Конспект урока по русскому языку на тему Ударение (1 класс)

Тема: «Ударение»
Необходимо дать:
«Работа» ударения – выделение голосом одного слога в слове.
Термин «ударение». Этимология.
Термины «ударный слог» и «безударный слог».
Прием постановки ударения.
Особенности ударения:
Разноместность.
Подвижность.
Необходимость правильной постановки ударения.
а) Изменяется смысл слова.
b) Теряется смысл.

Языковой материал:
Слово.


Слово.
Слово.
а) несколько слов с разноместным ударением.
b) слово и его форма в котором ударение стоит на разных местах.
а) слова – омографы.
b) любое слово в котором теряется смысл при неправильной постановке ударения.

Повторение.
Слово и слог.


План урока.
Цель урока: формировать умение определять ударение в слове, познакомить со смыслоразличительной ролью ударения.
Задачи урока: 
1) Формировать представления об ударении, ударном и безударном слогах.
2) Развивать умение находить в слове ударный слог.
3) Научить правильному произношению слов.
4) Воспитание бережного внимательного отношения к своему родному языку;
5) Развитие памяти, внимания, аккуратности.
6) Учить детей рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать письменную речь;
7) Воспитывать любовь к русскому языку, пытливость, любознательность.


Ход урока.
Организационный момент.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся
Всё у нас получится!

Ноги прямо я поставлю,
Локоточки разведу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.

- Ребята, все готовы к уроку?

Повторение.
Начертить схему.

- Ребята, что изображено на доске? (схема)
- А какого слова? (состоящего из 2-х слогов)
Вывесить 3 картинки.
(лиса, стол, карандаш)
- Посмотрите теперь на доску и подберите картинку к нашей схеме.
- Какая картинка нам подходит? (лиса)
- А почему? (слово состоит из 2 слогов как на схеме)
- А почему вы решили, что 2-я картинка не подходит? («стол» состоит из 1-го слога)
- Хорошо. А 3-я картинка почему не подходит? («карандаш» состоит из 3 слогов)
- Молодцы.

Изучение нового материала.
Убрать картинки «стол» и «карандаш» и оставить картинку «лиса».
Поиграть в игру «день/ночь».
- Ребята, а давайте с вами поиграем в одну игру, которая называется «день/ночь».
- Когда я буду говорить «ночь», вы закроете глазка и представите, что вы спите. Когда я скажу «день», то вы откроете глазки и как будто проснетесь.
- Готовы? Начали.
- День.
- Ночь.
Пока дети не видят на доске такую же схему только с ударением.
- День.
- А что случилось, пока вы спали? Кто заметил изменения?
- Что общего у этих схем?
- А какие различия между этими схемами?
- Знаете ли вы, что означает эта палочка?
- А как вы думаете, она здесь просто так стоит?
- Сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужна эта палочка.
Вывесить 2 картинки. На 1-й спортсмен (сильный человек), а на 2-й слабый человек.
- Ребята, кто изображен на 1-й картинке?
- А как вы это поняли? (в руках гиря)
- А спортсмены они какие? (сильные)
- Хорошо, а кто изображен на 2-й картинке?
- А какой он? Он сильный? (нет)
- А тогда какой?
- Правильно. Люди, которые занимаются спортом – сильные, а которые не занимаются спортом – слабые.
- Авы любите спорт?
- А вы им занимаетесь?
- Молодцы.
- Очень часто люди делятся на сильных и слабых. Точно также и слоги делятся на сильные и слабые.
- А что мы с вами должны были сегодня узнать? (для чего нужна черточка)
- Так вот эта черточка и показывает нам, какой слог в слове сильный.
- Итак, если черточка стоит над слогом, ударяет его, значит какой это слог? (сильный)

- Что вы можете сказать об этой схеме?
- Правильно. А какой 1-й слог? (сильный)
- А 2-й? (слабый)
- А почему 2-й слог слабый?

- А какая это схема?
- Какой 1-й слог? (слабый)
- Какой 2-й? (сильный)
- А 3-й? (слабый)
2) – Черточка представляет собой наклонную черту, идущую сверху вниз. (показать на доске)
- На что она похожа?
Вывесить картинку «идет дождь».
- Похожа ли она на капельки дождя, изображенные на картинке? (да)
- Что делает дождь? (ударяет капельками о землю)
Вывесить картинку «молния».
- А что делает молния?
- Так вот и наша черта ударяет сильный слог и поэтому она называется «ударение».
3) Работа со схемой
- Сравните эти 2 слога.
- Какой первый слог? (сильный)
- Что у него есть? (ударение)
- Слог, который имеет ударение называется «ударный слог».
- А 2-й слог имеет ударение?
- Правильно. Этот слог не имеет ударения и поэму он называется «безударный слог».
4) – Для того, чтобы определить сильный слог в слове, нужно «позвать слово».
- Представьте себе, что вы находитесь в лесу и вам нужно громко прокричать слово.
- Послушайте, как это делаю я: лиса
- Какой слог я произнесла громче?
- Слог, который я произнесла громче и протяжней является сильным слогом.
- Теперь давайте произнесем слово «заяц».
- Произносим.
- Сколько в этом слове слогов?
- Какой слог произносится громче и протяжней?
- А какая из 3-х подходит к этому слову?

