Сценарий физико-химического конкурса для 8 класса: Умники и умницы


СЦЕНАРИЙ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОГО КОНКУРСА ДЛЯ 8 КЛАССОВ
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»
Цель. Провести проверку знаний учащихся в форме интеллектуального соревнования, закрепить сведения о первоначальных химических и физических понятиях, заинтересовать учащихся, привить любовь к химии и физике.
Представление команд, под музыку выходят две ведущие. 1-я ведущая. Добрый день, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на нашем вечере. 2-я ведущая. Сегодня соревнуются три команды. Это команда 8А-«Атом» , команда 8Б-«Ион», команда 8В-«Молекула». Поприветствуем их!
1-я ведущая. Сначала представлю тех, от кого зависит результат сегодняшнего вечера, – членов нашего жюри. (Члены жюри встают.) 2-я ведущая. Вечер начинается! Капитаны команд, представьте своих игроков. (Капитан команды «Атом» называет по имени каждого участника, а в конце команда хором называет капитана.)
1-я ведущая. Команды, что поможет вам победить? Какой ваш девиз? (Команды по очереди произносят девизы хором.) Команда 8А «Атом». Физика и химия – науки очень нужные. Мы ребята славные, мы ребята дружные! (Берутся за руки и поднимают их вверх.)
Команда 8Б-«Ион». Широко простирает руки свои физика и химия в дела человеческие! (Дружно поднимают вверх руки и машут ими.) Команда 8В -«Молекула». Нам без химии и физики нельзя, а мы все – настоящие друзья! (Дружно поднимают вверх руки.) 2-я ведущая. Пожелаем удачи командам. В добрый путь!
Приветствие команды «Атом» Черный дым клубами вьется, Пламя лижет потолок. Кислота рекою льется, Химии идет урок На пути к великой цели Не страшны страдания. Менделеев бы одобрил Наши начинания
Приветствие команды «Ион» Химия и физика, вы науки века, Обеспечили механизмами и нитратами человека. Овощи ли ем, фруктами ль питаюсь, на машине или на велосипеде катаюсь , С химией и физикой я всегда встречаюсь.
Приветствие команды «Молекула»
Мы уравнения реакций научились писать, Соли, кислоты и щелочи распознавать. Атомы, ядра, молекулы – нет им числа, Химия, физика, честно сказать, нас сводили с ума. 1-я ведущая.
Объявляю первый конкурс. (Разминка) Каждой команде будет задано по 7 вопросов. Необходимо на них быстро отвечать. Если команда не знает ответа на вопрос, то на него может ответить другая команда. Максимальная оценка за конкурс – 7 баллов (по 1 баллу за вопрос).
1-й конкурс
2-я ведущая.
Вопросы 1 команде:
1. Определенный вид атомов?
2. Химик, который ввел современные обозначения химических элементов?
3. Автор атомно-молекулярного учения?
4. Молярный объем газов при нормальных условиях?
5. Какие силы действуют на брусок, лежащий на столе?
6. Прибор для измерения массы?
7. Из каких частиц состоит атом?
1-я ведущая.
Вопросы 2 команде:
1. Аппарат для получения водорода и углекислого газа в лаборатории?
2. Из чего получают кислород в промышленности?
3. В каком агрегатном состоянии находится в природе кислород?
4. В честь какого ученого названа единица измерения силы?
5. Где используется двигатель внутреннего сгорания?
6. В чем отличия молекул воды, льда и пара?
7. Как ведут себя пассажиры при резком торможении автобуса?
2-я ведущая.
Вопросы 3 команде:
1. Самый легкий газ? 2. Формула серной кислоты? 3. В каких агрегатных состояниях может быть вода? 4. Желтое вещество, образующееся в ушном канале, и минерал? 5. Обозначение количества вещества? 6. Где чай остывает быстрее – в блюдце или в стакане? 7.Каким прибором измеряется вес тела ?
Ответы на вопросы 1-го конкурса. 1 команды:
1 – химический элемент;
2 – Й.Я. Берцелиус;
3 – М.В. Ломоносов;
4 – 22,4 л/моль;
5 –сила притяжения и сила реакции опоры ; 6 –весы ; 7 –электроны, протоны, нейтроны. 2 команды:
1– аппарат Киппа;
2 – из воздуха;
3- в газообразном;
4– И. Ньютон;
5 - в автомобилях ; 6 –химический состав одинаковый – H2O, но различные скорость и свобода движения;
7 -стремятся сохранить свою скорость (продолжают движение по инерции)
3 команды:
1 –водород; 2– H2SO4 ; 3– в газообразном, жидком, и газообразном;
4 – сера 5 –«ню», греч. ; 6 – в блюдце (т. к. больше площадь поверхности); 7- динамометром.
1.Экспериментальная пауза . Два ученика показывают опыт «Дым без огня».
1-я ведущая.
