Методический доклад. «Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования»


СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
II. Система дополнительного образования.
2.1 Организация и содержание занятий.
2.2 Проблемно – творческие ситуации на занятиях ИЗО.
III. Заключение.
IV. Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью; отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным; стремлении избежать очевидных, традиционных решений, выдвижении нестандартных, неординарных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей - потребности в самореализации. В кружки ДО нет отбора детей по способностям. Принимаются все дети без исключения. На занятиях дети овладевают необходимыми навыками. Однако, ставя перед воспитанниками творческие задачи, педагоги сталкиваются с тем, что дети ориентируются на образец, отказываются от высказывания своих идей. У них нет способов выработки собственных оригинальных вариантов.
Поскольку с возрастом, способность детей к творчеству угасает, что связано как с нацеленностью школьного обучения на логический компонент мышления, так и с отсутствием стимулов к проявлению творческой энергии, мы считаем необходимым включение специальных занятий по развитию творческого мышления в программу работы кружков декоративно-прикладного и изобразительного искусства, что стимулирует развитие творческих способностей детей. Занятия организуются в соответствии со следующими принципами:
создание благоприятного социально-психологического климата, отличающегося психологической безопасностью, принятием других, безоценочностью, взаимным доверием;
проявление симпатий и теплоты к творческим опытам ребенка, положительное нематериальное подкрепление всех его предложений и решений, максимальная адаптация к ответам и действиям ребенка;
обеспечение возможности генерировать множество решений творческой
Система дополнительного образования
2.1 Организация и содержание занятий
Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности, как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения. Цели и задачи последних должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы. Это весьма серьезная задача, решение которой может быть рассчитано на несколько лет и вестись под руководством наиболее квалифицированных педагогов школы или других специалистов: методистов из учреждений дополнительного образования детей, преподавателей ИПК, научных сотрудников.
Образовательные программы, которые предполагается использовать преимущественно в условиях общеобразовательных учреждений, должны, с одной стороны, компенсировать недостатки школьного образования, а с другой - учитывать его достоинства. Поэтому педагоги дополнительного образования при разработке своих авторских программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной программы. Развитие системы дополнительного образования детей становится по-настоящему эффективным, если дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и потребностям школьников, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие.
Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда принципов:
- ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;
- формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
- обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;
- развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
- обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;
- реализация единства образовательного процесса.
Дополнительные образовательные программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа, т.е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного общеобразовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся.
Рассмотрим, насколько эти положения реализуются в кружке «Знай-ка».
Цель деятельности: саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность, обще эстетическое развитие детей средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.
Цель определяет следующие задачи:
Расширение художественно-эстетического кругозора;
Приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
Освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
Освоение простейших технологий дизайна и офрмления;
Воспитание зрительной культуры.
Приобщение детей к изобразительному искусству и культуре.
Разработка и реализация выставочных проектов в кружке.
Коллекционирование детского изобразительного творчества.
Обучение в дополнительном образовании направлено на развитие творческих способностей детей, основными задачами которого являются:
Дополнить и обогатить гуманитарно-эстетические знания, получаемые детьми в школе.
Выявить способных детей и создать условия для их самореализации.
Воспитывать уважительное отношение к педагогическому труду и профессиональному мастерству.
Предоставить ребенку свободу выбора деятельности.
Способствовать развитию личностных качеств, умений, навыков ребенка через участие в жизни творческого объединения.
2.2 Проблемно – творческие ситуации на занятиях ИЗО.
О необходимости воспитания самостоятельной, инициативной и творчески активной личности в настоящее время говорят и пишут много. Бесспорно, проблема самоопределения растущей личности является сегодня одной из самых востребованных в педагогической науке и практике.
Психолого-педагогический смысл феномена самоопределения строится на понимании этого процесса как сознательного выявления и утверждения личностью собственной позиции в проблемных ситуациях. Если же учебную ситуацию, создаваемую педагогом на занятии, рассматривать как некое подобие жизненной проблемной ситуации, то ребенок, как мы убедились, имеет возможность постоянно осуществлять выбор. В таком проблемном образовательном поле воспитанники постепенно накапливают ценный индивидуальный опыт самоопределения.
Кто-то может возразить: а если растущий человек не хочет самоопределяться на занятиях искусством или в учебной деятельности вообще? Может быть, для него возможность позиционно определить себя связана с другими сферами жизнедеятельности, а зачастую и с вредными привычками или асоциальным поведением? Безусловно, личностное позиционное самоопределение может формироваться разными способами. Сверхзадача, предназначение педагога-воспитателя - добиться того, чтобы в качестве возможного пространства для самоопределения ребенка стали не разрушающие, а созидающие человека сферы деятельности. Одной из них и является учебно-познавательная, творчески ориентированная деятельность.
