Технологическая карта урока русского языка по теме Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов предложений


Технологическая карта урока русского языка по теме
"Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов предложений
Класс: 5
Тип урока:   открытие  новых знаний.
Цель урока:   обеспечить формирование    умения узнавать и отличать распространённые предложения  от нераспространённых, умения характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов, формировать  ценностное отношение к совместной познавательной деятельности; воспитывать уважение к родному языку.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: Л1 – достаточный объем словарного запаса  и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Л-2 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция  своей деятельности.
Предметные результаты:
Научатся: опознавать предложения  по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (распространённые, нераспространённые) 
Получат возможность научиться:  анализировать  предложения  с точки зрения структурной организации. 
УУД личностные:  Л3 – ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
УУД регулятивные: Р1 – целеполагание и планирование своей деятельности; Р2– принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные: П1 – проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 –   выбирают  смысловые единицы предложения  и устанавливают отношения между ними; П3 – определяют основную и второстепенную информацию; П4 – строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; П5 – представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).
УУД коммуникативные: К1 – приобретают  опыт  работы в группе; К2 – практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.
Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; маршрутный лист; лист индивидуальных достижений .
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Цель (формируемые УУД)

1.
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Я бы хотела начать урок  с приветствия, но оно рассыпалось. Кто поможет мне?   «С малой удачи начинается успех!» – Как вы понимаете эти слова? – Я вам желаю, чтобы вам сегодня  сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным! Я буду этому очень рада!           
Предлагаю сегодня поработать в группах. Сигналом  о выполнении вами задания  будут смайлики разного цвета.
Объясняют смысл приветствия. Волевая саморегуляция
Настрой   на учебную деятельность

Л3
Р3 П2 П4
К2

2.
Актуализация знаний. Приёмы:

ТРКМЧП

 «Мозговой штурм»,   «Веришь ли ты, что»
На партах у групп по одному предложению: 1. Выпал снег. 2. Ты радуешься  снегу? 3. Зимние дни  проходят быстро. 4. Красива  зима! На доске – схемы этих предложений. Выберите, какой схеме соответствует оно, объясните, почему. Прикрепите на доску. Слайд 2  ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) «Веришь ли ты, что» –  эти предложения  можно   объединить в группы по цели высказывания? Слайд 3 –  эти предложения  можно   объединить в группы по интонации? Слайд 4  – эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения? Кто сможет распределить предложения по этому признаку? А кто знает, как называются эти предложения?
Групповая работа. Разбирают своё предложение, находят на доске соответствующую  схему, прикрепляют предложение, объясняют свой выбор. Делят предложенные предложения на группы
Организация  ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания
Л1 Р 2 Р3 Р4
П 1 П2 П4
К 1 К3


3.
Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)
Мотивация к формулированию темы и цели урока: Вы хотите это узнать? Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.  Давайте посмотрим, как я её сформулировала? Согласны? Слайд 5. Запишите, пожалуйста, число  и  тему урока. Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока.  Давайте, посмотрим, как я их  сформулировала? Слайд 6
Формулируют тему и цель урока
Уметь узнавать и отличать распространён-ные   предложения   от  нераспространённых Р1, Р4,
Л1, Л2,
П4

4.
 Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Приём ТРКМЧП: «Инсерт» (маркировка текста)
Ребята, возьмите маршрутный лист ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])  на сегодняшний урок, скажите, сколько  будет заданий? Не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу  в листах индивидуальных достижений. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) Назовите критерии оценки:   – цель достигнута   –  справляюсь, но есть ошибки      – ещё нужно над этим работать Предлагаю выполнить задание № 1  из маршрутного листа: –  Прочитать информацию в учебнике о  видах предложений по наличию второстепенных членов –    с.127 –  Читая информацию, поставить карандашом знаки: («Инсерт») v  знаю + новое !  интересное ? не понимаю
 Теперь вы можете  выполнить это задание:  распределить в группы предложения по наличию второстепенных членов предложения?
Выполняют  задание №1 (индивидуальная работа)  Читают текст на стр. 127, перерабатывают информацию
 
 
 
 
Распределяют предложения на доске в группы по наличию второстепенных членов предложения (групповая работа)
Открытие новых знаний: – работа с информацией в учебнике
Л1 Л2 Р2 Р4 П3 П4 К1 К2

