Конспект урока по русскому языку на тему Слог, ударение (5 класс)


Урок для 5 класса на тему "Слог, ударение" 16.10.2015
Технологическая карта урока русского языка в 5-д классе.
Тема: Слог, ударение.
Класс: 5
Предмет: русский язык
Учебник: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид деятельности обучающихся: коллективная, групповая.
Цели:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи:
- знать понятие слога, ударных и безударных слогов, отличительные особенности русского ударения (его разнообразие и подвижность);
- уметь сопоставлять словесное и логическое ударения;
- выстраивать композицию рассуждения.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.
Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки.
Познавательные: анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают факты и явления.
Коммуникативные: умеют видеть ситуацию с разных позиций и договариваться с людьми иных позиций
Этап урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)
Цель:
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
1.Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
Подарите улыбки друг другу.
Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня!
2.Сообщение темы, целей.
- Сегодня мы продолжим работу со звуками речи, поговорим об ударении и его роли в русском языке. Отработаем навыки фонетического разбора.
- А сейчас вспомним всё, о чём говорили на прошлых уроках. Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)
Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)
Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
2.Мозговой штурм и пробное учебное действие. (10 мин.)
Цель:
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия 3.Фронтальный опрос.
- Какая наука изучает звуки речи?
- На какие две группы делятся звуки речи?
- Сколько букв в русском языке?
- Сколько гласных звуков в русском языке?
- Сколько парных звуков по звонкости – глухости в русском языке?
- Сколько согласных букв в русском языке?
- Назовите буквы, которые не обозначают звуков.
- Расскажите о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я.
- Выступление учёной группы о согласных.
- А теперь поработаем над тестом.
4.Фонетический разбор.
Яма
Итог:
- Что помогает нам правильно выговаривать определённые звуки?
- Правильно, молодцы! Я предлагаю вам записать скороговорку и разучить её.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.
- Молодцы, ребята! Но не только чёткое выговаривание звуков делают нашу речь красивой и правильной. Большую роль в русском языке играет ударение. В этом мы сейчас убедимся.
Фонетика
Согласные и гласные
33
6
11
21 и Ъ, Ь
Ъ,Ь1)в начале слова
2)после гласных
3)после разделительных Ъ и Ь.
Скороговорки!
Записывают скороговорку в тетрадь. Укажите служебные слова (сильные ученики подчёркивают гарм. основу), Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)
Цель:
- воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность;
- прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция);
- учить видеть предмет как часть целого. Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.
5. Ударение в русском языке.
Сказка. СЛАЙД 1-6
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Без слов не обойдётся ни один человек. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда – то Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение части из вас!»
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед ЗамОк и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким – то Ударением. Ведь Ударение – это просто чёрточка!». Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез ЗамОк, а перед взором других слов предстал Замок.
Слова зашумели. Тогда вышли вперёд БелкИ и сказали: «Мы самые главные компоненты любого живого организма, уж с нами - то Ударение ничего не сделает!» Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные БЕлки.
Слова стали возмущаться, стыдить Ударение. А оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, И вот уже вместо Атлас получился атлАс, вместо кАпель – капЕль, вместо дорОга – дорогА, городА – гОрода. И сколько ещё таких слов облюбовало на своём пути Ударение!
Видят слова – дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему одно из почётных мест на своём собрании и стех пор стали относиться к Ударению с большим уважением.
6. Орфоэпическая разминка.СЛАЙД 7
- Расставьте ударение в словах:
Баловать
Щавель
Свекла
Звонит
Диалог
Кухонный
7. Слово учителя. Стр.9, параграф 27 читать+:
- Ударение – это произнесение одного из слогов слова с большей силой.
Ударение в русском языке является разноместным или свободным, т.е. может стоять на любом слоге слова. Например,
пОлночь, полУчка, полукрУг.
Кроме того, ударение может перемещаться при изменении форм слова, т.е. является подвижным.
Например,
волнА – вОлны, рЕдкий – редчАйший.
