Конспект урока: Главный член предложения -подлежащее


Утверждено:__________________
Учитель: Учитель русского языка и литературы II категории III(базового) уровня:
Вдовина Татьяна Александровна
Класс: 8 русский
Предмет: Русский язык
Дата: 25.10.14
Тема урока: Главный член предложения -подлежащее.
Цели урока: отработка алгоритма нахождения подлежащего в предложении,
Задачи урока: формирование навыков постановки вопросов к главным членам предложения, формирование умения графически обозначать главные члены в предложении, вырабатывать грамотное письмо
Результаты обучения: формирование умения графически обозначать главные члены в предложении;
развивается творчество учащихся по предмету, развивать мышление;
Оборудование лист бумаги, картинки транспорта, коробочка для игры «Черный ящик», лавровый лист, точилка, раздаточный материал (загадки, текст сказки ), карта путешествия, рисунки короля и королевы, таблички названий станций: "Портняжкин дом", «Дом творчества короля», «Королевский дом книг», «Составляйка», «Предложение», учебники, таблицы, стикеры, листочки самооценки, дерево и яблоки.
Содержание урока
Деятельность учителя Деятельность ученика
I.Организационный момент
1.Психологический настрой класса на урок
« Узелки». Приветствие! Проверьте, все ли необходимое находиться на партах: дневник, тетрадь, ручка и учебник.
- Добрый день! - тебе сказали- Добрый день! - ответил ты,Нас две ниточки связали.Теплоты и доброты.
- Надеюсь, сегодняшний наш урок пройдет в атмосфере доброты, всем присутствующим будет тепло и комфортно.
Каждому участнику из класса предлагаю повесить себе на спину бумагу и ходить по классу, а все остальные ученики пишут ему хорошие пожелания на урок. готовятся к уроку
прикрепляют бумаги и ходят по классу
2. Проверка Д\з:
прием «Цепочка»
Повторяем правило о главных членах предложения и проверяем упражнение, используя прием «Цепочка»
один из учеников читает, а остальные проверяют
II. Стадия вызова. Учитель: Говорю, что сегодня мы должны совершить с вами путешествие в сказочную страну одного главного члена предложения, а какого, вы сможете узнать, выполнив первое задание. слушают учителя
1. Деление на группы:
«Виды транспорта» Но прежде чем преступить к выполнению заданий, учеников делю на группы с помощью видов транспорта, самолеты, машина и корабль. Так образуются три группы, три вида транспорта на которых ученики отправятся в нашу страну «???????????», а в какую мы сможем узнать, выполнив первое задание. делятся на группы
1.Мотивация на урок
Игра
«Черный ящик»
Игра «Черный ящик»
Каждой группе на стол ставлю черный ящик, в котором находится определенный предмет. На ящике прикреплено задание, это загадка, отгадав ее ребята, смогут отгадать страну, а заодно и определить тему нашего урока. Чтобы заставить учеников немного подумать усложняю загадку, пропустив в ней пару слов.
1 группа: Задание: …… не едят, вареным выбрасывают. Что это?  Ответ: Лавровый лист 
2 группа: Задание:
В квартире на стенке загадка ………,
И целыми днями она говорит,
Когда мне гулять, пить кефир, танцевать,
Смотреть телевизор, компьютер включать.
Могу я крутить у загадки усы.
Ну, вы догадались, ……….? Ответ: Часы
3 группа:   Я дружу с ………………,
А они, конечно, с вами.
Не сижу я без работы,
Коль рисуете вы что-то.
………. я карандаш,
Нарисуете пейзаж. Точилка
после того, как группы, угадали загадку, учитель спрашивает, почему именно эта загадка и послужила мотивацией на нашу новую тему. обсуждают в группе, что же может находиться в ящичке.
отвечают на вопросы учителя
2. «Старт»
Знакомство со сказкой. После того как какая-либо из групп отгадала тему урока и страну, к прикрепленной заранее на доске карте добавляю табличку «Страна -Подлежащее» и говорю, что мы попали в сказочную страну «Подлежащее» .На старт ставим тот вид транспорта, который будет стартовать первым, тот который угадал тему урока.
Учитель: Рассказываю сказку.
(на экране появляется летящий ковер-самолет, под негромкую музыку). Пока мы летим в сказочное королевство, я расскажу вам сказку.
Жили-были Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко они расставались. Правда, занятия у них были разные: Король отвечал на вопросы Кто? Что? А Королева была ужасной болтушкой и отвечала на несколько вопросов: Что делает? Что делают? Каков? И одевались они тоже по-разному. Король любил камзол из существительного и мантию из местоимения, Королева чаще всего бывала в платье из глагола
 (Обратить внимание на рисунок короля и королевы). внимательно слушают учителя
3.Станция:
"Портняжкин дом".  Вот мы с вами и прилетели в сказочное королевство «Предложение», и первая остановка в нем "Портняжкин дом". В этом доме шьют наряды для короля и королевы. Вам предстоит интересное дело - помочь храбрым портняжкам сшить наряды для правителей королевства. На партах у вас лежат листы, с напечатанным текстом:
Задание: Вы должны правильно подставить недостающий главный член предложения, графически их обозначить и указать, какой частью речи выражены главные члены предложения.
Петя------ морем.---- меняется на глазах каждый час. Штормовой_____гонит крупную зыбь. От этой зыби на воде образовываются пенные-----. То оно-------барашками.
Слова для справок: залюбовался, оно, играет, цепочки, ветер.
учитель: Ребята, какие наряды вы помогли сшить храбрым портняжкам, или, другими словами, какими частями речи выражены главные члены предложения? знакомятся с заданием, выполняют его всей группой
называют, какие члены предложения они вставили
4.Оценивание разноцветными стикерами После выполнения каждого задания прошу ребят оценить своих сверстников разноцветными стикерами:
красный- отлично; зеленый- хорошо; желтый –ответ не верен, не полный
С каждым правильно выполненным заданием ребята продвигаются вперед к следующим станциям. оценивают своих сверстников
Стадия Осмысления 5.Станция: «Дом творчества короля» Член предложения На какой вопрос отвечает Какой частью речи является Пример предложения
       