5.
Физминутка
Давайте проведем физкультминутку.
Один ученик проводит разминку:
Поднимитесь, пошагайте, Попищите, помолчите, Помашите, потянитесь,
Поморгайте, улыбнитесь,
Все на место возвращайтесь
И за дело принимайтесь!
здоровьесбережение, активизация внимания



6.
Закрепление изученного материала
Предлагаю выполнить следующее задание из маршрутного листа.  Задание № 2 с.128  упр.281 (2) Спишите  под пунктом  2)  предложения, распределив их в группы, выделите грамматические основы. Самопроверка по образцу. Слайд7.
Выполняют  задание № 2 стр.128 упр. 281 (2),
 
 
Проверяют по образцу на слайде
Организация деятельности  для отработки навыков Л2, Р4, П1, П2 П4 К2 К3

7.
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.
Приём ТРКМЧП: «Синквейн»
Предлагаю выполнить следующее задание из маршрутного листа. Задание № 3 Составление  синквейна  (алгоритма изученного правила) со словом «Предложения»:
1 строка – существительное 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – фраза из 4 слов
Слайд 8
Выполняют   Задание № 3 Групповая работа Пример синквейна:  Слайд 8 Предложения Распространённые, нераспространённые Бывают, состоят, делятся По наличию второстепенных членов
Мониторинг планируемых результатов усвоения новых знаний Л1 Л2 Р2 Р3 Р4 П3 П5 К2 К3
 

8.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

Предлагаю ответить на вопросы: – какова тема урока? – какую цель ставили? – достигли ли цели? – какое правило использовали?
 – эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения?
– Чем был интересен урок? – В чем испытывали затруднение? – Где ваши знания пригодятся? Оцените свою работу, поставьте оценку. Кто поработал на «5»? «4»? «3»? Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем? Оцените работу своей группы.
Даю  свою оценку работе групп.
Отвечают на вопросы. Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы.
Обобщение  ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка Л1 Л3 Р3 Р4 П1 П4 К2

9.
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок
Слайд 9. Предлагаю выполнить по выбору: 1. стр. 128 упр.282 2. стр.128  упр. 284 3. Лингвистическая сказка « Два предложения». Кто попробует написать  сказку? Ну что ж, ребята,  закончить урок мне хочется словами поэта Н.Рыленкова: На доброе слово не надо скупиться, Сказать это слово – что дать напиться Слайд 10-11 СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе  своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок!
Самостоятельная домашняя работа
Закрепить полученные знания. Развить творческие способности Л1 Л3 П5.

Список используемых источников: ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])








Приложение №2
Маршрутный лист______________2015 г.

Задания
Задание № 1
- стр. 127
Прочитать информацию в учебнике о видах предложений по наличию второстепенных членов предложения
- «Инсерт»:
v знаю
+ новое
! интересное
? не понимаю
Задание № 2
с.128 упр.281 (2)
- Спишите предложения
под пунктом 2) распределив их в группы, выделите грамматические основы.
Самомопроверка
по образцу
Задание № 3
Составление синквейна (алгоритма изученного правила)
со словом «Предложения»:
1 строка – существительное
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – фраза из 4 слов

Домашнее задание:
По выбору:
- стр.128 упр.282
- стр.128 упр. 284
- Написать лингвистическую сказку « Два предложения»

















Приложение №3 Лист индивидуальных достижений: ___(Ф.И. уч-ся)______________________________________________________________ 5 «___» класс


№ урока/ Дата
Урок

Урок

Урок

Урок


Урок


Урок


Оценка за неделю

цель достигнута -
справляюсь, но есть ошибки -
ещё нужно над этим поработать -








1. Понимаю учебную задачу: определяю тему и цель урока








2. Умею работать самостоятельно с текстом («Инсерт»)








3. Умею составлять схему, модель правила








4. Умею применять правило при выполнении заданий








5. Умею составлять «Синквейн»








6. Умею быть внимательным








7. Умею работать в группе: не перебивать другого, выслушивать и уважать мнение других, не подводить группу








8. Умею оценивать свою деятельность








9. САМООЦЕНКА ЗА УРОК
Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)
Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)
Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)









Рисунок 2Рисунок 3Nђ Заголовок 115