Конспект урока по русскому языку Тема: Что приказывает главный член словосочетания


Конспект урока по русскому языку
Тема: Что приказывает главный член словосочетания.
Цель: формировать умения определять падеж имен существительных, используя связь управление, закреплять умение строить предложения и словосочетания, вычленять их из предложений; развивать внимание, память, речь, мышление; воспитывать бережное отношение к природе нашего края.
Задачи урока:
Обобщить, что такое словосочетание и его существенные признаки.
Обобщить, что слова без подчинительной связи, грамматические основы не являются словосочетаниями.
Доказать, что фразеологизмы не являются словосочетаниями.
Познавательные УУД:
1. Выявлять сущность, особенности объектов.
2. Определять цель деятельности с помощью учителя.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Уметь работать в паре и группе.
Регулятивные УУД:
1. Развивать умение высказывать своё предположение.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Уметь определять способ и результат действия.
Личностные УУД:
1. Формировать мотивацию к обучению.

1.Организационный момент. -Вы очень способные дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить цели и стремиться к их достижению.
-Я желаю вам сегодня убедиться в справедливости этих слов. Личностные УУД:
1. Формировать мотивацию к обучению.

2.Актуализация знаний, мотивация учебной деятельности Для начала я предложу вам группы слов. Ваша задача: найти лишние слова и записать их в тетрадь.
Объясните, почему вы выбрали именно эти слова?
1) ловушка, вершина, качался, окошко
2) летают, смотреть, золотой, бегут
3) на верхушке, лисица, тропинка, дерево
4) снежинка, листочек, волчица, линейка

- Какие слова записали?
- Что общего во всех словах?
- Можно ли из данных слов составить предложение?
- Ребята, какую тему мы сейчас изучаем?
- Сегодня мы продолжим работу над темой «Словосочетания».
- По каким признакам вы узнаете словосочетания?
- Что необходимо сделать прежде, чем вычленить из предложения словосочетания?
- В каком порядке удобно выписывать словосочетания?

Обобщение:
1. Грамматическая основа является предложением, а не словосочетанием.
2. Нет подчинительной связи – нет словосочетания.
- Для чего нужны словосочетания?
лишнее слово – качался, т.к. это глагол, остальные – им.сущ.;
лишнее слово – золотой, т.к. это им.прил., остальные – глаголы;
лишнее слово – на верхушке, т.к. остальные слова – в начальной форме;
лишнее слово - листочек, т.к. это сущ. м.р., остальные сущ. ж.р.
качался, золотой, на верхушке, листочек
Орфограмма – проверяемый безударный гласный
Да, можно. На верхушке берёзы качался золотой листочек.
«Словосочетания».
выделить грамматическую основу
1. Выписываем словосочетания с главным словом- подлежащим;
2. Выписываем словосочетания с главным словом – сказуемым;
3. Словосочетания из второстепенных членов предложения.
(Учащиеся выписывают словосочетания, указывают главное слово, зависимое и значение словосочетания)
Словосочетания делают нашу речь более богатой, осмысленной и образной, помогают наиболее полно выразить свои мысли и ощущения.
Познавательные УУД:
1. Выявлять сущность, особенности объектов.
2. Определять цель деятельности с помощью учителя.
УУД:
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Физкультминутка 2.Постановка проблемы и формулировка задачи Открываем учебник на странице 49. Выполняем упражнение 102.
Слова какой части речи в словосочетаниях командовали, а какой подчинялись?
Упр. 103.
В отрывке допущена опечатка, найди ее, объясни, в чем она, исправь и верно запиши предложение. Читают: Составь словосочетание из приведенных ниже слов; Пиши сначала главное, а потом зависимое; вопросы ставь устно.
Умн** :Дети Детвора Дитя Ребёнок Молодежь
Багрян** :Лист Листья Листва
Аккуратн** :Одежда Костюм Брюки Платье Обувь
Черн**:
Пианино Рояль
Дети умные, детвора умная, умное дитя, умный ребенок, умная молодежь.
Лист багряный, листья багряные, листва багряная.
Одежда аккуратная, костюм аккуратный, брюки аккуратные, платье аккуратное, обувь аккуратная.
Пианино черное, рояль черный.
Командовали существительные, а подчинялись прилагательные.
Разноцветные кораблики.
Сколько разноцветные корабликов сегодня на нашем пруду! Целая флотилия! Коммуникативные УУД:
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
1. Развивать умение высказывать своё предположение.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу.
3.Применение имеющихся знаний для решения учебных задачУпр. 105.
Познакомьтесь с нашими словосочетаниями.
Вернемся к заданию 102, в чем вы, изменяя зависимое слово, согласовывали его с главным? Имя существительное, становясь главным членом словосочетания, подчиняет себе имя прилагательное в числе, роде и падеже. Оно как бы требует: «Всё делай, как я!»
Имя прилагательное выполняет эту команду и, как говорят учёные, согласуется с именем существительным в числе, роде и падеже.
- Вот почему форму имени прилагательного узнают по имени существительному, которому оно подчиняется.
Вопрос от главного слова к зависимому подсказывает ещё и окончание имени прилагательного.
Коммуникативные УУД:
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Уметь работать в паре и группе.
4. Итог урока - Итак, что вы узнали сегодня нового на уроке?
Регулятивные УУД:
1. Развивать умение высказывать своё предположение.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Уметь определять способ и результат действия.
5 Домашнее задание.