Ориентация образовательных программ довузовского профессионального образования на запросы рынка труда

Гончарова Нина Александровна
ГАОУ СПО Тольяттинский техникум технического и художественного образования
ОРИЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАПРОСЫ РЫНКА ТРУДА
ФГОС третьего поколения и ФЗ «Об образовании» предъявляют иные требования к организации и содержанию образовательной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования.
У образовательных организацией появились новые функции и направления деятельности, в том числе: разработка и ежегодное обновление основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями трудовых рынков.
Изменились не только роли и функции всех участников образовательной деятельности, но и требования к результату образования. Перевод обучения на субъект - субъектную основу требует такой педагогической технологии, которая бы обеспечила обучающемуся развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Наиболее адекватные формы организации образовательной деятельности в таких условиях - семинары, лабораторные и практические занятия, ролевые и деловые игры, проектно-аналитическая сессия, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства, проектная и учебно-исследовательская деятельность, работа в модельных центрах и на предприятиях – предполагают высокую степень самостоятельной работы обучающегося.
Модульная организация образовательных программ, периодическое обновление их вариативной части с учётом требований работодателей, ведущая роль практических занятий и всех видов практик позволяют достичь результатов, заявленных в ФГОС, сформировать компетентности, задаваемые конъюнктурой местных рынков труда.
Работодатели являются заказчиками содержания образовательных программ, экспертами вариативной части основной профессиональной образовательной программы, руководителями дипломного проектирования, членами государственных экзаменационных комиссий. Практика, организованная на базе предприятий с предоставлением штатных рабочих мест, обеспечивает профессиональный и социальный опыт, тем самым создаются условия, в которых студент готовится к реальной профессиональной деятельности. Работодатели становятся активными участниками образовательного процесса.
Темпы обновления производства достаточно высокие и создать базу для организации производственного обучения и практики не предоставляется возможным в отдельно взятом образовательном учреждении.
Объединение ресурсов образовательных организаций, работодателей регионального рынка труда, организация их сетевого взаимодействия способствует решению и других задач:
экспериментальная, исследовательская и маркетинговая деятельность;
организация дополнительного и непрерывного профессионального образования дополнительных специализаций по требованию работодателей, исходя из новых задач технического и технологического перевооружения отраслей промышленности региона;
создание методической базы реализации ФГОС нового поколения;
возможность использования промышленного оборудования предприятий в образовательном процессе;
повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров.
Обеспечивать взаимодействие образовательной организации и работодателей должен, на наш взгляд, профессиональный посредник, владеющий инструментами маркетингового исследования. Центром, оказывающим сервисные услуги по реализации сетевых образовательных программ в г.о.Тольятти, является ГБОУ ДПО Центр развития трудовых ресурсов.
Именно такая форма сотрудничества образовательных организаций и работодателей при координирующей роли ГБОУ ДПО ЦРТР обеспечивает компетентностно-ориентированное содержание образовательных программ и выступает основой для реализации ФГОС профессионального образования.


15