Конспект урока по русскому языку на тему Ударение. (1 класс).


Русский язык. 1класс
Тема урока «Ударение»
Цель: Формировать представления об ударении, ударном и безударном слогах; развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов; познакомить с орфоэпическим словарём русского языка.
Тип урока: Решение частных задач. Открытие новых знаний.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Предметные :        Закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию, свойство разноместности. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные : -принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
— понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
— оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные : — в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;
— составлять целое из его частей;
— на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;
— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
— видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
— соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные : — адекватно реагировать на обращение учителя;
— использовать в общении правила вежливости;
— участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);
— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
Личностные : Взаимодействуют в группе, паре , проявляют интерес к услышанному;  знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни; иметь представление о причинах успеха в учебе.
Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» для 1 класса В.П.Канакиной, для работы в паре, демонстрационный материал.
Ход урока
Этап Деятельность учителя Деятельность обучающихсяМотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята!
- У нас сегодня на уроке много гостей.
Давайте повернемся и поздороваемся!
- А сейчас снова повернитесь и послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю:
На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
- А теперь посмотрите друг на друга, пожелайте своему соседу по парте хорошей работы своей искренней улыбкой.
А чтобы наш урок прошел дружно, напомню
3 основные правила!
Если хочешь отвечать,Надо руку поднимать.Если друг стал отвечать,Не спеши перебивать.А помочь захочешь другу,Подними спокойно руку.
Организовывают рабочее место, настраиваются на урок.
Актуализация знаний
- Ребята, давайте мы с вами вспомним наши предыдущие занятия.
- Продолжите, пожалуйста, предложение хором.
Наша речь состоит из________________.
Предложения состоят из _________________.
Слайд 1
- А теперь посмотрите на доску и скажите, пожалуйста, можно ли назвать это сочетание букв словом? ( арбджу)
- Почему?
- Молодцы вы всё правильно сказали.
- Попробуйте расположить буквы в таком порядке, чтобы получилось слово.
- Докажите, что это слово. Что оно обозначает?
На доске появляется запись «Дружба в делах помощница»
- Это девиз нашего сегодняшнего урока.
- Подумайте, на какие маленькие части делится слово? Хором
…предложений
…..слов
- Нет
- Не понятен смысл. Сочетание букв только тогда является словом, когда имеет значение.
- Дружба!
- это слово, потому что оно имеет смысл и своё значение.
- на слоги.
Постановка учебной задачи
- Молодцы, а сейчас я прочитаю вам небольшое стихотворение, а вы послушайте его и потом скажите мне, о ком или о чём здесь говориться.
- Сядьте как слушатели, спинки прямо, руки красиво положите на парту.

Ударный слог, ударный слог -
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит!
- Ребята, как вы думаете, о каком невидимке - молоточке говорится в этом стихотворении?
- Молодцы, верно.
- Ребята, посмотрите на доску (на доске записано стихотворение).
На путях я вижу сорок
Резво скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.
- Прочитайте стихотворение.
- Найдите одинаковые по написанию слова.
- Что означают данные слова?
- Чем отличаются эти слова по произношению? - Об ударении.
- Сорок и сорок, дорог и дорог.
- Сорок - это число, количество;
сорок - птицы; дорог - имеет высокую цену; дорог - полоса земли для передвижения.
- Ударением.
3.
Открытие нового знания.
Работа с новым материалом - Ребята, кто догадался, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?
- Давайте составим план нашей работы:
1. Кто из вас знает что такое ударение?
- Вы затрудняетесь, поэтому первое что мы узнаем это, что такое ударение (карточку на доску)
2. А знаете ли вы, какие бывают слоги в словах?
- Значит второй задачей будет узнать какие слоги бывают. (карточка на доску).
3. А также мы узнаем, зачем вообще слову нужно ударение. (карточку на доску).
- Посмотрите на слова, записанные на доске, скажите, что я с ними сделала? (О-са, ба-боч-ка, па-ук, жук).
- Прочитайте первое слово. Сколько слогов в слове оса?
- С одинаковой ли силой они произносятся?
- Какой слог произносится сильнее?
- Значит на какой слог падает ударение? (Ставлю ударение в слове).
Аналогичная работа со словами бабочка, паук.
- Прочитайте последнее слово. Как вы думаете, нужно ли в нём ставить ударение? Почему?
- Посмотрите ещё раз на все эти слова и сделайте вывод: что такое ударение?
