Доклад по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования»

Доклад по теме
«Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования»

Цель доклада: познакомить педагогов с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках литературы на ступени основного образования; предлагаемые в работе технологии можно применять на уроках педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи:
познакомить участников семинара с приёмами работы по формированию УУД;
показать практическую значимость использования данных приёмов по формированию УУД на уроках литературы,
убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран.

Целевая аудитория: учителя русского языка и литературы

План проведения :
презентация педагогического опыта педагогом;
обсуждение целеобразности применения на уроках литературы показанных приёмов по формированию УУД с участниками семинара.

Предполагаемый результат: участники семинара получат знания о формировании УУД на уроках литературы в средней школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными.


I. Актуальность исследования:
Не секрет, что современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и сегодня стремительно продолжает меняться, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно об этом идёт речь в Стандартах второго поколения ФГОС.
Именно универсальные способы действий помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе. А для этого  должен быть изменён способ обучения. В этом смысле я сделала попытку организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД, что означает способность ученика к саморазвитию, к самостоятельному усвоению новых знаний.
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, личности, желающей и умеющей учиться.

Задачи:
формирование всех видов УУД;
развитие у детей способности к самосовершенствованию;
реализация системно - деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта второго поколения;
формирования опыта переноса и применения УУД в жизненных ситуациях.
Ученику необходимо осваивать новые формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
Соответственно, меняется и роль учителя - теперь он главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он создает условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!
Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса.
Конечно же необходимо учитывать возрастные особенности подростка. Поэтому особое внимание в программе развития УУД уделяется коммуникативным универсальным учебным действиям.
В подростковом возрасте ведущая деятельность - это межличностное общение. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» формообразуется в новую задачу для основной школы «учить ученика учиться в общении».
Акцент делается на системно-деятельностный подход, согласно которому знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности, когда учителем создаётся проблемная ситуация, обнаруживается противоречивость или недостаточность знаний и вместе с детьми определяется цель урока.
Я использую в своей работе следующие средства формирования универсальных учебных действий.
Проектное обучение.
Это эффективный метод формирования УУД, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Работа в группах построена на следующих основных правилах:
1 .Полное внимание к однокласснику;
2. Серьезное отношение к мыслям, чувствам других:
- терпимость, дружелюбие:
никто не имеет права смеяться над ошибками одноклассника, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Все дети принимали активное участие в обсуждении этих правил. При этом у учащихся формировались универсальные учебные действия в таких сферах: личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных, регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали).
Установлено, что у детей, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация учения в целом выражена выше, существенно снижена школьная тревожность, что немаловажно.
Обязательно распределение ролей в группах: организатор, секретарь, спикер и т.д.
Деятельность учителя здесь - это организация совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: он направляет обучающихся на совместное выполнение задания
Учебное сотрудничество. При формировании УУД широко использую эту технологию. Дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль, взаимопомощь. Стоит ли говорить, что сами школьники это очень любят. Чтобы научиться учить себя, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому (пробую учить других) или к самому себе (учу себя сам). В результате формируются регулятивные и коммуникативные  УУД.
Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества;
Сюда же можно отнести и разновозрастное сотрудничество, которое предполагает, что младшим подросткам предоставляется например, роль учителя в 12 классах. В моей практике это имеет место быть: вожатство (внекласс.деятельность), миниспектакль, посвящённый 100-летию Сергея Михалкова(инсценировка басен), интегрированный урок , подготовленный моими семиклассниками и учениками младшей параллели «Английский фольклор в переводе Самуила Яковлевича Маршака»
Технология коммуникативного взаимообучения.
Тесно связана с учебным сотрудничеством, где, каждый ученик может самостоятельно и коллективно усвоить новые знания, формировать умения и компетенции, что совпадает с концепцией УУД.
Это формирует адекватную мотивацию школьника, развивает произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения.
Организация учебного процесса по данной технологии позволяет:
а) расширить содержание образования и адаптировать его индивидуальным познавательным потребностям учащихся, не увеличивая учебную нагрузку; б) снизить утомляемость за счет переключения на разные виды деятельности; в) формировать у детей умения самостоятельной организации учебного труда, способности к исследовательской деятельности, развивать коммуникативные компетенции; г) способствовать развитию интересов и склонностей ученика, которые в перспективе станут основной для самоопределения в жизни.
Дискуссия как технология формирования УУД. На своих уроках я часто применяю этот вид деятельности. Это диалог обучающихся не только в устной, но и в письменной форме. На определённом этапе эффективным средством работы со своей и чужой точками зрения может стать именно письменная дискуссия. Наиболее удобное время для этого основное звено школы (58 классы), это даст возможность высказаться всем желающим, даже тем детям, которые в силу своей неуверенности, застенчивости, медленного темпа деятельности, предпочтение послушать, чем высказаться, не участвуют в устных обсуждениях, а также дополнительной возможности концентрации внимания
Все мы применяем информационно-коммуникативных технологии
На своих уроках,что в полной мере способствует развитию исследовательской деятельности.
В моей практике на данный момент отработаны формы работы со следующими типами Интернет-ресурсов:
1. Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/ 2. Презентации, имеющиеся на образовательных сайтах .
