План-конспект урока по биологии на темуОбщая характеристика класса Земноводные (7 класс)


Тема урока: Общая характеристика класса земноводных. Внешнее и внутреннее строение лягушки, её земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
Цель: обеспечить усвоение знаний о классе земноводных, внешнем и внутреннем строении лягушки, её земноводном образе жизни, питании, годовом цикле жизни, размножении и развитии, метаморфозе земноводных, сходстве личинок земноводных с рыбами.
Задачи:
Образовательные: сформировать знания о характерных особенностях земноводных, рассмотреть отличия между личинками земноводных и взрослыми особями, продолжить формирование умений наблюдать, сравнивать, делать выводы на основании результатов наблюдения.
Развивающие: развивать творческое мышление, умение обсуждать проблему, систематизировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, объяснять новые понятия, анализировать результаты своей деятельности, делать выводы.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, интерес к предмету, чувство коллективизма, навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи, сотрудничества.
Ожидаемые результаты: знают общую характеристику класса, внешнее, внутреннее строение, размножение и развитие земноводных, умеют сравнивать, обобщать, делать выводы.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический.
Ключевые идеи: амфибии, резонаторы, головастики.
Оборудование и ресурсы: таблицы, слайдовая презентация, сигнальные карточки, оценочные листы, экран настроения, смайлы, стикеры, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, листы бумаги А4, оборудование для лабораторной работы, влажные препараты, скелет лягушки.
Этапы урока и стратегии Действия учителя Действия учащихся
Введение
Тренинг «Подари тепло своей ладони» Приветствие учителя и психологический настрой
Создание положительного микроклимата, через минутку настроения, программирование учеников на успех Психологический настрой учащихся на дальнейшую деятельность.
Презентация
Деление на группы
Мозговой штурм
Индивидуальная работа Выбрать верные утверждения.1) У хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми крышками.2) Самая крупная акула – китовая.3) Большинство скатов ведут придонный образ жизни.4) Акулы и скаты ведут придонный образ жизни.5) Все акулы опасны для людей.6) Хрящевые рыбы имеют сильно развитую мускулатуру.7) Хрящевые рыбы имеют плавательный пузырь.8) Кожа хрящевых рыб покрыта чешуёй.9) Тело скатов имеет торпедообразную форму тела.10) Окраска скатов покровительственная. Выбрать один ответ из четырёх: 1. К классу костных рыб не относится: а) карп; б) скат; в) окунь; г) латимерия. 2. Костные рыбы в отличии от хрящевых, имеют: а) грудные и брюшные плавники; б) обтекаемую форму тела; в) жабры, покрытые жаберными крышками; г) развитый хвостовой плавник. 3.Число камер в сердце рыб: а) две; б) три; в) одна; г) четыре. 4. Приспособлением рыб к водной среде не является: а) наличие парных плавников; б) боковая линия; в) головной и спинной мозг; г) дыхание при помощи жабр. 5. Кровеносная система рыб: а) имеет один круг кровообращения; б) имеет два круга кровообращения; в) имеет трёхкамерное сердце; г) незамкнутая. 6. С помощью плавательного пузыря рыба: а) переваривает пищу; б) быстрее передвигается; в) воспринимает направление и силу тока воды; г) опускается на глубину или всплывает. 7. К хрящевым рыбам не относится: а) акула белая; б) химера европейская; в) сом обыкновенный; г) скат двукрылый. 8. Лёгочное дыхание характерно для рыб: а) химеровых; б) кистепёрых; в) лососеобразных; г) акул. 9. Латимерия – представитель рыб: а) окунеобразных; б) кистепёрых; в) карпообразных; г) сельдеобразных. 10. Жабры закрыты жаберными крышками у: а) акулы; б) ската; в) окуня; г) химеры. Подведение итогов. Выбери верные утверждения: 2, 3, 6, 8, 10. Выбрать один ответ из четырёх:1.Б 6.Г 2.В 7.В 3. А 8.Б 4. В 9. Б 5. А 10. В  По цвету стикеров делятся на группы.
ВзаимооцениваниеТри хлопка за работу
Основная часть
Работа в группах
Физминутка «Ёлка»
Работа в парах
Самостоятельная работа Определяем цели урока
Проблемный вопрос. 1.Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?
2.Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу).
1..Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде.
2.Отделы тела - голова, туловище, конечности.
3.Дыхание - легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде)
4.Кровеносная система - 2 круга кровообращения, сердце - 3 камеры.
5.Температура тела - непостоянная, зависит от окружающей среды
6.Размножение - раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра -> личинка (головастик) -> взрослое животное.
7.Среда обитания - суша, вода
Задание 1 группе. Скелет лягушки
Изучите строение скелета лягушки. Подпишите кости, обозначенные цифрами.
Задание 2 группе. Внутреннее строение
Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.
1. В каких органах происходит обогащение крови кислородом?
2.Перечислите органы пищеварительной системы.
3.Сколько камер в сердце амфибий? Назовите их.
4.Сколько кругов кровообращения?
5.Чем представлена выделительная система?
Лабораторная работа №7.
Наблюдения за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки. Изучение скелета лягушки. Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах.
1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)
2. Земноводные не живут в морях. (Да)
3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)
4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)
5. У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок – один. (Да)
6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)
7. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)
8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)
9. Личинки земноводных дышат лёгкими. (Нет)
10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)
Домашнее задание
1.§ 45-47.
2.Сообщения о земноводных. Взаимооценивание групп
Три хлопка за работу
Взаимооценивание
Три хлопка за работу
Записывают задание в дневник.
Заключение Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления
Суммативное оценивание
Рефлексия
Попрошу высказать своё мнение о сегодняшнем уроке
Итоги урока Самоанализ деятельности и самооценка
Учащиеся поднимают сигнальные карточки
(разноцветные ладошки)