихся с такими понятиями, как “малая и большая Родина”, через предложения различные по интонации и цели высказывания, способность развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
Формировать орфографическую зоркость, навыки каллиграфического и грамотного письма.
Формирование активной любви к Родине, необходимых гражданских качеств. Развивать чувство патриотизма – устойчивое переживание учеником своего положительного отношения к Родине.
Организационный момент.
Сегодня мы поговорим с вами о нашей Родине, ее просторах. Познакомимся с такими понятиями, как “малая и большая Родина”, через предложения различные по интонации и цели высказывания.
Мы гордимся нашей великой Родиной – Россией, ее разнообразной природой, богатыми недрами, в особенности трудолюбивыми и талантливыми людьми, ее населяющими. Что, по-вашему, нас всех объединяет? (Все мы – россияне).
Работа по теме урока.
Прочитайте.
Сколько предложений в стихотворении?
Запишите два предложения. Что содержит каждое предложение, в записанном вами стихотворений: сообщение, вопрос, побуждение к действию?
Вижу чудное приволье,Вижу нивы и поля:Это – русская природа, Это – Родина моя!Вижу горы –исполины,Вижу реки и моря:Это – русские картины, Это – Родина моя!Слышу пенье жаворонка,Слышу трели соловья:Это – русская сторонка,Это – Родина моя!
Прочитайте. Охарактеризуйте текст. Озаглавьте.
Это интересно!
В нашем языке существовало слово росс, которое употреблялось в значении “русский”, “россиянин”. Это слово мы находим в поэтической речи многих поэтов. Вот пример: “Гром победы раздавайся, веселися храбрый росс!” (Г. Державин) “Я истинный росс!” (Н.Некрасов) Зная это, ты всегда можешь проверить словом росс безударную гласную в слове Россия.
Расскажите, о чем говорится в тексте, что вы узнали о правописании слова Россия?
Расскажите, какие бывают предложения по цели высказывания.
С какой интонацией можно произнести повествовательное предложение? Вопросительное предложение? Побудительное предложение?
Какие знаки препинания и когда ставятся в конце повествовательных предложений? В конце вопросительных предложений? В конце побудительных предложений?
От чего зависит постановка знаков препинания в конце предложения?
Задание.
Прочитайте. Напишите слова в цепочке в такой последовательности:
широкое понятие, среднее понятие, узкое понятие.
Родина, россияне, Отчизна
Отечество, Россия, отец.
Красная площадь, Москва, Кремль.
Найдите слова близкие по значению. Составьте предложения с любым из слов.
Повторение изученного материала.
Словарный диктант. (Коллективная работа).
Назовите одним словом:
население государства, жители страны; люди;
место, где живет кто-нибудь или находится что-либо, а также надпись на письме, указывающая место назначения и получателя;
день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь или чего-нибудь;
главный город государства;
группа людей, объединенных общей работой, учебой, общими интересами;
лиственное дерево с белой корой;
человек, совершающий подвиг, необычайно храбрый;
злак, зерна которого идут обычно на корм лошадям, птицам, а также на крупу;
участок земли, где устроены грядки с овощами;
одна из четырех сторон света, направление, противоположное востоку; часть горизонта, где заходит солнце.
(Народ, адрес, праздник, Москва, ученики, береза, герой, овес, огород, запад.)
На доске написаны слова:
наро*, адре*, праз*ник, *осква, уч*ники, б*реза, г*рой, *вес, *г*ро*, запа*.
Прочитайте вслух данные слова. Подробно объясните написание орфограмм в словах.
Определите, какие буквы в них надо написать вместо точек.
Слова для ответа сгруппируйте.
Что объединяет написанные слова между собой?
Какие различия вы видите в данных словах? Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов? Запишите их в алфавитном порядке.
Закрепление пройденного материала.
Расскажите, какие бывают предложения по цели высказывания.
С какой интонацией можно произнести повествовательное предложение? Вопросительное предложение? Побудительное предложение?
Какие знаки препинания и когда ставятся в конце повествовательных предложений? В конце вопросительных предложений? В конце побудительных предложений?
От чего зависит постановка знаков препинания в конце предложения?
Определите цели высказывания данных предложений.
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Н. Толстой)
Каждый русский должен знать и любить свой язык. (К. Паустовский)
Ты, Россия моя,Золотые края,Ты, Россия, родная, заветная!
За твою широту,За твою красотуЯ люблю тебя, Родина светлая!(С. Островой)
Какими словами поэт Сергей Островой выразил свою любовь к Родине, к России.
