Односоставные предложения. Типы односоставных предложений


Урок «Односоставные предложения. Типы односоставных предложений».
Цель: познакомить учащихся с видами односоставных предложений, способами выражения грамматической основы в них и формировать умение отличать виды односоставных предложений друг от друга
Задачи:
Обучающие:
- выявить особенности односоставных предложений;
-научиться определять тип односоставного предложения
-составить алгоритм определения типов односоставных предложений;
Развивающие:
-развитие творческой, речевой и мыслительной деятельности через проблемную ситуацию, использование различных форм работы, включая ИКТ.
-развитие интереса учащихся к языку и учебной деятельности через поиск информации с целью формирования информационной компетенции.
Воспитывающие:
-формирование коммуникативной компетенции через работу в группах, в парах;
-повышение культурного уровня через обращение к образцовым текстам художников слова
Тип урока – изучение нового материала.
По форме организации – комбинированныйПо видам деятельности – проблемно-поисковый.
Урок построен на материале художественных произведений писателей Восточной Сибири Вячеслава Китайского и Виктора Астафьева. 1. Организационный момент. Запись числа. Установка на успех
1.Однажды собрал Учитель своих Учеников и говорит:- сегодня мы будем говорить о знаниях.    Знания, полученные на своем опыте,  стоят  дорого.   Знания, которые вы можете почерпнуть из книг, сложно запомнить.  Знания,  полученные благодаря общению с другими людьми, часто обесцениваются.   Знания, которые постоянно с вами, это как шкатулка с драгоценностями…. После слов учителя, ученики встали  и сказали,  мы поняли, что нужные знания у нас внутри.  Ты не нужен… И они ушли.  Учитель печально посмотрел им вслед…Остался только один ученик, который спросил:- а как же открывается эта шкатулка? 
Пожелаем друг другу успеха и попробуем открыть шкатулку со знаниями МЭНЭДЖ МЭТ: Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания: выделить в каждом предложении грамматические основы, определить типы сказуемых:
1.Ранней весной сорок второго года через наше село немцы гнали пленных. 2.На огородах и на обочине дороги еще лежал волглый, тяжелый снег. 3. Гнали их плотными серыми рядами. 4.По сторонам ехали немцы на сытых короткохвостых конях. 5.Пленные,заросшие щетиной, были худые,. 6.Они шли целый день. 7.И целый день мы сновали от дома к дороге и кидали идущим картошку и хлеб. 8.Хлеб кидали кусками, потому что, когда кто-то бросил буханку, в нее вцепились сразу двое, получилась задержка, и немцы застрелили тех двоих. 9.Чтобы не мешали на дороге, их отбросили в канаву, где текла черная грязь с крупинками льда. (Отрывок из рассказа «Ягодка»)
-Можно ли данные предложения назвать текстом?
-Какой тип сказуемого не встретился в данном тексте?
-Еще раз внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на 2 группы (учитель пишет на доске слово – предложение).- По какому принципу вы их поделили?(Принцип разделения – состав основы предложений).
  3. Определение темы урока учениками. - Что мы уже знаем?Двусоставные предложения.
-Какое предложение называется двусоставным?-Чем выражены главные члены в предложении:Пленные, заросшие щетиной, были худые.Подлежащее выражено субстантивированным прилагательным,сказуемое составное именное. (Глагол-связка вформе пр в, мн. числа + им. часть прилагательное)
-Чем выражены главные члены в предложении:
Гнали их плотными серыми рядами.В данном предложении только простое глагольное сказуемое в форме глагола изъявительного наклонения пр. времени ,мн. числа.- Какое это предложение?(Односоставное предложение.)
-Определите тип односоставного предложения.- Какова же тема нашего урока?(Односоставные предложения.Типы односоставных предложений)- А каковы цели?•         Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных.•         Посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают.•         Понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются.
Мотивация.- А зачем это знать?•  Пригодится в жизни•  На ГИА знания об односоставных предложениях тоже понадобятся при выполнении задания 8 и 11)4. Изучение нового материала (прием «инсерт»)
Изучение теории по учебнику и справочным материалам, заполните кластер (на доске)
-57150092075состоят из одного главного члена
00состоят из одного главного члена
434340092075понятны без второго главного члена
00понятны без второго главного члена

285749927114500114300014541400388620014541400171450031115Односоставные предложения
00Односоставные предложения

2343150134620различаются
00различаются

304419011430000211455013081000
339090093980назывные (главный член – подлежащее)
00назывные (главный член – подлежащее)
796290-635глагольные
(главный член – сказуемое)
00глагольные
(главный член – сказуемое)

157734056515001253490946150090487592710003429006794500
192405073660безличные
00безличные
-48577516510определённо-личные
00определённо-личные

1495425110490обобщённо-личные
00обобщённо-личные
323850110490неопределённо-личные
00неопределённо-личные

