Конспект урока окружающий мир по теме «РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ.ЖИВОТНЫЙ МИР СТЕПЕЙ»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лицей №5»

Открытый урок в 3 а классе
Окружающий мир
ТЕМА: «разнообразие растений.Животный мир степей»
Учитель – Царенко Елена Михайловна








У р о к 24 (открытый) разнообразие растений. Животный мир степей
Цели: формировать представления учащихся о растительности, об особенностях животного мира степной зоны; учить сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений; развивать любознательность, наблюдательность, память, интерес к изучаемому предмету; воспитывать бережное отношение к природе.
формировать УУД
- личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, способность к самооценке учебной деятельности;
- регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы.
- познавательные: использование знаково-символических средств, действие моделирования, широкий спектр логических действий и операций, общие приемы решения задач; осуществлять синтез как составление целого из частей.
- коммуникативные: учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание. -прививать чувство единства с родной природой, стремление заботиться о братьях наших меньших .
Оборудование: учебник,рабочая тетрадь, карта природных зон России, таблицы для работы в группах «Животные», картинки степных растений и животных, презентация к уроку «Животный мир степей».
Ход урока
I. Организационный момент. - 1 мин
Зона степей приглашает нас.
Узнать нам многое надо.
Скорей за работу возьмемся, класс,
Пока позволяет погода.
Н а б л ю д е н и я з а п о г о д о й: прогноз погоды на сегодня. -2 мин
– Сделаем иллюстрированный прогноз погоды.
З а д а н и е: на доске даны графические изображения природных и погодных явлений. Вы должны выйти к доске и выбрать условные знаки, соответствующие состоянию погоды, карточку со знаком поместить на стенд.
– Полевые цветы могут предсказывать погоду. Ветреница в ясный день широко раскрывает цветок и тянется к солнцу, в сырую погоду и на ночь закрывается и поникает.
II. Проверка домашнего задания. -10 мин
– Через Стёпу Юницина путешественники передали тексты-описания степной зоны в разное время года. Внимательно прослушайте и назовите время года.
К а р т о ч к а 1.
Степь напоминает красочный луг: травяной покров густой и высокий, яркими пятнами выделяется цветущее разнотравье. Степь похожа на пышный красочный ковер. (Весна.)
К а р т о ч к а 2.
Степь выглядит безжизненной, на ней только одна сухая трава. Кажется, что на земле сплошным слоем лежит старое сено. (Лето.)
К а р т о ч к а 3.
Какая ширь, какое раздолье! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется: нет ей конца, нет предела! Иди в любую сторону Да что иди! Скачи верхом, мчись на автомобиле, на самолете – и будут только подниматься перед тобой все новые и новые просторы. (По К. Меркульевой.) (Осень.)
К а р т о ч к а 4.
Как мало здесь снега! Какой резкий холодный ветер! Огромная снеговая туча заволакивает небо. Ветер усиливается. Начинается буран: ветер уже ревет, воет, смешивает землю и снег. (Зима.)
-Почему так по-разному предстала перед ними степь?
(Путешественники попали в степь в разное время года.)
– В какое время года степь особенно прекрасна? Почему? (Особенно красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зеленая степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтов.)
Как будто вдруг свершилось чудо:
Кругом, куда ни бросишь взгляд, –
Цветы, цветы, цветы – повсюду
Веселым пламенем горят.
– Чего делать нельзя? Почему? (Нельзя рвать цветы. Это приведет к исчезновению многих редких растений.)
– Действительно, многие растения степи исчезают, потому что человек уничтожает их. Так почти исчезли в степи цветы пиона тонколистного.
– Какое растение лишнее?
Ковыль, полынь, сосна, перекати-поле.
– Объясните, почему сосне не место в степи среди травянистых растений. (В степи, куда ни посмотришь, всюду трава и трава. Деревья там не растут из-за недостатка влаги, они встречаются только по берегам рек.)

– Отгадайте растение.
1. Горькая трава. (Полынь.)
2. Трава – царь степей. (Ковыль.)
3. Кормовое растение. (Типчак.)
4. Украшение степи. (Тюльпан.)
-Что вы о них знаете?
– Скажите, какое растение можно увидеть к концу лета, когда степь почти выгорела. (Тогда можно увидеть перекати-поле. Осенью их стебель ломается у самого основания, и ветер гонит легкие, почти прозрачные шары по ровному пространству степей. Так перекати-поле переносит свои семена на дальние расстояния.) Удивительное растение.
III. Постановка целей урока.
– Сегодня продолжаем изучение зоны степей. Вспомните вопрос, который был задан в конце прошлого урока (почему много грызунов в степи?), и подумайте, какова тема нашего урока. Догадались? (В степи живут не только грызуны, но и другие животные. Мы будем говорить о животных степи.)
-Что вы можете рассказать о животных степи?

III. Изучение нового материала. Презентация
Дети выступают с подготовленными сообщениями. -12 мин
Ф и з к у л ь т м и н у т к а - 1 мин
У п р а ж н е н и е «Заинька».
Раз, два, три, четыре, пять.
Начал заинька скакать!
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
(Ходьба на месте.)
(Подскоки.)

(Сесть за парты.)

IV. Закрепление нового материала. -4 мин
Работа в группах – Откройте учебник. Рассмотрите нарисованных животных. К каким классам они относятся? (Птицы, звери, насекомые, грызуны, пресмыкающиеся.) Заполните схему.