       
       
       
    Перед вами на листочках-распечатках дана таблица, которую нам необходимо заполнить заполняют таблицу
6.Физкультминутка Физкультминутка позволяющая повторить правила .
У: Встаньте, вытяните правую ножку и в воздухе напишите слово “УДАЧА”, потом левой “ЩАВЕЛЬ”. Правым локтем напишите слово “ВОРЧУН”, левым “ЩУКА”, правым “ЛЫЖИ”, левым “ШИШКА”. Какое правило орфографии вы вспомнили? выполняют движения,
7. «Королевский дом книг»
работа по учебнику Наше путешествие продолжается, мы добрались до королевского Дома книги. (Учитель на карте показывает остановки). В этом доме огромное количество книг и учебников, есть и тот, по которому мы занимаемся.
Мы выбираем книгу русский язык, открываем страничку___ и находим там правило о стране подлежащем.
После прочтения правила выполним упражнение ____. Из данного текста выпишите только грамматические основы, определите, какими частями речи выражены главные члены предложения открывают учебники и читают правило
8.Динамическая пауза
королевский дворец «Составляйка» Учитель: Ребята, наше путешествие продолжается. Сейчас мы с вами проведём динамическую паузу, а заодно и поиграем. Итак, мы находимся в игровом зале королевского дворца "Составляйка". Каждой группе раздаются таблички со словами, из них нужно составить предложение и определить главные члены предложения. Когда группы будут готовы, вы должны выстроиться в предложения.
(Предложения: Скоро наступят долгожданные каникулы. На дворе хозяйничает лютая зима. Ребята с нетерпением ждут новогодние праздники. Зима принесет свои радости и подарки). составляют предложения в группе
составляют предложение
9.Закрепление материала. - Ребята, пришло время возвращаться из сказочного путешествия по королевству «Предложение». 10.Формативное оценивание «2 звезды, одно желание»
Учеников прошу на стикерах написать пожелания своим сверстникам, кто кому желает. пишут пожелания друг другу
IV.Стадия Рефлексии
1 .Д\з: Мини-сочинение “Листопад”; Записывают д/з
2.Оценивание Выставление оценок за урок . Комментирование оценок.
А сейчас давайте поработаем в наших листочках самооценки
№ Задание группы№_____________ Успешность(+или-)
1 Формулировка темы, цели урока  
2 Полнота выполнения заданий  
3 Работа в группе  
4 Достигли ли вы цели урока  
5 Самооценка Оценка: ______
1-2 (+) – оценка 3 3-4 (+) – оценка 4 5(+) –оценка 5
Активные учащиеся получают медали "Лучший знаток королевства «Предложение». 3.Рефлексия урока На доске вывешиваю «Дерево успеха». И раздаю ученикам разноцветные листочки на которых пишут рефлексию урока. «Дерево» на доске, и «листики» разного цвета

