УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «Обобщение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация»


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
«Обобщение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация»
Цели:
- обобщение и систематизация знаний по синтаксису и пунктуации, полученных на данный момент учащимися;
- развитие мышления, памяти, сообразительности;
- совершенствование лингвистической монологической речи учащихся.
Оборудование: карточки с изображением знаков препинания, иллюстрации и текст басни, карточки с различными видами работ.
ХОД УРОКА
Оргмомент
Урок начинается с чтения стихотворения Бориса Заходера «Где поставить запятую»
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит.
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик
Из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку,
Кот в очках Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
- Вот что значит
Запятая!

Ребята, вы что-нибудь поняли? Что за нелепица получилась и почему? Давайте вместе попробуем выпутаться из этой ситуации (учащиеся вместе с учителем расставляют правильно знаки препинания). А теперь помогите сформулировать тему урока.
Запись темы урока и эпиграфа на доске и в тетрадях.
«Знаки препинания нужны нам, как дыхание»
Ю. КоринецНаш первый урок назовем «Хорошее настроение». А чтобы ничего не испортило наш праздник, давайте правильно поставим запятую в предложении, записанном на доске.
Казнить нельзя помиловать.
1. Так что же изучает синтаксис? (Дополнительная информация учащихся)
Что такое пунктуация? (Дополнительная информация из «Энциклопедического словаря юного филолога» - демонстрация словаря учащимся)
2. Записать высказывание К.Г.Паустовского о знаках препинания, проанализировать эти предложения с точки зрения пунктуации: «Знаки препинания – это нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Какие знаки препинания вы поставили и почему?
3. Расставить правильно знаки препинания в предложениях, записанных на доске.
В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней. (Чем осложнено предложение? Какие члены предложения называются однородными?) Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.
Когда я вчера шел с грохотом и шумом, промчался поезд.
Мы пришли к выводу, что отсутствие запятой или неправильная расстановка знаков препинания может привести к непониманию или даже к недоразумению. Так можно ли отменить пунктуацию?
4. Чтение стихотворений Тетивкина о знаках препинания.
Знаки препинания Восклицательный знак
Внимание! Внимание! Друзья мои, приятели,
Мы знаки препинания: Живу я много лет.
Тире, Примите восклицательныйЗнак восклицания, Мой пламенный привет!
Кавычки, Обычно в предложениях
Двоеточие, Стою я для того,
И прочее, Чтоб выражать волнение,
И прочее… Тревогу, восхищение,
Победу, торжество…
Не зря я от рождения
Противник тишины,
Где я, то предложение
С особым выражением
Произносить должны!
Вопросительный знак
Разные вопросы
Задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Что? Кому? Который? Чья? Каким? О чем?

5. Отгадайте, о каком знаке препинания говорит поэт А. Шибаев.
Стоят три кумушки рядком Ляжет палочкой на строчку
Ведут беседу, - Проходите по мосточку.
Но – тайком, (Тире)
Какими-то Всегда подслушать
Далекими Норовят то,
Туманными намеками… Что другие говорят…
(Многоточие) (Кавычки)
Словам раскрывают Выйдет на дорожку -
Объятья: Всем подставит ножку!
-Ждем в гости вас,(Запятая)
Милые братья!
(Скобки)
6. Тестовые задания с последующей самопроверкой.
1. Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает:
а) буквы и звуки;
б) словосочетание и предложение;
в) части речи.
2. Пунктуация изучает:
а) строение слова;
б) знаки письма;
в) знаки препинания.
3. Знаки препинания:. ? ! … Продолжите ряд.
4. Укажите неправильное утверждение:
а) В состав предложения обязательно входят главные и второстепенные члены.
б) Предложение, в отличие от словосочетания, выражает законченную мысль.
в) Второстепенные члены предложения – это дополнение, определение, обстоятельство.
5. Укажите неправильное утверждение.
По цели высказывания предложения бывают:
а) побудительные;
б) вопросительные;
в) восклицательные.
6. Членами предложения не являются:
а) обращения;
б) однородные члены;
в) вводные слова.
Второй урок назовем «Учимся общаться и действовать!», а синтаксис и пунктуация будут нашими постоянными спутниками.
1. Выполним упражнение на внимательность. Прослушав инсценировку басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», определим, какие предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске есть в ней. Что мы поняли из разговора между Стрекозой и Муравьем? Что такое диалог?
Говоря о предложениях, вспомним, чем отличаются друг от друга простые и сложные предложения. Чем могут быть осложнены простые предложения? На какие группы делятся сложные предложения? Назовите сочинительные и подчинительные союзы.
2. Работа по карточкам.
Выполнить синтаксический разбор предложений:
Взял отец рубль, понюхал и бросил его в камин.
Поняла мать, что плохо дело.
Старуха понесла к царю сорочки, а Василиса умылась, причесалась, оделась и села под окном.
Предложения для класса:
Пришли они ко дворцу коварной жены поздней ночью, когда все спали глубоким сном.
3. Подобрать к части пословицы, записанной в левой колонке, продолжение пословицы из правой колонки:
Всяк правду хвалит, тому не пропасть.
Знайка по дорожке бежит, а человек – знанием.
Кто грамоте горазд, тому и книги в руки.
Мир освещается солнцем, а незнайка на печке лежит.
Кто знает аз и буки да не всяк ее сказывает.
Какие предложения у вас получились? Чем связываются части предложения?
4. Творим дальше. По данным схемам составьте предложения.
, которые
, и

Когда


,
Ну что ж, подведем итоги 2 урока. Работая с предложениями, мы пользовались правилами пунктуации. Значит, знаки препинания нам необходимы, как воздух.
Третий наш урок мы будем проверять каждый сам себя, и назовем его «Орешек знания», который очень тверд, но все же мы не привыкли отступать. А ответить на все вопросы и выполнить задания нам поможет наша смекалка и наше трудолюбие и желание учиться.
Поработаем по учебнику. Страница 89, упражнение 11 (тестовые задания)
Страница 85, упражнение 2. (письмо по памяти)
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
(Ф. Тютчев)
3. Индивидуальная работа по карточкам (разноуровневые задания).
Подведение итогов. Что нового вы сегодня узнали. Что при повторении оказалось для вас самым трудным? Полезным? Что надо повторить дома, чтобы хорошо написать контрольную работу?
Домашнее задание. § 9-10 повторить, упражнение 3, страница 85 (1 предложение разобрать синтаксически), упражнение 9, страница 88.