РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ. ЖИВОТНЫЙ МИР СТЕПЕЙ


УРОК окружающего мира 3 классТема: разнообразие растений. Животный мир степей
Цели: формировать представления обучающихся о растительности, об особенностях животного мира степной зоны; учить сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений; развивать любознательность, память; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: физическая карта России, карта природных зон России, гербарий степных растений.
Ход урока
1. Организационный момент.
Наблюдения за погодой: Какая сегодня погода за окном?
Есть ли осадки? Какая температура воздуха? Ветер?
Сообщение: Полевые цветы могут предсказывать погоду. Ветреница в ясный день широко раскрывает цветок и тянется к солнцу, в сырую погоду и на ночь закрывается и поникает.
2. Проверка домашнего задания.
– Объясните, почему так по-разному предстает перед ними степь в разные времена года.
– В какое время года степь особенно прекрасна? Почему? (Особенно красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зеленая степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов.)Как будто вдруг свершилось чудо:
Кругом, куда ни бросишь взгляд, –
Цветы, цветы, цветы – повсюду
Веселым пламенем горят.
Объясните, почему так спешат отцвести первоцветы в степи?
Почему надо беречь пролески, хохлатку, тюльпаны?( Дети выступают с подготовленными самостоятельно сообщениями о цветах степи.)
– Действительно, многие растения степи исчезают, потому что человек уничтожает их.
Тюльпан ШренкаИздавна тюльпан Шренка в народе называют лазоревый цветок.   он представляет собой растение высотой от 10 до 30 сантиметров с широкими листьями и яркой окраской от белой и жёлтой до огненно-красной и фиолетовой. Это один из красивейших тюльпанов нашей страны. Когда-то, когда степи в наших краях ещё были не распаханы, цветущий тюльпан Шренка занимал весной огромные пространства. Теперь, лазоревый цветок сохранился местами. Но и здесь его с каждым годом становится всё меньше и меньше. Этот цветок внесён в Красную книгу. Строго запрещено собирать растение на букеты, продажу и выкапывать луковицы.
Так почти исчезли в степи цветы пиона тонколистного.
– Какое растение лишнее?
Ковыль, полынь, сосна, перекати-поле.
Чабрец, клевер, тюльпан, тополь.
– Объясните, почему сосне и тополю не место в степи среди травянистых растений. (В степи, куда ни посмотришь, всюду трава и трава. Деревья там не растут из-за недостатка влаги, они встречаются только по берегам рек.)З а д а н и е:
– Разгадайте кроссворд.
1. Горькая трава. (Полынь.)
2. Трава – царь степей. (Ковыль.)
3. Кормовое растение. (Типчак.)
4. Украшение степи. (Тюльпан.)
Об этих растениях дети рассказывают.

– Скажите, какое растение можно увидеть к концу лета, когда степь почти выгорела. (Тогда можно увидеть перекати-поле. Осенью их стебель ломается у самого основания, и ветер гонит легкие, почти прозрачные шары по ровному пространству степей. Так перекати-поле переносит свои семена на дальние расстояния.)3. Постановка целей урока.
– Сегодня продолжаем изучение зоны степей.    
 
                            Богаты мы,
                            Но считанные птицы
                            Над считанными рощами летят
                            Донской камыш на считанных озерах
                            И считанные рыбы плавают в реке
                            И восковые считанные зерна
                            Неслышно зреют в малом колоске.
                            Неужто Внуки лишь на Красной книге
                            Узнают, как богаты были мы?
      Р. Рождественский
   
       Изменила свой первозданный облик донская степь: исчезли одни животные, сократилась численность других, редкими стали третьи.
       Назовите животных, внесенных в Красную книгу ( выхухоль, розовый пеликан, фламинго, черный аист, беркут, степной орел, дрофа)
        В Ростовской области 90 объектов объявлены памятниками донской природы и взяты под охрану (Азовский лесной массив, леса поймы реки Миус, персиановская степь, остров на Маныче, дуб- великан( Вешенская), озеро Маныч – Гудило).  
Растительный мир.
В водоемах дельты Дона есть растение, которое питается насекомыми? (пузырчатка)
Диким полем или Великим лугом называли в древности  Подонье. Почему?
Растение, описанное А. Софроновым (Бессмертник)
Самое могучие дерево донского края (Дуб великан Кулундаевское лесничество)Есть ли леса в Ростовской области (леса -  пойменные, аренные, байрачные)Ароматный полукустарник со стелющимся  по земле стеблем (Чебрец)
Какое растение в народе называют «шелковой травой» (Ковыль)
 