- Молодцы, а на какой же слог может падать ударение (на первый, на второй, на третий, на четвёртый... ).
- Умницы. А теперь подумайте, Как называется слог, который звучит сильнее, громче?
- А как тогда будем называть остальные слоги?
- Посмотрите на доску, прочитайте слова.
- Обратили ли вы внимание, на какую букву в этих словах подает ударение?
- Ударению приходится много трудиться, найдём ему выходной. 1 выходной – слова с одним слогом.2 выходной – слова с буквой «Ё»стихотворение про букву «Ё» … Я ударная всегдаОй, Ёй, Ёй, вот это да! Мы сегодня будем говорить об ударении.
- Ответы учащихся.
- Ответы учащихся.
- Разделили на слоги.
- Два.
- Нет.
- Второй.
- На второй.
- Нет, т.к. в нём всего один слог.
- Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.
- Ударение может падать на любой слог.
- Ударным.
- Безударные.
- Растёт, тёплое, шофёр, свёкла.
- На букву Ё.
ФизминуткаУдарение бывает и в музыке. Давайте попробуем услышать его и выполнить движения под музыку. Дети выполняют движения под русский народный танец «Калинка-малинка»
Первичное закрепление знаний.
- А сейчас ребята, я попрошу вас открыть свои рабочие тетради на стр. 21, найдите задание под номером 3. Сейчас мы с вами поработаем в паре, но прежде, вспомним правила:
1. внимательно прочитайте задание.
2. выслушайте мнение друг друга
3. придите к общему выводу
4. и главное - ты в ответе за него. Он в ответе за тебя.
- Скажите, всем понятно что нужно делать?
- На выполнение задания даю вам 2 минутки.
- Две минуты прошли, давайте проверять.
- На доске у меня есть две схемы (__/__ и ___/__) и слова: стрелки, кружки, замок.
- Сейчас мы будем выходить к доске и ставить каждое слово к нужной схеме.
Проверяем задание.
Выясняем, что все слова можно отнести и к первой, и ко второй схеме.
- Попробуйте сделать вывод.
- Теперь откройте рабочие тетради на стр. 21, найдите задание под номером 4.
- Вам нужно изменить ударение в каждом слове так, чтобы получилось новое слово. Запишите эти слова, обозначьте в них ударение. - Да.
- Дети выполняют задания.
- По цепочке называют слово и схему, к которой относится слово.
- От места ударения в слове зависит и само значение слова.
Закрепление. Работа в учебнике и в рабочей тетради. - Ребята, как вы думаете, есть ли какой - нибудь словарь, где можно посмотреть как правильно ставятся ударения в словах?
- Верно, такой словарь имеет название орфоэпический, посмотрите как пишется это слово, оказывается это словарик есть и в нашем учебнике по русском языку, откройте свои учебники на стр. 136.
- Посмотрите, слов там немного, но наша главная задача - научится им пользоваться.
- Найдите в словарике на стр. 136 следующие слова и скажите как же правильно ставится ударение в этих словах (звонить, банты, портфель, туфля).
- Давайте кто - нибудь выйдет к доске и расставит ударение в каждом слове.
- Молодцы.
- Да.
Работа со словарём.
Итог урока - Ребята, давайте подведём итоги, вернёмся к нашему плану, который мы составляли в начале урока.
1. Что такое ударение?
2. Какие бывают слоги?
3. Зачем слову нужно ударение?
- А теперь скажите, важно ли каждому человеку знать, как правильно ставится ударение.
Зачем изучать тему ударение?
Ответили на второй вопрос урока.
Ребята, закончите одно из высказываний
Я научился…
Я удивился…
Мне понравилось…
- Это выделение в слове голосом одного из слогов.
- Слоги бывают ударные и безударные.
Чтобы не путать слова. Ударение помогает различать смысл слова.
- Да, это нужно, чтобы правильно и четко произносить слова.
Высказывания детей.
Рефлексия учебной деятельности - ребята, на ваших партах лежать листочки самооценки. Оцените свою работу на уроке:
- если вам на уроке было всё понятно и вы не допустили ни одной ошибки, тогда раскрасьте весёлый смайлик.
- если вы испытывали затруднения, тогда раскрасьте безразличный смайлик.
- если вы не поняли тему и у вас осталось много вопросов, тогда грустный смайлик.
Похлопаем себе.
Сегодня на уроке вы хорошо работали, спасибо. Дети проводят самооценку своей деятельности.