Это диво, так уж диво! Чудо сделано красиво: Чтобы получить «дымок», Нам не нужен огонек. 1-й ученик. (Проводит опыт.) Опыт «Дым без огня». В один стеклянный стакан добавить 5 капель соляной кислоты, а в другой такой же стакан – 5 капель раствора аммиака. Соединить стаканы отверстиями друг к другу, чтобы сверху оказался стакан с соляной кислотой. Выделяется белый дым хлорида аммония.
2-й ученик. Не один я здесь, нас много, И ребята мне помогут. Вместе мы ответ найдем, С честью выиграем
бой. (Объясняет «тайну» опыта «Дым без огня».)
2-я ведущая. Я искал энергию,Светлую, как луч,А увидел молниюСреди темных туч.
Два ученика показывают опыт «Возникновения молнии». 1-й ученик. (Проводит опыт.) Опыт с электрофорной машиной. Получение электрического разряда.
2-й ученик. Объясняет «тайну» опыта. Электрический разряд в воздухе объясняется явлением электризации при трении металлических щеточек о диски во время их вращения.
1-я ведущая.
Слово для объявления оценок предоставляется нашему жюри. Объявляются результаты конкурса «Разминка».
2.Конкурс капитанов
2-я ведущая. Во втором нашем конкурсе соревнуются учащиеся, которые стали «лицом» своей команды. (Обращается к залу.) Вы догадались, кто это? Абсолютно верно! Капитаны, прошу вас выйти вперед. Ведущие задают вопросы капитанам. Во время размышлений капитанов играет напряженная музыка.
1-я ведущая.
За одну минуту каждому капитану предлагается:
а) назвать элементы, которые начинаются на букву «а»;
б) назвать элементы, которые заканчиваются на «а»;
в) из букв «б», «л», «м», «р», «о», «х» составить названия элементов. Примерные ответы капитанов команд :а) Актиний, аргон, азот, алюминий, астат, америций;
б) сера, сурьма, платина;
в) хлор, бром, хром.
Жюри подводит итоги конкурса.
2.Экспериментальная пауза
1-я ведущая.
2-я ведущая.
И опять о приятном. Настало время эксперимента. Два ученика проводят опыт «Вулкан».
1-й ученик. Вот новая трудность на нашем пути: Огнем испытание надо пройти. Видишь, впереди «вулкан», Ты его пробудишь сам! Ученик проводит опыт «Вулкан»: поджигает горку дихромата аммония, смоченного спиртом, в фарфоровой чашке.
2-й ученик. Зрелище славное: искры столбом. Браво! Кто может сравниться с тобой? Ты можешь дать объяснение этому чуду?
1-й ученик объясняет, что произошла реакция разложения, из одного соединения хрома (NH4)2Cr2O7 (оранжевого) получилось другое – Cr2O3 (зеленое).
Платок носовой в руки возьму, Сначала «водой» ключевой намочу (обливает влажный платок спиртом) И пламенем спички его подожгу. (Проводит опыт.) Что скажешь теперь, мой любезнейший друг? Иль, может, ответить тебе недосуг?
2 ведущая . Совершенно непонятно. Почему вода течет Сверху вниз, а не обратно Так, а не наоборот. 1-й ученик. А в нашем опыте как раз наоборот ! Предлагается опыт по закону Гей- Люссака. На стол выставляется цилиндр с горячей водой, в который погружена тонкая трубка открытым концом вверх. Рядом стоит сосуд с холодной водой. Затем отверстие трубки закрывается кусочком пластилина, переворачивается и опускается в сосуд с холодной водой. Под водой пластилин снимается. Все наблюдают как столбик воды поднимается по трубке.
2-й ученик. Объясняет явление подъема воды в трубке. Воздух в тонкой трубке ,нагреваясь в горячей воде, расширяется. В сосуде с холодной водой воздух заперт водой. Остывая, воздух сжимается, и освобождающееся пространство заполняется столбиком воды.
1-я ведущая. Слово предоставляется жюри. Жюри объявляет результаты игры.
3 конкурс. Команды получают карточки с заданием: с помощью мимики, жестов изобразить предлагаемую ситуацию. Участвовать могут все члены команды. Время на подготовку- 3 минуты. Ситуации:
1.Все тела состоят из молекул.
2.Все тела притягиваются друг к другу.
3.Если не воздействовать на тело, оно сохраняет свою скорость.
4.силе действия всегда есть сила противодействия.
5.В жидкости на тело действует выталкивающая сила.
6.Изобразите явление инерции.
2-я ведущая. Прошу жюри объявить итоги конкурса и всего вечера. Жюри объявляет результаты.
1-я ведущая. Пусть улыбкой доброй, нежной каждый день ваш начинается. Пусть заботы, тревоги житейские на пути вашем реже встречаются. Желаем, чтобы вам всегда везло и чтоб любовь не покидала вас! Спасибо вам за все!
2-я ведущая. Наш вечер подошел к концу. Спасибо всем за внимание!