Один из эффективных путей самоопределения личности - занятия искусством. Практика показывает, что личностные преобразования, изменения под воздействием «общения» с искусством могут не являться для ребенка жизненно необходимыми сегодня. Однако они наделяют нынешнего школьника ценным опытом - механизмами преодоления реальных кризисов в более отдаленном будущем, помогают ребенку осмысливать, переживать, преодолевать будущие проблемные ситуации. Следовательно, личностный смысл, рождающийся у ребенка при общении с искусством, является при этом одним из содержательных элементов культуры самоопределения в целом.
Проблемные ситуации на занятиях изо, несомненно, являются стимулом для творческого развития личности. В опыте творческого самоопределения интеллектуально-познавательная и личностно-смысловая составляющие тесно взаимосвязаны. Становясь всё более устойчивым, опыт творческого самоопределения может проявляться и вне занятий: в общении, в открытом социуме. В личностно-психологическом плане опыт творческого самоопределения для ребенка является неким «фондом развития», обеспечивающим процесс взросления.
Важнейшими условиями для создания атмосферы творчества и возможности «определения себя» как «творца» идеи, замысла, проекта служат следующие содержательно-процессуальные ресурсы: педагог в максимально возможной мере должен избегать чисто информационного способа передачи знаний; в основе обучения и воспитания должна находиться совместная (сотворческая) деятельность взрослого (педагога) и детей. Все сценарии занятий обязательно выстраиваются по логике «прочувствовать - осознать - выявить свое отношение». Учебные занятия, в зависимости от необходимости, должны быть построены в диалогической форме, в сочетании с групповой, индивидуальной и коллективной формами организации творческой деятельности. В процесс обучения обязательно включаются элементы эвристической дискуссии; целостное представление обучающихся о художественной образности должно складываться на основе комплексного воздействия разных видов искусства.
Общеизвестно, что занятия искусством, то есть, в широком смысле слова, занятия творчеством, развивают у детей индивидуальность, самобытное видение мира, формируют творческие задатки и способности. При этом совершенно ясно, что «мозаика» освоенного ребенком культурно-художественного материала и «калейдоскоп» проявлений своего уникального творческого «Я» у детей будут разными. Не может быть двух воспитанников, одинаковых по характеру и результатам обучения, как не может быть и двух композиторов, написавших одно и то же музыкальное произведение.
В таком случае проблемно-творческие ситуации на занятиях искусством могут служить и своего рода диагностическими ситуациями. Педагогически корректно наблюдая за творческим развитием своих воспитанников, педагог, как «творец» подобных ситуаций, сам рождается как педагог-художник. Диапазон вариантов и решений проблемных ситуаций здесь безграничен. В качестве примеров можно привести следующие методические модели проблемно-творческих ситуаций, извлеченные из опыта практической работы с детьми.
1. Самое красивое
Творчество и красота очень тесно взаимосвязаны между собой. Красота есть некий маяк, который светит плывущим по морю творчества. Ребенка необходимо научить видеть и замечать все красивое. Можно уже на первом учебном занятии предложить детям ответить при помощи рисунков на вопрос: «Что ты считаешь самым красивым на свете?»
Если выделить наиболее часто встречающиеся темы, то это будут: цветы, лес (в разные времена года), семья, друзья.
Иногда ребенку очень трудно выбрать из огромного мира радостей и увлечений самое-самое: И тогда (как правило, это встречается в рисунках девочек) появляется нечто, похожее на карту-путеводитель, в разных окошечках которой «живут» «моя мама», «солнце и море», «моя собака», «краски», «школа», «любимое мороженое» и «любимая книга». Бывает и так, что под словом «красивое» ребенок подразумевает что-то «уютное, комфортное, близкое, родное». Тогда он старательно рисует только ему ведомое чувство - выражает состояние, которое без соответствующего авторского комментария трудно понять. Например: «Это - план моей квартиры, в центре которой находится ванная, льется вода из душа, и я слышу, как капли ударяются о воду, мне тепло и уютно здесь».
2. Цветная неделя
Можно увидеть что-то необычное, что мы перестаем порой замечать, даже в обыденных и привычных явлениях. Например, дни недели - они такие разные, у каждого из них, оказывается, может быть свой «характер», свое «расписание». А если попытаться их раскрасить, дать им подходящую художественную форму: Что из этого получится? Именно так рождается поле творческого самовыражения для задания «Цветная неделя».
И вот уже на занятии царит атмосфера творчества: появились разноцветные шары, кирпичики; «лепестки» вторников и четвергов «закружились» в самобытных детских работах. В этой учебно-творческой ситуации наблюдательный педагог может увидеть очень и очень многое, например, наши взрослые «мифы-представления»: «понедельник - день тяжелый», «четверг - рыбный день», «суббота и воскресенье - красные дни календаря»: Любимые сказочные герои тоже не остаются без внимания, они «кочуют» по неделе, «оживляя» страницы чередующихся дней. В рисунках могут отражаться и гастрономические пристрастия второклассников. Без комментария к рисунку здесь тоже невозможно обойтись, поэтому каждый автор «Цветной недели» считает своим долгом объяснить словами, и даже движениями, свой неповторимый рисунок как уникальный способ творческого самовыражения. А это, как мы помним, первый, пожалуй, самый важный шаг в творческом самоопределении растущей личности.
