Конспект урока на тему:Синтаксический разбор сложного предложения.


Урок 53.Синтаксический разбор сложного предложения
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока:. комбинированный
Метод: проблемно -поисковый
Цель урока уметь проводить синтаксический разбор сложного предложения, конструировать сложное предложение по заданной схеме, воспитание внимания  к слову  через  конструирование предложений
Планируемые результаты: учащиеся узнают порядок синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения; научатся применять знания и умения на практике; объяснять языковые явления.
Оборудование:
ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?Все ль на месте,Все ль в порядке,Ручка, книжка и тетрадка?Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?Каждый хочет получатьТолько лишь оценку «пять». Приветствие учащихся.
Актуализация знаний
Постановка учебной цели.
1) Синтаксический разбор простого предложения
Вдруг один из них близко подплыл к нашей шлюпке. 
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, не осложнено.)
близко подплыл (нар.+гл)
2) -А  сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру « Веришь ли ты?» Эта игра нам поможет выяснить, что вы знаете, а чего не знаете.
Я буду задавать  вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет», и вопросы, на которые надо ответить подробно.
Приём «Верные и неверные утверждения»
-Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)
-Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет) А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)
-Верите ли вы, что в  простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ? (да)
-Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)
-Верите ли вы, что обращение- это слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (да)
-Верите ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится? (и да, и нет) Почему?
-Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)
-Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)
-А вы знаете, ребята, как называется разбор предложения по членам? (Синтаксический).
-С синтаксическим разбором простого предложения мы уже знакомы, а чему мы должны научиться на уроке? (Синтаксическому разбору сложного предложения.)– Чем могут быть осложнены предложения? (Обращениями, однородными членами предложения)
Попробуйте сформулировать тему урока.
Синтаксический разбор сложного предложения Слайд 1
Запишите число, классная работа тему урока:
«Синтаксический разбор сложного предложения»
- Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия? (Уметь проводить синтаксический разбор сложного предложения. Слайд 2 Записывают предложение, работают с ним по заданию учителя
Отвечают на вопросы

формулируют тему урока.
Запись учащимися числа, темы урока
Формулируют цель урока
Усвоение новых знаний.
Первичное закрепление знаний.
Физ. минутка (релаксация)
-Вы уже знакомы с синтаксическим разбором простого предложения.
- Какие пункты, по-вашему, должен включать синтаксический разбор сложного предложения?
Попробуем сами вывести план разбора сложного предложения. Можете открыть учебник, вспомнить разбор простого предложения.
Составить кластер: Слайд 3
Сложное предложение
По цели высказывания
По интонации
По количеству грамматических
основ
По наличию второстепенных членов
Средства связи
повествовательные, побудительные, вопросительные
восклицательные, невосклицательные
два и более
распространённые, нераспространённые
союзная,
бессоюзная

Слайд 4
Схема разбора сложного предложения:
1.Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).2.  Указать вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).3.  Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.4.  Определить средства связи простых предложений в сложном (союзная или бессоюзная).5.  Знаки препинания.6.  Составить схему предложения.
Слайд 5
Схема предложения:
[ ]- главная часть
( )- придаточная часть
Упр.242. (Разобрать предложения)
Листья сыплются за школой, слышен громкий спор сорок. (повест., невоскл., сложное, бессоюзное, )
[ ],[ ]
Прозвенел звонок веселый, начинается урок. (повеств., невоскл., сложное, бессоюзное)
[ ],[ ]
Пролетают паутинки с паучками в серединке, и высоко от земли пролетели журавли. (повест., невоскл., сложное, союзная связь)
[ ], и [ ] Физкультминутка
-Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Поскольку сегодня мы изучаем материал, связанный  с синтаксисом и пунктуацией, то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем.
Правила игры. Обучающие встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины:  приставка, грамматическая основа, основа слова, словосочетание, имя существительное, обстоятельство, запятая, часть речи, предложение.Задача обучающихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка – влево. Коллективная работа.
(информац. лист)
Работают со схемами.
(информац. лист)
Выполняют физкультминутку
Закрепление изученного материала
Карточки
1.Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу, начертите схему.
Небо расчищалось и синело.
________________________________________
Потом обратились они в комнаты где жили столетние старушки-голландки_______________________________________________________
Снова ударил гром и с шумом и ветром начался ливень
___________________________________________________________
2.Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
Наступила з…ма. В долг… зимн… ночи ветер беспощадно тр…пал ветви б…резы. Снег засыпал и п…ля и л…са и ж…лища людей. Всё замерло обледеневшая б…резка ожидала прихода весны. Работают с текстом
Рефлексия деятельности.
Подведение итогов работы. (Слайд 5)
 -Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме:
Сегодня на уроке узнал, открыл для себя…
научился, смог…
могу похвалить себя и своих одноклассников за… 
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Выставление оценок. Устно продолжают предложения.
Домашнее задание.
(Слайд 6)
Выучить порядок разбора сложного предложения. Упр.243 (списать 2и 3 абзацы) и сделать синтаксический разбор одного сложного предложения. Запись учащимися задания в дневники.