 
1 группа: Задание: …… не едят, вареным выбрасывают. Что это?  Ответ: 
2 группа: Задание:
В квартире на стенке загадка ………,
И целыми днями она говорит,
Когда мне гулять, пить кефир, танцевать,
Смотреть телевизор, компьютер включать.
Могу я крутить у загадки усы.
Ну, вы догадались, ……….? Ответ: 
3 группа:   Я дружу с ………………,
А они, конечно, с вами.
Не сижу я без работы,
Коль рисуете вы что-то.
………. я карандаш,
Нарисуете пейзаж. Ответ:
Станция:
"Портняжкин дом". 
Петя………… морем.    …… меняется на глазах каждый час. Штормовой ………… гонит крупную зыбь. От этой зыби на воде образовываются пенные ………… . То оно ………… барашками.
Слова для справок: залюбовался, оно, играет, цепочки, ветер.
 
Станция: "Портняжкин дом". 
Петя………… морем.    …… меняется на глазах каждый час. Штормовой ………… гонит крупную зыбь. От этой зыби на воде образовываются пенные ………… . То оно ………… барашками.
Слова для справок: залюбовался, оно, играет, цепочки, ветер.
Станция:
"Портняжкин дом". 
Петя………… морем.    …… меняется на глазах каждый час. Штормовой ………… гонит крупную зыбь. От этой зыби на воде образовываются пенные ………… . То оно ………… барашками.
Слова для справок: залюбовался, оно, играет, цепочки, ветер.
Группа№____________
Член предложения На какой вопрос отвечает Какой частью речи является Пример предложения
 
       
 
       
 
       
 
       
 
       
Группы: №_______________
Член предложения На какой вопрос отвечает Какой частью речи является Пример предложения
 
       
 
       
 
       
 
       
 
       
Группы: №_______________
Член предложения На какой вопрос отвечает Какой частью речи является Пример предложения
 
       
 
       
 
       
 
       
 
       
Таблица оценивания работы группы №____________________
№ Задание Успешность(+или-) 1-2 (+) – оценка 3
3-4 (+) – оценка 4
5(+) –оценка 5
1 Формулировка темы, цели урока   2 Полнота выполнения заданий   3 Работа в группе   4 Достигли ли вы цели урока   5 Самооценка Оценка: ______ Таблица оценивания работы группы №____________________
№ Задание Успешность(+или-) 1-2 (+) – оценка 3
3-4 (+) – оценка 4
5(+) –оценка 5
1 Формулировка темы, цели урока   2 Полнота выполнения заданий   3 Работа в группе   4 Достигли ли вы цели урока   5 Самооценка Оценка: ______ Таблица оценивания работы группы №____________________
№ Задание Успешность(+или-) 1-2 (+) – оценка 3
3-4 (+) – оценка 4
5(+) –оценка 5
1 Формулировка темы, цели урока   2 Полнота выполнения заданий   3 Работа в группе   4 Достигли ли вы цели урока   5 Самооценка Оценка: ______