Консект урока по русскому языку. Слово и его лексическое значение. 4 класс

РОДНОЙ КРАЙ - ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ
Планируемые результаты: предметные: находить и показывать на карте России свой регион, описывать формы земной поверхности, изготавливать макеты знакомого участка поверхности родного края, разреза почвы, иметь представление о водных объектах своего региона, о полезных ископаемых своего края, почвах, сравнивать изученные полезные ископаемые, выявлять экологические связи в лесу, на лугу, в пресных водоемах, предлагать пути решения экологических проблем, описывать природные сообщества по плану, выявлять зависимость растениеводства и животноводства в регионе от природных условий, различать зерна зерновых культур, породы домашних животных; метапредметные: проводить наблюдения, фиксировать результаты наблюдений, сравнивать их, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою деятельность в групповой и парной работе, выполнять тесты с выбором ответа, обсуждать предлагаемые ситуации, определять правильность выполнения заданий, аргументировать свою точку зрения, работать над проектом, распределять роли, проводить защиту проекта, находить и отбирать нужную информацию, готовить сообщения, делать выводы, строить монологические высказывания в соответствии с заданной темой, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, соотносить свою позицию с позицией партнера, проводить наблюдения, объяснять новые понятия; личностные: проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности, понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности, учитывать интересы, наклонности, способности и потребности других учеников при совместной работе, оценивать результаты своих достижений, участвовать в посильной работе по выращиванию растений, уходу за домашними животными.
Урок 21. Наш край
Цель: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животною мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.
Формируемые УУД: познавательные осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуникативные с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, аудиозапись песни «Наш край» (сл. А. Пришельца, муз. Д. Кабалевского), политико-административная карта России, карта своего края (области, республики), толковый словарь В.И. Даля или С.И. Ожегова.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Анализ проверочной работы
(Учитель подводит итоги работы, которая была проведена на прошлом уроке, останавливается на заданиях, в которых было
допущено наибольшее количество ошибок. При необходимости выполнить работу над ошибками. Можно предложить учащимся аналогичные задания.)
Определите, о какой природной зоне идет речь.
Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом полярный день. Почва почти совсем не образуется, суша промерзает на много метров в глубину. {Арктическая юна.)
Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры все это препятствует росту больших деревьев. (Тундра.)
Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. (Зона степей.)
Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. (Зона пустынь.)
Исправьте ошибки в цепи питания. (Подорожник > слизень > змея > сова. Клевер > кузнечик > ящерица > орел.)
Сова змея > подорожник > слизень.
Кузнечик > орел > ящерица > клевер.
III. Самоопределение к деятельности
(Звучит аудиозапись песни «Наш край» («То березка, то рябина...»).)
Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался гак необычно, почему прозвучала эта песня? (Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.)
Совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела «Родной край часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.
(Ученики читают по цепочке текст на с. 135.)
Что вас особенно заинтересовало, а может быть, удивило? (Высказывания детей.)
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!
(На доске учитель записывает тему урока: «Наш край».)
Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
Что мы будем делать для достижения этой цели?
Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей.)
На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие
на следующих уроках.
Открытие нового знания
Работа со словарем
слово многозначное. Посмотрим все его значения в толковом словаре Владимира Даля. (I) Конечная линия, предельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обрыва, налить стакан до краев. 2) Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности). 3) В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Приморский край.)
Какие определения для нас подходят? (Второе и третье.)
Работа с картой
Давайте познакомимся с картой России на с. 136137 учебника. Узнайте ее название нас. 138. (Политико-административная.)
Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Территории субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.)
Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны. Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т.д.)
Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.)
А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.)
Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов. Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра.
Найдите на ваших картах территорию Республики Адыгея. Она обозначена цифрой 1. Назовите столицу этой республики. (Майкоп.)
(Можно предложить найти на карте и другие области.)
Первичное закрепление
Работа с картой своего края
Найдите на карте территорию, где мы живем.
(Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте, остальные находят у себя в учебнике.)
Какой город является главным на нашей территории?
(Называют и находят на карте.)
Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край? Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями? с другими округами, республиками, краями? В какой природной зоне мы живем?
(Ученики, работая по карте, отвечают на все вопросы.)
А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на эту карту? Перечислите города, реки, населенные пункты. Найдите город, в котором мы живем.
Работа в группах
Узнаем больше о своем родном крае. Для этого поработаем в группах: 1-я группа узнает и расскажет о растительном мире республики (края); 2-я - о животном мире; 3-я о достопримечательностях нашего края.
(Ученики готовятся по дополнительной литературе, рассматривают гербарий, открытки своего края. Если есть возможность, работают с ресурсами сети Интернет.)
Физкультминутка
Работа по новой теме
Сообщения учащихся
Узнаем, какие растения есть в нашем крае.
(После выступления групп можно провести игру «Узнай растение». Учитель показывает растение из гербария (или слайд), ученики его называют.)
А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о животном мире республики.
(После выступления - загадки о животных своего края.)
Что нужно делать, чтобы сберечь в нашем крае такую красивую природу?
А вы что можете сделать для этого? (Не мусорить, не ломать деревья и т. д. )
Какие достопримечательности есть в нашем крае? Чем он знаменит? Об этом расскажет третья группа.
Выполнение заданий в рабочей тетради
Выполните самостоятельно задания 13 на с. 65.
Творческая работа
Подготовьте рассказ на тему «Что расскажу иностранцам о моем крае». Можете воспользоваться своими записями в тетради.
(Работа ведется в парах.)
План рассказа о родном крае
Географическое положение (равнина, плоскогорье, горы, соседи, природная зона).
Природа края (растения, животные).
Достопримечательности края.
(Выслушать рассказы учащихся.)
Чей рассказ, на ваш взгляд, был более подробным? Ваши дополнения.
Подведение итогов урока
Какие карты вы знаете?
С какими новыми картами мы сегодня работали?
Что можно узнать с помощью политико-административной карты России?
Какие условные обозначения используют в этих картах?
Достигли мы цель урока? (Высказывания детей.)
Рефлексия
Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»
Где могут пригодиться в жизни новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получалось?
Над чем еще надо поработать?
(Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
Прочитать текст на с. 138 учебника.
Выполнить задания 4-6 на с. 66 рабочей тетради.
Найти (выучить) стихи и песни о родном крае.











15