Ударение в русском языке может различать формы одного и того же слова (сЁстры – сестрЫ) и разные слова (Атлас – атлАс).
- Предлагаю загадки. Будьте внимательны.
8. Отгадай загадки.
1) Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис – ирИс). СЛАЙД 8
2)Я – сборник карт:
От ударенья
Зависят два моих значенья,
Хочу – преображусь в названье
Летящей шелковистой ткани я.
(Атлас – атлАс). СЛАЙД 9
3)Мы – для пильщиков подставка,
Мы – для кучера сиденье.
Нам другое ударенье!
Осторожней будьте с нами:
Можем забодать рогами.
(кОзлы – козлЫ). СЛАЙД 10
- Ударение подобно биению сердца: мы не вспоминаем о нём, пока кто – то не исказит слово.
Ударение – это музыкальный тон. Оно свободное, подвижное, то прикрепляется к определённому слогу, то изменчивое. Менялся язык народа. Например, в современном русском языке слово ВОРОТА с ударением на втором слоге остаётся при склонении (у ворОт, к ворОтам, за ворОтами, в ворОтах). А вот в пословице слышим: «Пришла беда – отворяй воротА».
Или ещё пример: слово ДЕНЬГИ. Как сказать правильно: дЕньгами или деньгАми (богат)? Раньше ударение в этом слове было на первом слоге, потом подвинулось на конечный. В словаре Д.Н.Ушакова находим, что в этом слове двоякое ударение (ударение на первый слог считается устаревшим).
Наши помощники – орфоэпические и этимологические словари, произведения художественной литературы. Слушают сказку.
Расставляют ударение в словах с помощью Орфоэпического словарика, зачитывают слова, правильно произносят ударение.
Отгадывают загадки, записывают слова. Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)
Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)
Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)
Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)
4.Динамическая пауза (2 мин.)
Цель: сменить вид деятельности. Комплекс упражнений для глаз.
- Закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, досчитайте до 5, откройте широко глаза и посмотрите вдаль. Посмотрите на кончик носа и переведите взгляд вдаль. Не поворачивая головы, делайте медленные круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. Посмотрите вдаль, затем проделайте движения по диагонали в одну и в другую стороны. Закройте глаза, посчитайте до 5 и медленно откройте.
Выполняют комплекс упражнений для глаз. Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
5. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)
Цель:
мотивировать учащихся к деятельности;
координировать деятельность учащихся;
контролировать
выполнения
заданийМотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания
9. Работа с учебником.
Стр. 9, упр. 181 - устно(хоровое проговаривание слов с правильным ударением).
Упр. 184 –письменно.
Чтение лингвистического текста на стр. 10, упр. 185 Отработка орфоэпических норм при хоровом чтении. Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)
Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
6.Рефлексия. (5 мин.)
Цель:
оценить результаты собственной деятельности
повторить способ нового знания
- Что такое ударение?
- Что такое логическое ударение?
- Прочитайте правильно маленькие стихотворения поэта Я.Козловского из книги «О словах разнообразных – одинаковых, но разных», отмечая в них смыслоразличительную роль ударения.
Кумушки.
Серая воронАЧёрного вОронаУтром ругала, присев на сучок.
Новость о том
Разнесли во все стороны
Сплетницы – кумушки-
сОрок сорОк.
МукА и мУка.
Пересохла глина,
Рассердилась Нина:
-Не мукА, а мУка-
Поварам наука.
Кто что делает.
Косит косец, а зайчишка косИт,
ТрУсит трусишка, а ослик трусИт.
В лесном замке.
На двери зАмкаНет замкА.
Живёт щегОл здесь – первый щЁголь,
И утром бЕлкаИз белкАЕму сбивает гоголь – моголь.
От удивленья охнул кок.
От удивленья охнул кок
И почесал затылок:
Капустный бросился вилОкВскачь от ножей и вИлок.
Учащиеся высказывают свое впечатление от урока Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)
Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)
Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
7.Домашнее задание. Параграф 27, упр. 186 Записывают домашнее задание.