V. Проверка выполнения заданий. – 1мин
– Ребята покажут нам сценку о жизни животных в степи. - 5 мин
Автор. Жаркий летний день. Далеко-далеко протянулась степь. Как серебряное море, колышется ковыль. Высоко в небе парит орел, высматривая на земле добычу. Вот он удаляется, превращается в черную точку и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка. Они не боятся друг друга – тушканчик растениями питается, куропатка – насекомыми.
Тушканчик. Наконец-то орел улетел, а то я боялся по степи пробежать.
Куропатка. И я орла боюсь, уже два часа голодная сижу. Только я не пойму, тебе-то чего бояться? Ты же вон как быстро бегаешь, разве тебя орел поймает?
Тушканчик. Я для того и быстро бегаю, чтоб меня никто не поймал. Да лучше не рисковать.
Куропатка. А кто у нас еще в степи так же быстро бегает?
Тушканчик. Сайгак. А мыши, полевки и хомяки в норы прячутся.
Куропатка. Мало нам орлов, так еще лисы с волками появились.
Тушканчик. И не говори. Хоть в другое место жить уходи. Надоело. Все ковыль да ковыль.
Куропатка. Ой, смотри, дрофа бежит – ноги длинные, летает кое-как.
Тушканчик. Это она разбегается долго, а летает не так уж и плохо. Вон кузнечик поскакал.
Куропатка. Это не кузнечик, кобылка. У кузнечиков усики длинные, а у кобылок – короткие. Кузнечики насекомыми питаются, прямо как я, а кобылки – растениями.
Автор. И куропатка погналась за кобылкой. Тушканчик же поскакал по степи туда, где люди пшеницу посеяли. Будет у него вкусный обед.
__________________________________________________________________ Учитель.-Самые распространенные животные степи – грызуны: сурки, суслики, хомяки. Сурок никогда не сгрызает весь стебель растения: там листик откусит, там побег или веточку. Поэтому сурки не наносят большого вреда растениям. К осени, когда степь скудеет и начинаются холода, сурки забираются в норы и засыпают до весны. Засыпает на зиму и хомяк. Только спит он некрепко. Он запасает на зиму до 15 кг зерна, которое переносит в кладовку в защечных мешочках. А зимой, проснувшись, лакомится своими запасами. Хомяки и суслики – вредители полей, в отличие от сурков. В отдаленных от поселений местах сохранилась большая степная птица дрофа. Она около метра высотой, с длинными ногами, плохо летает. Питается семенами растений и насекомыми, которых в степи очень много. Эта редкая птица охраняется законом. Она занесена в Красную книгу.
– К нам поступили жалобы. Разберитесь, кто жалуется, чем помочь.

· Я живу в тропической степи, не умею летать, хотя и птица, зато я умею быстро бегать. Длина моего шага 2 м, но все равно нас догоняют и истребляют. Всему виной наши драгоценные перья. Пожалейте нас, пожалуйста. (Страус.)

· Летом мы любим греться на солнышке. Совсем безопасны для человека. Питаемся насекомыми или мелкими животными. Обладаем удивительной особенностью – оставляем свой хвост в руках «напавшего» на нас. Интересно? А они нас палкой по голове (Ящерица.)

· Мы всем мешаем. Вот я – всего 16 кг зерна припас в норку и сплю, никого не трогаю. А меня вредителем и расхитителем называют. Несправедливо! (Хорек.)
– На кого жалуются эти животные? (На человека.) Как следует назвать таких людей? (Браконьеры.) На следующем уроке мы выясним, чем полезным занят человек в степи и как его деятельность влияет на жизнь природы.
VI.Итог. – 3 мин
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Благодарю за активность в работе, интересные сообщения.
VII.Домашнее задание: выполнить задания в рабочей тетради с. 27-28, прочитав текст в учебнике.

Приложение
Это интересно!
А какие интересные растения можно встретить в тропической степи – саванне?
Саванна – африканская степь. Не голая, без единого кустика и деревца. Кусты в ней из породы «непропусти-куст», деревья – «держи-дерево». Колючие, как ежи. Акации и те колючие! Натыканы по саванне, как зонтики. Зонтичные акации. Весь год прячется саванна под зонтичными акациями: летом – от солнца, зимой – от дождей. Да разве спрячешься от жаркого африканского солнца и проливного африканского дождя! Потому-то летом саванна желтая и сухая, а зимой – мокрая и зеленая!
Зеленая саванна. Зеленеет трава, зеленеют деревья, зацветают кусты. И радуются зеленой зиме обитатели зеленой саванны.
Самое известное своей огромностью растение африканских саванн – это, конечно же, баобаб. По высоте он не выше европейской сосны. Восхищение вызывает его ствол, который в диаметре достигает 10 метров. Прекрасны и крупные белые цветы, которыми в это время покрывается весь баобаб. Плоды этого дерева невкусны. Но для обезьян – настоящее лакомство.
Как по видовому составу, так и по некоторым экологическим особенностям животный мир степи имеет много общего с животным миром пустыни. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу (например антилопы); из грызунов – строящие сложные норы (суслики, сурки, слепыши) и прыгающие виды (тушканчики, кенгуровые крысы). Большая часть птиц на зиму улетает. Обычно: степной орел, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонки. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.
(Учитель дополняет сообщения детей рассказами о животных, занесенных в Красную книгу: например, об антилопе сайгак, о дрофе, степном орле.)
– Подумайте, почему грызуны на «особом положении» в степи. (Грызуны – растительноядные животные, а степь – царство трав.)
– Назовите отличительную черту степных животных. (Маленькие, живут в норках, имеют маскировочную окраску.) (Дети рассматривают иллюстрации с изображением животных степи.)
– Подумайте, как такое крупное животное, как сайгак, приспособилось к жизни в степи. (Быстро бегает, имеет маскировочную окраску.)