Рабочая программа кружка эстрадного вокала


Муниципальное образовательное учреждение
Жемчужненская средняя общеобразовательная школа №1

Согласовано:
Зам. директора по УВР
_______________ Катцына С. А.
«_______» _____________ 20 г.

Утверждаю:
Директор МОУ
Жемчужненская СОШ №1
________________Кузьмин Д.Н..
Приказ № __ от _________20 г.




Рабочая программа
Вокального кружка «Радуга»
1-11классов
на 2014-2015 учебный год

Разработчик: Владимирова О.Н.,
Педагог дополнительного образования,
соответствие с занимаемой должности

Программа рассмотрена
на заседании школьного
методического объединения
учителей естественных,
общественных наук и
физической культуры

Протокол № ____
от «____»____________ 20 г.





Колодезный, 2013
Пояснительная записка.

Песня – это эффективная форма работы с детьми разного возраста и является одним из средств разностороннего развития детей; музыкального –творческого и личностного. А так же служит большому охвату школьников во внеурочное время. Занятия в вокальном кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что даёт возможность основываясь на симпатиях ребёнка развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду
Отбор в кружок будет производиться с учётом наличия музыкального слуха. На занятиях кружка у детей появляется желание преодолеть свой страх, свою неуверенность и наконец то появляется возможность спеть для себя , для друзей и близких и почувствовать себя «звездой», хотя бы на несколько минут и заслужить аплодисменты
Большинство задач на занятиях решается в процессе пения.
Восприятие искусства через пение –важный элемент эстетического наслаждения
для детей разного возраста и является одним из средств их разностороннего развития. А так же служит большому охвату школьников во внеурочное время.
В процессе пения дети будут знакомиться с разнообразием мелодий,
жанров , приобщаться к высоким образцам мировой и национальной музыкальной культуры, учиться сопереживать чувствам , настроениям, выраженным в музыке, научатся высказывать своё отношение к воспринимаемым музыкальным произведениям. А так же будут развивать свои музыкальные способности.
Занятия в кружке пробуждают у воспитанников интерес к вокальному
искусству, что даёт возможность основываясь на симпатиях ребёнка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
В основу данной программы положена выборка из программ по музыкальному воспитанию «ГАРМОНИЯ», «СИНТЕЗ» Б.М Теплова, программ по формированию вокальных навыков, а так же программа по вокалу Исаевой Инги Олеговны руководителя Культурного центра и клуба эстрадной песни «Цитрус»(г.Ростов –на-Дону).
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
В процессе её освоения раскрывается певческий голос ребёнка, его потенциал приобретаются основы вокальных навыков .
В репертуар входят : песни из мультфильмов и кинофильмов, несложные детские эстрадные песни и песни на школьную тему и др.
Занятия строятся таким образом ,чтобы дети имели возможность сменить
Вид деятельности и ритм работы, что способствует её продуктивности. Во время занятий проводится физкульт.минутка.






ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

1.Развитие голосовых возможностей и творческого потенциала личности ребёнка.
2.Увлечь и заинтересовать воспитанников музыкой и пением.
3.Научить элементарным певческим навыкам.
ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩИЕ:
1. Научить воспринимать музыку и вокальные произведения .
2. Помочь детям овладеть основными певческими навыками(чистота
интонирования, правильное дыхание, звукообразование).
3. Ознакомить и научить необходимым знаниям и умениям поведения на сцене

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
На основе изучения детских песен, вокальных произведений,
современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, её певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций
2. Создать атмосферу радости, значимости, увлечённости, успешности каждого воспитанника кружка «Радуга »
3. Стимулировать желание детей реализовать себя, свои творческие возможности
в классе, в школе и в условиях семейного досуга, привлекая к этому родителей

РАЗВИВАЮЩИЕ:
1. Создать условия для раскрытия способностей и творческой самореализации детей в различных видах и формах музыкальной деятельности(вокал, сцен. движение, хореография).
2. Развить интерес к певческой деятельности, желание самостоятельно исполнять песни разных жанров.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых являются сольное и групповое пение, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.