Наше Отечество, наша Родина – матушка - Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. (К. Ушинский) Отчизна! Словом тем простым, счастливым, радостным, родным мы начинаем школьный год, оно всегда в сердцах живет! (В. Бойко) найдите в предложениях слова, близкие по значению слову Родина. Выпишите их.
О чем хотел сказать автор этими строчками?
В минуты удачи,В часы торжестваО чем наши мысли и наши слова?О Родине, только о Родине.(Р. Гамзатов)
Наша страна самая богатая в мире. У нас есть все необходимое для жизни. Земля богата железом, медью, золотом и другими металлами.Земля дает нам уголь, нефть, торф.Наша страна богата лесами. Есть глина, песок, известь, гранит, мрамор. А это все нам нужно: у нас большая стройка.На наших полях зреет пшеница, рожь, хлопок, картофель, свекла.Мы боремся за высокий урожай хлеба и овощей.
Чьи это широкие, бескрайние поля?Чья это такая богатая земля?Это все – наша родимая земля!
Комментированное письмо.
К словам левого столбила надо подобрать слова, (антонимы) противоположные по смыслу. Работа над смыслом слов.
Внимательно посмотрите на данную запись:
Война – мир
Победа – ? Поражение.Героизм – ? Трусость.Патриотизм – ? Подлость .Старый – ? Новый.Спасти – ? Погубить.Родина – ? Чужбина.Жесткий – ? мягкий.Храбрый – ? Трусливый.Город – ? Село , деревня.Отважный – ? Трусливый, малодушный.Быстрый – ? Медленный.Правдивый – ? Лживый.Лентяй – ? Труженик.Создать – ? Разрушить.
Фонет. разбор слова РОССИЯ (разбор на доске)
Работа над пословицами.
О любви к Родине сложили немало мудрых пословиц. Давайте попробуем их объяснить. Много мудрости в пословицах. Но это далеко не все пословицы, которые русский народ сложил о родной стороне.
Составьте из данных частей предложений пословицы.
Родина – мать, что соловей без песни.
Человек без Родины, мать родимая.
На чужбине родная землица умей за нее постоять.
Жить и весна не красна.
На чужой земле Родине служить.
Родина любимая во сне снится.
Найдите в предложениях слово, противоположное по значению слову родина. Запишите предложения в тетрадях.
Подведение итогов.
Великую землю,Любимую землю,Где мы родились и живем,Мы Родиной светлой,Мы Родиной нашей,Мы Родиной милой зовем.
Вы достойно справились со всеми заданиями.
Давайте вспомним, что же мы делали, что нового узнали?
Самое прекрасное слово на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, каждый любит ее, любит место , где он родился и живет, любит родные леса и поля. Человек любит людей, с которыми он живет, любит свой народ.
Берегите Россию – нет России другой.Берегите ее тишину и покой,Это небо и солнце,Этот хлеб на столеИ родное оконцеВ позабытом селе…Берегите Россию –Без нее нам не жить.Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть!
Задание на дом. Каждому учащемуся выдается карточка-задание.
Определите по цели высказывания и по интонации данные предложения.
Патриот – это человек, служащий своей Родине. (Н.Г. Чернышевский)
Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о своей стране, в которой живешь ты и твои родители, где зародилась ваша родословная.
Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.
Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!
Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Эта страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе.
Будь инициативным!
Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.
Приложение
1.Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля: Это – русская природа, Это – Родина моя! Вижу горы - исполины, Вижу реки и моря: Это – русские картины, Это – Родина моя! Слышу пенье жаворонка, Слышу трели соловья: Это – русская сторонка, Это – Родина моя!
Прочитайте. Охарактеризуйте текст. Озаглавьте.
2.наро*, адре*, праз*ник, *осква, уч*ники, б*реза, г*рой, *вес, *г*ро*, запа*.
3. Победа – Героизм – Патриотизм – Старый – Спасти – Родина – Жесткий – Храбрый – Город – Отважный – Быстрый – Правдивый – Лентяй – Создать –4.Родина – мать, что соловей без песни.
Человек без Родины, мать родимая.
На чужбине родная землица умей за нее постоять.
Жить и весна не красна.
На чужой земле Родине служить.
Родина любимая во сне снится.
5.Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.(А.Н. Толстой)
Каждый русский должен знать и любить свой язык. (К. Паустовский)
Ты, Россия моя,Золотые края,Ты, Россия, родная, заветная!
За твою широту,За твою красотуЯ люблю тебя, Родина светлая!(С. Островой)
Дом. зад. Определите по цели высказывания и по интонации данные предложения.
Патриот – это человек, служащий своей Родине. (Н.Г. Чернышевский)
Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о своей стране, в которой живешь ты и твои родители, где зародилась ваша родословная.
Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.
Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!
Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Эта страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе.
Будь инициативным!
Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.