3. Гармония внутренних сфер
А если попытаться «услышать» весь мир в красках и созвучиях? В этом случае можно вполне обстоятельно вести речь на учебном занятии о той гармонии (благозвучной или, например, редкозвучной), которой наполнены каждое явление в мире и каждый конкретный человек.
При выполнении проблемно-творческого задания ребятам предлагается поразмышлять над своим внутренним созвучием, над гармонией внутри себя: «Давайте условно обозначим следующие три наши составляющие внутреннего мира, как единую гармонию нашего целостного «Я»:
«Я» - красный круг,
«Мы» - синий круг,
«Природа» - зеленый круг».
А само творческое задание формулируется педагогом так: «Найдите равновесие между этими тремя началами. Чтобы это сделать, можно менять (выбирая из предлагаемого набора) размеры кругов, перемешивать их, находя сочетание, наиболее соответствующее вашему ощущению (пониманию) мира».
Эта проблемно-творческая ситуация, как и многие другие, может выступать в качестве показательного элемента комплексной системы педагогической диагностики.
Кружок «Знай-ка» объединяет детей (возраст 5-7 лет), желающих своими руками воплотить в жизнь свои мечты, мечты своих братишек и сестренок, свои собственные идеи, образы и модели.
Увлечение ребят поначалу лишь рисованием простеньких сюжетов, под руководством педагога перерастает затем в умение творить самостоятельно более объемные, содержательные работы. В условиях кружка дети могут развивать свою творческую и познавательную активность, не боясь неудач, реализовать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в школе.
Здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
Цель - обучить детей основам технологии изобразительного искусства.
Для чего педагог ставит перед собой задачи:
- Ознакомление ребят с различными видами материалов и приспособлений, инструментов, основами цветоведения- Обучить технологическим приемам рисования.
- Развивать мелкую моторику рук
- Воспитывать работоспособность, умение довести начатое дело до конца, до выставочного уровня, потребность в активном проведении досуга, использование приобретенных навыков в практической жизни
- По итогам четверти, учебного года проводится выставка лучших работ и поощрение ее участников.
Заключение
Проблемы современного образования, приведшие к необходимости реформы его системы, связаны не только с изменившимися социальными обстоятельствами, но и с обострением противоречий самого образовательного процесса. Известна проблема отчуждения содержания образования от субъекта образовательной деятельности. Это отчуждение приводит к тому, что образование в своем содержании и формах становится безразличным к индивидуальности, становится закрытым и самодостаточным, утрачивает смыслы, обращенные к субъективности его участников.
В современных социально-экономических условиях дополнительное образование способно преодолеть это отчуждение, приобретая значение не механической достройки базового образования, постоянно расширяющегося образовательного пространства для удовлетворения и реализации постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей. Педагогический потенциал дополнительного образования значителен: оно выступает как мощное средство формирования мотивации к образовательной деятельности, расширяет культурное пространство самореализации личности.
Сфера дополнительного образования способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных, субъектно-субъектных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком как равноправных субъектов образовательного пространства, что обеспечивает личностный рост каждого субъекта, как необходимую предпосылку жизненного самоопределения и раскрытие творческого потенциала.
Модель образовательного пространства взаимодействия основного и дополнительного образования с позиций синергетики рассматривается как самоорганизующаяся целостность, где каждый участник образовательного пространства выступает одновременно и как объект, и как субъект, и как условие социализации и индивидуализации детей. Эта программа может объединить содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет детям более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала.
Образовательная программа «Взаимодействие основного и дополнительного образования как средство развития индивидуальности ребенка» является: сложной системой, т.е. представляет собой единство разнообразных элементов, в том числе и единство разных этапов ее осуществления; открытой системой, т. е. находится во взаимодействии с другими программами, нуждается в них для собственного существования, способна к принятию в свою систему новых субъектов и новых отношений, имеет возможность и необходимость выхода за свои границы, превращения, трансформации в другие образовательные программы; нелинейной системой, т.е. не имеет однозначно определенной связи между своими изменениями, (например, при переходе от одного этапа к другому), и изменениями образовательного пространства или субъектов образовательного процесса.
IV. Список использованной литературы на занятиях ИЗО
1. Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образования. - 2003. - №2
2. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». - М., 1999.
3. Дополнительное образование детей. / Под ред. Лебедева О.Е. - М.: ВЛАДОС, 2000.
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2000
5. Князева Е.Н. Случайность, которая творит мир // Философия и жизнь.. - 1999. - №7.
6. Образование по выбору -- реальность сегодняшнего дня: Материалы расширенного заседания коллегии Министерства образования Российской Федерации 1 марта 1995 г.

КГКП «Школа искусств и спорта»
Методический доклад
«Развитие творческих способностей –
одна из актуальных задач образования»
Зав. отделения художественного творчества: Ильтнер З.Т.
г. Приозерск