Данная программа примерно раскрывает содержание занятий , объединённых в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя: работу с текстом, изучение творчества отдельных композиторов и исполнителей.
Практическая часть обучает практическим приёмам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов- классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни.








ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.

ФОРМЫ: беседы, концертные выступления, конкурсы. викторины

МЕТОДЫ: наглядный (фото, картины, видеоматериалы);
словесный ( объяснения, консультации);
метод упражнения (репетиция);
использование средств искусства (театр, телевидение, картины)

Данная программа рассчитана на 1 год обучения ;
В кружке «Радуга» занимаются дети в количестве 36 чел.
И подразделяются на три возрастные группы:
Младшие школьники -1-4 кл.
Средние школьники – 5-7кл.
Старшая группа – 8-10 кл.
Оптимальное количество детей в группах 8 чел.

по 3 академических часа в неделю для первой возрастной группы начальных классов 1-4 кл.;
по 3 академических часа в неделю для второй возрастной группы среднего
звена 5-7 классы:
по 3 академических часа в неделю для третьей возрастной группы старшего
звена 8-11 классы:


Режим занятий младшей группы 1-4 классы.

Продолжительность занятий – 45мин. +15мин активного отдыха
Периодичность – 3 раза в неделю.
Кол-во часов в неделю – 3часа.
Кол-во часов в год – 102 часов.

Режим занятий средней группы 5-7 классы.

Продолжительность занятий – 45мин-.+15 мин.активного отдыха
Периодичность – 3 раза в неделю.
Кол-во часов в неделю -3 часов.
Кол-во часов в год – 102 часов.

Режим занятий старшей группы 8-10 классы

Продолжительность занятий – 45мин-.+15 мин.активного отдыха.
Периодичность – 3 раза в неделю.
Кол-во часов в неделю -3 часов.
Кол-во часов в год – 102 часов


Диагностика воспитанников студии.

Два раза в год проводится диагностика музыкальных способностей воспитанников студии.
Диагностика проводится поэтапно.

1. Предварительный контроль- октябрь .
Определяется начальный уровень ЗУН детей, их способности.
Формы контроля.
- прослушивание
- анкетирование
- опрос
У воспитанников занимающихся, второй год и последующие годы обучения проверяются остаточные знания.

2.Промежуточный контроль – декабрь-январь

Предполагает выявление приобретённых ЗУН, их оценку и коррекцию.
Данные промежуточного контроля показывают эффективность образо-
вательного процесса и реализацию программы.
Формы контроля.
- прослушивание ( показ-исполнение вокального произведения)
- творческий отчёт( выступление на концертах или др.
мероприятиях).
3.Итоговый контроль – апрель- май.
Проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации воспитанника на дальнейшее
самостоятельное обучение; для получения сведений для совершенствования
педагогом программы и методики обучения.
Формы контроля.
- выступление на мероприятиях проводимых в классе.
- выступление на школьных мероприятиях.
- выступления на районных мероприятиях.















Учебно - тематический план

Наименование
разделов и тем
Общее количество часов
В том числе




теория
практика

1.
Введение в образовательную программу

1

1

-

2.
Здоровье и уход за голосом
1
1
-

3
Знакомство с песенными жанрами
2
2
-

4.
Формирование вокальных данных .
29
3
26

5.


Постановка голоса

17
3
14

6.
Речевое пение
14
1
13


Вокальная импровизация
5
3
6


Основы гармонии и строение музыкальной формы
2
1
1


Сценическое оформление номера
5
1
4


Технические средствапри работе вокалиста на сцене и умение с ними работать

3
1
1


Работа над репертуаром
20
1
19


ИТОГО:
102
18
84


Описание основных тем учебного материала.

1.ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Правильное положение корпуса, спокойный без напряжения вдох ,свободно
открываемый рот ,не зажатая челюсть ,верное формирование гласных,
чёткое произношение согласных в слоге.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Пение естественным звонким ,лёгким напевным звуком при правильной певческой установке.

2. ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА.
Общая характеристика песенного жанра. Сочетание двух видов искусства: музыки и поэзии: разнообразие музыкально-поэтического содержания: ведущая роль мелодического начала: ярко выраженный национальный колорит: куплетная и куплетно -вариационная форма .Сольное , ансамблевое и хоровое исполнение

3. ВОКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ.
Пробуждает любознательность, инициативу, развивают фантазию, воображение ,способствует лучшей ориентации в средствах музыкальной выразительности.

4. ОСНОВЫ ГАРМОНИИ И СТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ.
Строение мелодии. Мелодический рисунок, мотив ,фраза, тема, период, кульминация.
Фактура изложения (мелодическая, гармоническая, ритмическая).
Соло и звуковой баланс между солистом и аккомпаниатором (фонограммой).

5. ПОСТАНОВКА ГОЛОСА.
Теория:
Ознакомление воспитанников студии с основами вокального искусства, основными певческими навыками, гигиеной и охраной голоса.
Певческая позиция (пение сидя, стоя)
Положение корпуса, рук, ног ,головы, шеи во время пения.

Упражнения на дыхание на одном звуке с постепенным увеличением его продолжительности и др.
Практическое изучение механизма певческого звукообразования.

Практическая работа:

Артикуляция и артикуляционный аппарат(рот ,губы, язык, челюсти, верхнее и нижнее нёбо).
Роль артикуляционного аппарата в вокализации и округлении гласных. Выравнивание гласных при пении упражнений на « И-Э-А-О-У»
В сочетании с разными согласными, а также выравнивание и округление их в
конкретных вокальных произведениях.
Закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИНТОНИРОВАНИЯ:
1.произношение гласных;
2.произношение согласных;
3.произношение согласных в середине и конце слова;
4.правила логики речи (нахождение и выделение основного слова несущего
логическое ударение, помогающее понять и подчеркнуть мысль в музыкальной форме)
Характер певческой дикции в зависимости от характера музыки и содержания произведения.


6. РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ.
Вокальное воспитание и развитие детей в основном проходит в процессе работы над музыкальными произведениями .Отсюда огромное значение имеет работа над певческим репертуаром.
Произведение оценивается в свете поставленных воспитательных задач.
Какой интерес детей к данному произведению?
Насколько позволит расширить их мышление, самостоятельность, расширить их кругозор, совершенствовать их музыкальный вкус, способствовать формированию воли, дисциплинированности, настойчивости, выдержки и трудолюбию. При подборе репертуара по жанрам учитывается его сложность.

7. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ.
Могут использоваться как на занятиях и в концертных выступлениях. Они могут быть различными: хлопки, притопывание, некоторые танцевальные движения и др.
Учитывается возраст, эстетичность. Движения должны на мешать нормальному певческому процессу.


ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Занятия вокального кружка проводятся на базе кабинета «Вокала»
МОУ Жемчужненской средней школы №1.

Для реализации данной программы имеется следующая материально- техническая база:

- кабинет 16 кв.м. оборудованный и оснащённый техническими средствами
(компьютер, магнитофон, аудио аппаратура(акустические колонки),
микрофоны (шнуровые и радио.) усилитель;
- актовый зал со сценой , оборудованный силовой и акустической аппаратурой.
- костюмы.
- методическая литература, плакаты, обучающие СД и аудио носители.



ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ .
Первая возрастная группа 1-4 классы.
* Наличие интереса к занятиям , вокальному искусству ;
стремление к вокальному творческому самовыражению
участие в музыкально- драматических постановка в классе и школе;
* Проявление навыков вокально- хоровой деятельности ( вовремя начинать
и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам,
слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения,
чётко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении)
* Уметь двигаться под музыку, не бояться сцены,
* Овладение культурой поведения на сцене;
*Стремление передать характер песни ;
*Услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство.


ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Вторая возрастная группа 5-7 класс и
старшая возрастная группа 8-10 класс

К концу года воспитанник должен обладать следующими
знаниями и умениями:
ЗНАНИЯ
- Обладает базовым запасом знаний и представлений о музыки (Вокальная, инструментальная, народная, классическая, современная), простейших её жанрах
(песня, танец, марш), вокальных жанрах ( песня, частушка, романс, ария),
об отдельных средствах музыкальной выразительности(мелодия, метроритм, темп, динамика, регистры, формообразующие элементы), о наиболее известных отечественных и зарубежных композиторах, о некоторых музыкальных профессиях (композитор, дирижёр, артист, солист хора и др.) , о музыкальных инструментах.
- имеет представление о разнообразных видах музыкальной деятельности
и их особенностях (восприятие и слушание музыки, певческая, музыкально- ритмическая)
УМЕНИЯ
- Определяет характер, настроение музыкального произведения,
обозначая его словами;
- выделяет отдельные 3-4 , наиболее яркие средства музыкальной выразительности в процессе восприятия музыкального произведения;
- владеет базовыми умениями и навыками в разных видах музыкальной деятельности.
- проявляет интерес к музыкальному искусству.
- способен к творческой импровизации, драматизации песенных сюжетов, в музыкально- театрализованной деятельности с использованием доступных
средств выразительности,
-при создании собственной творческой продукции может самостоятельно осуществлять выбор тех или иных средств музыкальной выразительности; - использует полученные умения и навыки , участвуя в различных формах организации музыкальной и вокальной деятельности.

Развитие музыкальных способностей

Чувство лада (способность различать характер музыки, эмоционально
откликаться на неё , чувствовать законченность мелодии).
Музыкально-слуховое представление (узнавание и использование хорошо знакомой мелодии песни с музыкальным сопровождением и без н
Чувство ритма (воспроизведение ритмического рисунка хорошо знакомой песни в хлопках, притопах; движение под музыку в соответствии с её ритмом).

Оценка знаний и умений, навыков в области восприятия музыки и исполнительской музыкальной деятельности.

Восприятие музыки.
- знание и представление о музыке как искусстве; о вокальных
музыкальных жанрах(песня, опера,романс и т.д.)
- владение музыкальным словарём (простейшие музыкальные
понятия и термины.
Пение.
- Уровень владения простейшими певческими навыками(дыхание, дикция, словообразование)
Музыкально – ритмическая деятельность.
- Умение двигаться под музыку в соответствии с её характером.






Список литературы.
1. Конникова А. « Мир эстрады» . Москва 2009г.
2. Коха.Э. « Основы сценического движения» . Москва 1996 г.

3. КомиссароваЛ.Н., Кузнецова Г.В. « Ребёнок в мире музыки»
Москва, Школьная пресса.2006г
4 Селевко Г.К. « Современные образовательные технологии».
Учебное пособие . М. Народное образование. 1998 г..

5. « Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных
школ» .Москва «Просвещение ».1986 г.

6. Самоучитель «Учимся петь под караоке», Минск «Современная школа»
2006 г.
7.Ханин М.И. « Практикум по культуре речи или как научиться красиво
говорить» учебное пособие . СПб.: Паритет», 2003 г.










Календарно - тематическое планирование вокального кружка «Радуга»
Старшая группа


ТЕМА ЗАНЯТИЙ
Всего
часов
теория
практика
дата

1
Вводное занятие .Владение своим голосовым аппаратом.

1
1
-


2
Артикуляционная гимнастика.
2
1
1


2
Охрана голоса вокалиста.
2
1
-


3
Нотная грамота
4
1
3


4
Гармония и строение музыкальной формы.
3
1
2


5
Работа над звуком.
9
1
8





6
Музыкально образовательные беседы
3
1
2


7
Жанровая обработка песен.
3
1
2


8
Интонирование песен, мелодий.
9
1
8




9
Собственная манера исполнения вокального произведения.
4
1
3


10
Постановка голоса.
11
2
9





11
Речевое пение.
9
1
8





12
Творчество и вокальная импровизация.
5
1
4


13
Джазовая импровизация.
4
2
2


14
Сценическое оформление номера.
5
-
5


15
Умение работать с микрофоном.
5
-
5




16
Технические средства при работе вокалиста на сцене.
4
-
5




17
Подбор репертуара.
6
-
6




18
Освоение бэк-вокала.
2
1
1


19
Закрепление приобретённых навыков.
4
1
3


20
Изучение песен хакасских авторов.
2
-
2


21
Правила поведения на сцене во время выступления.
2
-
2


22
Композиция и аранжировка песен.
1
1
2


23
Подготовка , проведение и участие в
школьных и внутри классных мероприятиях .
2
-
2



Итого:
102
18
84




































Календарно - тематическое планирование вокального кружка «Радуга»

Средняя группа


ТЕМА ЗАНЯТИЙ
Всего
часов
теория
практика
дата

1
Вводное занятие .знакомство с голосовым аппаратом.