На какие группы можно поделить односоставные предложения? (именные или назывные и глагольные) От чего зависит такое деление?
-На какие типы делятся глагольные ОП? Отчего зависит такое деление?
Типы предложений по наличию и характеру главных членов.
Двусоставные (есть и подлежащее, и сказуемое) Односоставные (есть только или подлежащее, или сказуемое)
Люблю отчизну я, но странною любовью. (М.Лермонтов) Люблю грозу в начале мая. (Ф.Тютчев)
Виды односоставных предложений таблица с примерами
Назывные Определённо-личные Неопределённо-личные Безличные
Главный член – подлежащее, выраженное сущ-ным в имен.падеже. Могут распространяться только согласованными и несогласованными определениями; могут содержать указательные частицы вон, вот Глаголы 1 и 2-го лица в ед. и мн.ч. изъявительного и повелительного наклонений. Подлежащее в таких предложениях легко восстанавливается путём введения, подстановки личных местоимений я, ты, мы, вы Глаголы 3-го лица множ. числа наст. или будущего времени; прошедвр. мн.чСказуемое в безличных предложениях не указывает и не может указывать на действующее лицо. Сказуемое выражается безличными глаголами, безличной формой личного глагола, словами нет, не было (не оказалось.Не удалось и др.), неопределённой формой глагола, неопределённой формой в сочетании с безличным вспомогательным глаголом; словами состояния; краткими страдательными причастиями в форме среднего рода со словом быть или без него
Великолепная погода! Вот и река. !!! Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то одни учёные считают такие предложения двусоставными неполными (с опущенным вспомогательным глаголом), а другие – односоставными назывными. Сегодня жаркий день. У брата экзамен Спешу домой (1-е л., изъявит.накл.) Спешимв школу (1-е л. изъявит. накл.) Спешите в школу! (2-е л. повелит. накл.) По радио объявляютпосадку. (3-е л. мн.ч.) По радио уже объявилипосадку(мн.ч., прош. вр.) Мне нездоровится (безличный глагол). Светает. (безличный глагол). Веет ветерком. (безличная форма личного глагола). Понаехало гостей. (безличная форма личного глагола ср. род., прош. вр.). Друзей нет. Эту дверь не открыть. Быть бычку на верёвочке. На озеро Ивану так и не пришлось съездить. Было жарко. Об экзаменах уже сообщено.
Закрепление (первичное)
1.Составление алгоритма определения типа ОП
КЛОК БАДДИС – «друзья по времени», выполнение группой конкретного задания
Заранее приготовить картинку часов. Разложить на столы. Дети должны отметить на часах, например, время 3 и 9 часов и записать на это время тех, с кем бы они захотели встретиться.конкретное время, поскольку после сигнала состав команды будет меняться.
Алгоритм определения типов односоставных предложений.
1. Определяю основу предложения.
Основа имеет и подлежащее, и сказуемое, значит, предложение двусоставное.
В предложении один главный член, значит, предложение односоставное.
2. Смотрю, чем выражен главный член предложения: подлежащим или сказуемым.
Если главный член -- подлежащее, то предложение назывное.
Если главный член -- сказуемое, то предложение определённо - личное, неопределённо - личное или безличное.
3. Определяю способы выражения сказуемого.
Если сказуемое - глагол в форме 1-го или 2-го лица (подставляю местоимения я,мы, ты, вы), то предложение определённо-личное.
Если сказуемое -- глагол в форме 3-го лица множественного числа (подставляю местоимение они) в настоящем и будущем времени или в форме множественного числа в прошедшем времени, то предложение неопределённо-личное.
Предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего, называется безличным.
Прочитайте предложения — отрывки из поэтических текстов. Выпишите простые односоставные предложения(в том числе в составе сложных) в таблицу. Попробуйте определить их тип. (Взаимопроверка).
1)    Люблю бродить дорожкою лесною ... (А. Майков) 2) В окно повеяло весною... (А. Плещеев) 3) Пахнет сеном над лугами... (Л. Майков) 4) Спой мне песню, как синица тихо за морем жила (А. Пушкин). 5) Фронт. Война. 6). А вечер дивный по полям пустым идет (А. Твардовский). 7) И на обломках самовластья напишут наши имена! (А. Пушкин).
Назывные предложения Определённо-личные предложения Неопределённо-личные предложения Обобщённо-личные предложения Безличные предложения
-Какие сложности возникли при определении типа односоставного предложения?
Дифференцированные задания:
Сильные
Роль односоставных предложений в художественной литературе.
Анализ миниатюр Виктора Астафьева.

МЕЛОДИЯ
Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою. Зачем так скоро?!
ПРЕДЕЛ
Ночь. Темнота. Давно ветер не звучит за окном. Терпение кончилось. Предел. Надо помогать себе. Высыпаю горький порошок в рот. Слезы застревают в ростках бороды, смывают перхоть порошка.
Провал. Забытье.
В первой миниатюре все предложения односоставные. Из шести предложений пять назывных, одно безличное.
Во второй миниатюре восемь предложений односоставных: пять назывных, одно безличное, одно определенно-личное.
В первом тексте автор сосредотачивает наше внимание на отдельных предметах, тем самым выделяя их в пейзаже. Эти детали представляются нам особенно важными, помогают воссоздать картину в целом. Все лишнее, ненужное опускается.
Во втором тексте ощутимо передана человеческая боль таким коротким словом: предел. И это одно назывное предложение.
Слабые: Упражнение 192
7.Вывод по уроку:
1.Научились отличать односоставные предложения от двусоставных2.Узнали, что односоставные предложения делятся на две группы: именные и глагольные в зависимости от того, какой главный член предложения присутствует. Глагольные делятся на о/л, Н/л, Об/л и б/л в зависимости от того, в какой форме глагол-сказуемое.3. Сделали вывод, что односоставные предложения украшают нашу речь, делают ее лаконичной, динамичной и образной.
Рефлексия: шкатулка с драгоценностями….Правильно ли сделали ученики, которые не дослушали учителя и ушли?
- С каким видом односоставных предложений мы не работали?
8.Оценки:
9.Домашнее задание: §180, Из сборников заданий ОГЭ ( 9 класс) выполнить 8 и 11 задания 5 вариантов. Подобрать 5 примеров обобщенно-личных предложений.