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов -это видеофрагменты, литературоведческими справки, иллюстрации, репродукции картин, звуковые фрагменты, интерактивные задания. Здесь предполагаются следующие варианты исследовательских заданий: - создать информационный проект на основе материалов ЦОР (это задание формирует у школьников навыки нахождения, обработки, классификации, систематизации и презентации информации);
- решить поставленную проблему, посредством обращения к источникам, выходящим за рамки школьной программы (реализация межпредметного знания, формирование умения критически, многогранно смотреть на мир);
- исследовать лексико-семантическое поле слова, используя электронные этимологические, толковые и др. словари, сделать вывод о правильности употребления данного слова в современном обществе .
Обращение к материалам образовательных порталов дает школьникам широкие возможности для получения межпредметных знаний, для нахождения интересной информации. Я предлагаю следующие варианты применения такого типа ресурсов, используя исследовательские задания: - найди ошибки в представленной презентации и доработай ее, изменив (тему исследования, аспект рассмотрения проблемы,
- на основе анализируемой презентации сформулируй предмет и объект исследования; выяви логику расположения слайдов; - сопоставь две презентации на одну тему и оцени полноту исследования, представленного каждой. Если говорить о логике построения урока литературы с использованием технологии исследования, то он может быть построен по схеме :
1 этап – актуализация и систематизация имеющихся знаний по теме; 2 этап - постановка ряда проблем; 3 этап –выбор проблемы, объекта и предмета изучения
Необходимо обратить внимание учащихся на «достоверность» используемых источников, их грамотного цитирования. 4 этап – собственно исследование:
5 этап – оформление работы
6 этап – представление результата работы (может быть проведено непосредственно на данном учебном занятии или следующим за ним). 7 этап – подведение итогов. Рефлексия.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Она включает осознание учебной задачи (что такое задача? что нужно, чтобы решить данную конкретную задачу?);
 понимание цели учебной деятельности (чему я научился на уроке? каких целей добился? что я узнал? чему можно было научиться ещё?);
иначе говоря, это способность рассматривать и оценивать собственные действия,. «Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе?» При организации такой работы я использую оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других.
К этому этапу дети готовы заранее: они знают, за что ставится та или иная отметка, умеют оценивать работу по обозначенным критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям они способны оценивать и свою работу.
Алгоритм самооценки (вопросы к ученику):
1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?
Какую оценку ты себе ставишь?
На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить её, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
К этому этапу дети готовы заранее: они знают, за что ставится та или иная отметка, умеют оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
Важно не сравнивать детей между собой, а показывать достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
Необходим демократический (психосберегающий) стиль общения: учитель - ученик, учащиеся между собой, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь в идеале должны царить на таком уроке
Технология продуктивного чтения.
Включает в себя 3 этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения.
I этап. Работа с текстом до чтения . Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, по иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе).
Фрагмент урока в 5 классе.
- Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах)
1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.
2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.
Группы составляют пословицы:
1) Доброе слово лечит, а злое калечит.
2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.)
- Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло)
II этап. Работа с текстом во время чтения. Цель этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации
Первичное чтение текста.
Чтение текста «с карандашом»
Определение основных понятий (без чтения всего текста)
Составление таблиц (выборочное чтение)
Составление плана текста (для пересказа)
Поиск пропущенных слов
Выявление первичного восприятия ( например, с помощью беседы). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Перечитывание текста- повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Выразительное чтение.
Цель анализа текста на этом этапе- создание его читательской интерпретации и, главное, ее корректировка объективным авторским смыслом. В 5 –6-м классах – речь идёт о собственно анализе. В 7–8-м классах текст анализируется чаще в родово-жанровой специфике, в 9-м классе – в контексте художественного мира писателя с позиции общего историко-литературного процесса. III этап. Работа с текстом после чтения.
Цель этапа :достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем.. Беседа о личности писателя. рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет
соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.
4.Выполнение творческих заданий. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
В целом, технологию продуктивного чтения можно представить в такой таблице. (Слайд)
Данная технология резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится – наблюдателем и наставником.
Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Ученик – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке исследовательская. а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
IV. Результаты.
В результате трёхлетней работы по данным технологиям на моих уроках обучающиеся научились искать закономерности, рассуждать по аналогии, что несомненно повысило мотивацию к обучению, дети стали больше читать, научились более-менее контролировать свои результаты, научились сотрудничать, самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений, чувствовать ответственность за поведение и действия себя и других;
Итак, при такой работе, как мы видим, включаются практически все виды универсальных учебных действий: и личностные (самоанализ, самоконтроль, и регулятивные (формирование умений ставить цель, планировать её достижение, прогнозирование и адекватная оценка результатов), познавательные( поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (включая электронные, цифровые), коммуникативные: аргументирование своей точки зрения, выслушивание собеседника и ведение диалога, умение обратиться за помощью, адекватная реакция на замечания.
V. Выводы. 
Такая система работы позволяет активизировать творческую деятельность учащихся, выработать активную жизненную позицию, сформировать творческую личность. 
Я убедилась, что использование  ИКТ  на уроках  дает хорошие результаты:  развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, повышает интерес к предмету.
Исследовательская деятельность способствует формированию у детей указанных выше универсальных учебных действий. А использование информационно-коммуникационных технологий, на мой взгляд, привлекает и учащихся к исследованиям на таких уроках и делает уровень преподавания соответствующим современным требованиям образования.
15