Вспомните вопрос, который был задан в конце прошлого урока (почему много грызунов в степи?), и подумайте почему? (Нет высоких деревьев, а в траве могут спрятаться только мелкие животные. В степи живут не только грызуны, но и другие животные. Мы будем говорить о животных степи.)– Какой бы вопрос вы им задали, если бы они умели говорить? (Как вы живете? Где прячетесь?)– Почему вас заинтересовало именно это? (В лесу есть где спрятаться, построить гнездо, устроить логово, а как быть здесь, в степи?) Животные степи приспособились к жизни в условиях открытой местности, засушливого климата, периодов бескормицы. Например, сайгаки способны к быстрому бегу, и это спасает их от преследования волков и позволяет пробегать большие расстояния в поисках воды и пищи. Многие животные имеют окраску под цвет сухой травы. Это помогает им прятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к своей жертве.Многочисленные грызуны (мыши полёвки, суслики, сурки) живут в норах, в которых они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и холода.Степные птицы из-за отсутствия деревьев устраивают свои гнёзда на земле (жаворонки, дрофы, перепела степные орлы, болотные совы).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Хома, хомка, хомячок.
4. Изучение нового материала.
– Откройте учебник. Рассмотрите нарисованных животных. К каким классам они относятся? (Птицы, звери, насекомые, грызуны, пресмыкающиеся.)
– Почему среди них нет земноводных? (В степи реки сильно мелеют, стоит проблема орошения.) Что вы можете рассказать о животных степи?
Как по видовому составу, так и по некоторым экологическим особенностям животный мир степи имеет много общего с животным миром пустыни. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу (например антилопы); из грызунов – строящие сложные норы (суслики, сурки, слепыши) и прыгающие виды (тушканчики, кенгуровые крысы). Большая часть птиц на зиму улетает. Обычно: степной орел, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонки. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.
Самые распространенные животные степи – грызуны: сурки, суслики, хомяки. Сурок никогда не сгрызает весь стебель растения: там листик откусит, там побег или веточку. Поэтому сурки не наносят большого вреда растениям. К осени, когда степь скудеет и начинаются холода, сурки забираются в норы и засыпают до весны. Засыпает на зиму и хомяк. Только спит он некрепко. Он запасает на зиму до 15 кг зерна, которое переносит в кладовку в защечных мешочках. А зимой, проснувшись, лакомится своими запасами. Хомяки и суслики – вредители полей, в отличие от сурков. В отдаленных от поселений местах сохранилась большая степная птица дрофа. Она около метра высотой, с длинными ногами, плохо летает. Питается семенами растений и насекомыми, которых в степи очень много. Эта редкая птица охраняется законом. Она занесена в Красную книгу. (Учитель дополняет сообщения детей рассказами о животных, занесенных в Красную книгу: например, об антилопе сайгак, о дрофе, степном орле.)
– Подумайте, почему грызуны на «особом положении» в степи. (Грызуны – растительноядные животные, а степь – царство трав.)
– Назовите отличительную черту степных животных. (Маленькие, живут в норках, имеют маскировочную окраску.) (Дети рассматривают иллюстрации с изображением животных степи.)
– Подумайте, как такое крупное животное, как сайгак, приспособилось к жизни в степи. (Быстро бегает, имеет маскировочную окраску.)
– Ребята покажут нам сценку о жизни животных в степи.
Учитель: Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – распашка земель. Чернозёмы, тёплое солнечное лето, позволяют людям выращивать пшеницу, кукурузу, подсолнечник и другие культуры.
 Другая причина – это выпас скота. Скот вытаптывает и выщипывает траву.
 Ещё одна причина – незаконный отстрел животных (браконьерство). Поэтому многие растения и животные занесены в Красную книгу.
Экологи подготовили сообщения об исчезающих растениях и животных.
Журавль красавка.
Красавка – это самый маленький журавль. Его вес 3 килограмма, рост – 70 сантиметров. Но по красоте и изяществу ему нет равных. Гнёзда устраивают на открытых местах, чтобы был обзор. Питаются ягодами, семенами и насекомыми. Журавли птицы «разговорчивые» и криками часто выдают себя. Удивительное явление – журавлиные танцы. Красавки любят танцевать группой. Они становятся в круг, сначала одни пляшут, а потом  меняются в круг выходят другие.  
 В настоящее время красавка нуждается в защите и занесена в Красную книгу России.
Дрофа.
Эта птица крупная. Её вес от 4 до 16 килограммов. В высоту достигает 120 сантиметров. Дрофы очень осторожные птицы с прекрасным зрением. Гнездо дрофы – это неглубокая ямка, на дне, которой сухая трава. Летом питаются насекомыми, а весной и осенью в основном растениями. Кормятся они рано утром, а в жару залегают в траву; любят « купаться» в пыли. Вечером дрофы летают на водопой. В дождливую погоду они сильно намокают и не могут летать. И тогда эти птицы – великаны становятся лёгкой добычей для хищников и браконьеров. Дрофа – очень редко встречается в природе и поэтому её занесли в Красную книгу.
Работа в тетради.
– Откройте рабочую тетрадь на с. 25 и выполните задание 47.
– Как вы думаете, какая схема отражает соотношение между количеством растений, травоядными животными и хищниками в зоне степей? Почему? (Количество хищников зависит от количества растений, потому что растения идут в пищу травоядным животным, которых, в свою очередь, поедают хищники. А количество растений связано с плодородием почв и климатическими условиями.)– В задании 45 заполните недостающие звенья в цепях питания (работа в группах).
Растение ← кобылка ← ящерица ← змея.
Насекомые ← кузнечик ← жаворонки ← пустельга.
Растительность ← суслик ← сайгак ← волк (собственная цепь питания).
Растение ← хомяк ← заяц ← степной орел.
– Что получилось? (Если была допущена ошибка, дети объясняют, почему так.)
6. Итог.
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Благодарю за активность в работе, интересные сообщения о растениях и животных.
7.Домашнее задание: прочитать текст в учебнике; ответить на вопросы в рабочей тетради.