План открытого урока по биологии на темуОбщая характеристика млекопитающих(7 класс)


ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ
7 класс
Тема урока:
«Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания ».
Автор: Есаян Светлана Георгиевна

Цели урока: раскрыть особенности внешнего строения млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов позвоночных; дать общую характеристику животных класса Млекопитающих, раскрыть особенности их внешнего строения в связи со средой обитания. Показать черты сходства и отличия во внешнем строении млекопитающих, птиц и пресмыкающихся
Задачи:
 Образовательная: 
рассмотреть особенности организации млекопитающих; выявить усложнения строения систем органов в ходе эволюции ; Развивающая: 
продолжить формирование умений наблюдать, распознавать в природе, на таблицах, рисунках, в коллекциях, сравнивать их между собой;  развивать умения работать с учебником. 
Воспитательная:
 Способствовать формированию коммуникативной культуры; воспитанию бережного отношения к природе
Тип  урока: комбинированный.
Методы:  беседа, самостоятельная работа, объяснение, ИТОбеспечении занятия:  таблицы с изображением строения, их многообразие, рисунки из учебника и других книг, презентация.
План урока:
Организационный момент.(Приветствие, подготовка класса к работе, наличие учащихся).
II.  Мотивация учебной деятельности. (Сообщение темы, цели занятия, Использование в дальнейшей деятельности).
III. Повторение изученного. Актуализация знаний.
Фронтальная беседа на повторение
Индивидуальные ответы и задания.
IV. Изложение нового материала
Внимание! Таинственная незнакомка. У меня в руках описание одного очень интересного существа. Ваша задача - догадаться, о ком идет речь. Не торопитесь с выводами! Все версии - после прослушивания . (приложение).
Итак, кто же она? Вот этот симпатичный поросенок (учитель достает игрушку) будет талисманом сегодняшнего урока.
Но почему вдруг сегодня я заговорила об этом существе?
Все правильно, новая тема.
Записали тему сегодняшнего урока: «Класс Млекопитающие, или Звери». Внимание на доску.
Рассмотрите фотографии животных.
Какие среды жизни имеются на Земле.
Назовите их.
Распределите следующих животных по средам обитания:
бурый медведь, дельфин, рысь,  крот, кит, хомяк, верблюд, белка, летучая мышь.Какие главные особенности обеспечили млекопитающим превосходство над другими животными?
Что объединяет в одну большую систематическую группу столь разнообразных животных?
Эти два важных вопроса друг с другом взаимосвязаны. Попробуем найти на  них ответы.
Рассмотрите фотографии животных
Необходимо ответить на вопросы
1. Вспомните, какие среды жизни имеются на Земле. Напишите их названия.
2. Распределите следующих животных по средам обитания:
бурый медведь, сайгак, , крот, дельфин, лось, летучая мышь, кит, верблюд, бегемот
Прочти текст учебника и ответь на вопросы:
Какие отделы выделяют в теле млекопитающих животных?
Какие органы располагаются на голове и туловище млекопитающих?
В чём заключаются особенности расположения конечностей у млекопитающих?
Чем покрыто тело млекопитающих?
Внешнее строение на примере собаки
Размеры млекопитающих

Карликовая белозубка
Длина ее тела менее 5 см, а вес – до 2,5 г.
Стопоходящие Плавающие Летающие Лазающие по деревьям Прыгающие ПальцеходящиеГолова млекопитающих
У большинства хорошо развит шерстный покров
Вибриссы5. Сформулируйте и напишите вывод об особенностях внешнего строения млекопитающего.
Допишите текст о внешнем строении млекопитающих.
Тело млекопитающих покрыто ________________. На голове имеются _________, ________, _____________.Ноги располагаются под _________________. В отличие от других позвоночных глаза млекопитающих имеют веки с ___________, уши имеют наружную ___________. Млекопитающие выкармливают своих детенышей _________________.
V. Закрепление изученного материала.
1. Беседа по вопросам учебника с использованием материала учебника
2.Выполнение заданий в рабочих тетрадях.
Домашнее задание:
§ 51.
Ответить на вопросы:
Млекопитающие или млекопитающиеся, как правильно и почему?
У какого млекопитающего нет глаз?
Почему в сильную жару собака высовывает язык?По желанию:
Подготовить сообщение о роли вибрисс в жизни млекопитающихКарточка
Заданий для самостоятельной работы
№ 1
1. Вспомните, какие среды жизни имеются на Земле. Напишите их названия.
2. Распределите следующих животных по средам обитания:
бурый медведь, сайгак, , крот, дельфин, лось, летучая мышь, кит, верблюд, бег
№2 . Прочти текст учебника и ответь на вопросы:
Какие отделы выделяют в теле млекопитающих животных?
Какие органы располагаются на голове и туловище млекопитающих?
В чём заключаются особенности расположения конечностей у млекопитающих?
.Чем покрыто тело млекопитающих.
№3. Допишите текст о внешнем строении млекопитающих.
Тело млекопитающих покрыто ________________. На голове имеются _________, ________, _____________.Ноги располагаются под _________________. В отличие от других позвоночных глаза млекопитающих имеют веки с ___________, уши имеют наружную ___________. Млекопитающие выкармливают своих детенышей ----------------
1.Вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое к ним не подходит. Какое?
а) копыта; б) волосы; в) когти; г) хитин; д) ногти
2.Конечности млекопитающих расположены:
А) обе пары под туловищем; Б) обе пары по бокам туловища; В) одна под туловищем, другая по бокам
3.Вибриссы - это: А) шерсть; Б) подшерсток;В) усы
4.Теплорегуляция у млекопитающих происходит при участии:А) пахучих желез; Б) потовых желез;
Установите соответствие между животными и органами их передвижения. Ответы впишите в таблицу.
1. Благородный олень 2. Рыжая вечерница 3. Гренландский тюлень 4. Касатка
А. Крылья Б. Плавники В. Ноги Г. Ласты