Урок русского языка ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ И ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Урок русского языка
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ
И ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: познакомить учащихся с особенностями предложений, разных по цели высказывания.
Ход урока
I. Словарно-орфографическая работа.Запись на доске:
П..словица, р..сница, д..алог, л..пата, обу..вь, ж..лток, н..деля, и..ти.
Что можете сказать о записанных словах?
Какое задание вы могли бы предложить себе? (Записать слова, вставляя пропущенные буквы.)
Как можно убедиться в правильности написания этих слов?(Проверить по словарю.)
Проверить по словарю написание слов. Запомнить их.
-Подчеркните первые буквы слов, у вас получится еще одно слово. Но несколько букв из него выпало. Догадайтесь, что это за слово. (Предложение.)
Это интересно
Обувь. Корень слова, оказывается, состоит всего из одной буквы -у-. Когда-то он входил в состав глагола ути - «надевать на ногу». Сейчас его можно извлечь, только сопоставляя близкие слова: об-у-ть, раз-у-ть.
Ресница. Общеславянское слово, образовано от древнерусского рясьнь - «ресница», а та - от ряса - «бахрома». Ресницы - как бы «бахрома», «ряд». Украинское значение слова: «складка», «сборка».
II. Работа над темой.
1. - Что вы знаете о предложении?
-Чем могут отличаться предложения друг от друга?
Предложения и по характеру резко отличаются. Они бывают и спокойные, и ужасно любопытные, восторженные, гневные, изумленные.
Сегодня на уроке мы должны узнать, какие предложения бывают по цели высказывания.
1.На доске записаны предложения.
-Кузнечик, снеси меня домой!
-А где ты живешь?
—В муравейнике за лесом.
Что заметили? (Каждое предложение записано с новой строки и перед ним стоит тире.)
Какая это речь? (Разговорная.)
Сколько героев участвуют в разговоре? Кто они? (Кузнечик и муравей.)
Как называют такую речь? (Диалог.)
Какой знак стоит в конце первого предложения? (Восклицательный.)
С какой интонацией произнесли предложение?
Как называют такие предложения? (Восклицательные.)
С какой целью муравей произнес первое предложение? (Попросил о помощи.)
Какое это будет предложение по цели высказывания?
-Найдите определение в учебнике на с. 91.(Предложение, в котором о чем-либо просят, побуждают кдействию, называется побудительным.)
Какой знак стоит в конце второго предложения? (Вопросительный.)
С какой интонацией произнесли это предложение? (Невосклицательной.)
Какое это предложение по цели высказывания? (Вопросительное.)
-Найдите определение в учебнике на с. 91.(Предложение, в котором о чем-либо спрашивают, называетсявопросительным.)
Какой знак стоит в конце третьего предложения?
Как называются такие предложения (по цели высказывания)? Определение на с. 90.
(Предложение, в котором о чем-либо сообщается, называется повествовательным.)
По цели всегда различай предложения:
В повествовательном - сообщение,
Вопрос в вопросительном (даешь ответ?)
А в побудительном - просьба, совет.
В. А. Синицын
III. Работа с учебником.
1. Упражнение 197, с. 90.
Это упражнение можно предложить детям выполнить по группам (рядам).
Iг р у п п а - выписывает повествовательные предложения.IIгруппа - вопросительные предложения.
IIIг р у п п а - побудительные предложения.Физкультминутка
-Я буду читать предложения. Если предложение побудительное - выполняет задание I ряд, если повествовательное - II ряд, если вопросительное - III ряд.
Предложения: Быстро встаньте.
Почему не хлопаете?
Хорошо слушали на уроке и др.
2.Упражнение 199, с. 91.
Прочитайте текст.
Из каких предложений состоит описание коротышек?
Как называются предложения, которые содержат сообщения, а в конце их ставится точка?
Задание 3 выполняется самостоятельно.
IV.Игра «Составь рассказ».
Дети составляют по картинке (серии картинок) на тему «Юные хоккеисты» рассказ, в котором будут содержаться различные по цели высказывания предложения.
V.Итог урока.Что нового узнали о предложении?
Какие бывают предложения по цели высказывания? А по интонации?
Прочитайте предложение «Сидите тихо» как вопросительное, повествовательное, побудительное.
Домашнее задание: упражнение 198, с. 90.