1
1
-



2
Артикуляционная гимнастика.
Опорное дыхание, певческая позиция.
6
2
4


3
Здоровье и уход за голосом.
1
1
-


4
Знакомство с песенными жанрами.
2
2
-


5
Основы гармонии и строение музыкальной формы.
2
1
1


6
Работа над звуком.
Развитие вокальных навыков.
23
1
22







7
Основы интонирования
6
1
5


8
Постановка голоса.
17
3
14





9
Речевое пение.
14
1
13


10
Сценическое оформление номера.
5
1
4


11
Умение работать с микрофоном.
2
1
1


12
Технические средства при работе вокалиста на сцене.
1
1
-


13
Подбор репертуара.
6
-
6


14
Закрепление приобретённых навыков.
4
1
3


15
Подготовка , проведение и участие в
школьных и внутри классных мероприятиях .
10
-
10







Итого:
102
18
84



Календарно - тематическое планирование
вокального кружка «Радуга»

Младшая группа


ТЕМА ЗАНЯТИЙ
Всего
часов
теория
практика
дата

1
Вводное занятие .знакомство с голосовым аппаратом.

1
1
-


2
Артикуляционная гимнастика.
Опорное дыхание, певческая позиция.
6
2
4


3
Здоровье и уход за голосом.
1
1
-


4
Знакомство с песенными жанрами.
2
2
-


5
Основы гармонии и строение музыкальной формы.
2
1
1


6
Работа над звуком.
Развитие вокальных навыков.
23
1
22







7
Основы интонирования
6
1
5


8
Постановка голоса.
17
3
14






9
Речевое пение.
14
1
13


10
Сценическое оформление номера.
5
1
4


11
Умение работать с микрофоном.
2
1
1


12
Технические средства при работе вокалиста на сцене.
1
1
-


13
Подбор репертуара.
6
-
6


14
Закрепление приобретённых навыков.
4
1
3


15
Подготовка , проведение и участие в
школьных и внутри классных мероприятиях .
10
-
10





Итого:
102
18
84


Аннотация к рабочей программе вокального кружка «Радуга»
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования
В основу данной программы положена выборка из программ по музыкальному воспитанию «ГАРМОНИЯ», «СИНТЕЗ» Б.М Теплова, программ по формированию вокальных навыков, а так же программа по вокалу Исаевой Инги Олеговны руководителя Культурного центра и клуба эстрадной песни «Цитрус» (г.Ростов на –Дону)
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой и хореографией.
Песня – это эффективная форма работы с детьми разного возраста и является одним из средств разностороннего развития детей; музыкального –творческого и личностного. Занятия в вокальном кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что даёт возможность основываясь на симпатиях ребёнка развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду. А так же служит большому охвату школьников во внеурочное время.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ- научить детей элементарным певческим навыкам и с их помощью увлечь воспитанников музыкой и пением. Развивая в дальнейшем их голосовые возможности и творческий потенциал.
Реализация целей и з задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых являются сольное и групповое пение, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Данная программа примерно раскрывает содержание занятий , объединённых в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя: работу с текстом, изучение творчества отдельных композиторов и исполнителей.
Практическая часть обучает практическим приёмам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Курс включает в себя 9 занятие в неделю, всего109 часа занятий в 1-4 классе; 106 часа занятия в 5-8 классе ;91 часа занятия в 9-11 классе.
В процессе её освоения раскрывается певческий голос ребёнка, его потенциал приобретаются основы вокальных навыков .


















15