- Почему вы выбрали 1-ю схему?
- Д
·авайте разберем следующее слово «машина».
- Сколько в нем слогов?
- Давайте позовем это слово.
- Какой слог мы произносим сильнее и протяжнее?
- А какая схема подходит к этому слову?

- А почему не 3-я?
- А чем он6и все похожи?
- Молодцы, ребята!
5) а) – Итак, сейчас мы поиграем в игру. Я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать.
Само кругло
В дырках оно
Муку просевает
На пироги зазывает.
(Сито)
- А теперь составим схему этого слова.
- Сколько слогов в слове «сито»?
- Из скольких слогов составим схему?

- Какой 1-й слог?
- А 2-й?
- А теперь давайте позовем слово, чтобы определить какой слог ударный.
- Какой слог мы с вами произнесли дольше?
- Тогда куда мы поставим ударение?
- В русском языке ударение может падать на разные слоги.
- Рассмотрим слово «машина».
- Из скольких слогов состоит это слово?
- Какой 1-й слог?
- А 2-й?
- А 3-й?
- На какой слог падает ударение?
- Составим схему.

- Рассмотрим слово «самовар».
- Из скольких слогов состоит это слово?
- Какой 1-й слог?
- А 2-й?
- А 3-й?
- На какой слог падает ударение?
- Составим схему.

- На какие слоги падает ударение в этих словах?
- Это один и тот же слог?
- Правильно.
- Итак, ударение в русском языке может падать на любой слог, поэтому такое ударение называется «разноместным», т.к. слоги, на которые падает ударение стоят в разных местах.

b) Вывесить картинку, на которой изображена сова.
– Кто изображен на картинке?
- Определите, сколько слогов в этом слове?
- Определите, какой слог ударный?
- Составьте схему этого слова.
- Сколько сов вы видите на картинке?
- А как изменить это слово, чтобы оно обозначало много предметов?
Вывесить картинку с большим количеством сов.
- На той картинке изображена одна сова, а на этой много.
- Давайте составим схему этого слова.
- Определите количество слогов в слове.
- Позовите слово и определите, какой слог ударный.
- Покажем его на схеме.

- А теперь сравните картинки. Что в них общего?
- А в чем различие?
- А теперь сравните схемы?

- Что общего?
- А в чем различие?
- А почему разное ударение?
- Правильно. Мы изменили слово и ударение тоже изменилось. А при изменении формы слова меняется и ударение.
6) а) Повесить картинку с изображением замка.
- Ребята, что изображено на картинке?
- Сколько слогов в этом слове?
- Какой 1-й слог?
- А 2-й?
- На какой слог падает ударение?
- Составим схему.
Начертить следующую схему.
- А теперь мы с вами позовем это слово так, как этого требует вот эта схема.
- Что у нас получилось?
- Какое слово у нас было?
- А какое слово получилось?
- Если в слове изменилось ударение, то значение слова меняется, следовательно, нужно правильно ставить ударение. При неправильном ударении теряется смысл слова.
b) Вывесить картинку с машиной. Нарисовать схемы слова «машина» с разным ударением.

- Давайте позовем слово так, как этого требует каждая схема.
- Какая схема подходит к нашему слову?
- Почему?
- Молодцы!
- Что у нас получилось в 1-м случае?
- А во 2-м?
- А в 3-м?
- Какие слова у вас вызвали смех?
- Почему?
- А какое слово правильное?
- Почему?
- Что обозначает 1-е слово? (ничего)
- А что обозначает слово «машина»?
- А машина?
- А почему эти слова ничего не обозначают?
- Так для чего же нужна правильная постановка ударения?
- Так вот, если ударение в слове поставить неправильно, то смысл слова может исчезнуть.
- Так что может случиться со словом, если поставить неправильно ударение?
- Итак, ударение – это важный знак, так как если его неправильно поставить, то смысл слова либо изменится, как замок и замок, либо вовсе исчезнет.

Закрепление.
- А теперь поиграем!
- Я вам буду читать слово, а вы попробуете изменить его ударение:
Белки – белки
- Какой слог в слове ударный?
- А какое слово у вас получилось, когда вы изменили ударение?
- Что произошло с этим словом?
- А почему оно изменилось?
- Молодцы, ребята! Сейчас я вам покажу картинки, а вы подберете под них схемы.
рука дерево магазин капуста стул

- Какая схема подходит к слову рука?
- Почему?
- Какая схема подходит к слову дерево?
- Почему?
- Какая схема подходит к слову магазин?
- Почему?
- Какая схема подходит к слову капуста?
- Почему?
- Какая схема подходит к слову стул?
- Почему?

Рефлексия.
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Понравилось ли вам что-то на сегодняшнем уроке?
- Почему?
- Вызвало ли у вас что-то затруднение?
- (если да, то )
15