Программа студии эстрадного вокала


муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детства и юношества г. Черемхово»
Утверждено на заседании
Методического совета
прокол № _____
от «____»__________2016 г.
«Утверждаю»
Директор МУДО «ДДЮ»
_____________О. А. Июдина
Приказ №____ от «___» 2016 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности «Звездопад»
Возраст обучающихся: 7 – 15 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель: Паутов Виталий Игоревич, педагог
дополнительного образования
г. Черемхово, 2016
Пояснительная записка
  Направленность дополнительной образовательной программы.Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа«Звездопад» (студия эстрадного вокала) художественно-эстетической направленности.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей. В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. 
Новизну программы определяет разнообразие видов музыкально-творческой деятельности пение, слушание, музыкальная грамота, музыкальные компьютерные игры, музыкальные обучающие программы, инсценировка.
Цель программы 1 года обучения:приобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальной группе, развитие мотивации к творчеству.
 В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач. Задачи:
-  сформировать навыки певческой установки обучающихся;
-  научить использовать при пении мягкую атаку;
-  сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
-  сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 и 3 голоса, петь в ансамбле слитно, согласованно;
-  обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
- сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.
Цель программы 2 года обучения: формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.Задачи:
-  развить гармонический и мелодический слух;
-  совершенствовать речевой аппарат;
-  развить вокальный слух;
-  развить певческое дыхание;
-  развить преодоление мышечных зажимов;
- развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
-  развить гибкость и подвижность мягкого нёба;
-  расширить диапазон голоса;
- развить умение держаться на сцене. 
Цель программы 3 года обучения: активизацию творческих способностей обучающихся, воспитание самостоятельной творческой личности с помощью музыки и использования современных технических средств обучения
Задачи
-  способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
-  воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;
-  воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.
 Содержание программы основывается на предшествующем опыте русских музыкантов и педагогов (М.И. Глинка, А.Е. Варламов, А.М. Маслов, Н. Дилецкий и др.), а также на достижения современных педагогов-хормейстеров (В.Г. Соколов, В.С. Попов, Т.А. Жданова, Г.П. Стулова и др.).  В отличие от существующих программ данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. В календарно-тематическом плане отражён конкретный репертуар для каждого воспитанника.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 7 до 18 лет. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным и ансамблевым пением.
 Занимаясь в вокальном объединении, учащиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, знакомятся с музыкальной грамотой, приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и физические центры организма в целом.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий. 
Программа рассчитана на 3 года обучения. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). В учебном плане вокальной группы на первом году обучения предусмотрено 144 часа учебных занятий, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Во 2-3-й  годы обучения реализуется по 216 часов учебных занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа (или 3 раза в неделю по 2 часа). Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Предполагаемые результаты обучения:
Предполагается, что в конце 1 года обучения, обучающиеся должны: - чисто интонировать, петь на дыхании; 
- петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;
- должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус. Предполагается, что в конце 2 года обучения, обучающиеся должны: - петь чистым естественным звуком, легко, нежно - звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки;
- петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;
 -понимать дирижёрские жесты и следовать им;
- знать средства музыкальной выразительности. 
 - петь под фонограмму в группе и соло;  
-уметь преодолевать мышечные зажимы; 
- уметь вести себя в коллективе.
Предполагается, что в конце 3 года обучения, обучающиеся должны:
- петь в диапазоне: первые голоса - си м. октавы - ми 2-ой октавы; вторые голоса - ля м. октавы - ре 2 октавы;
- соблюдать при пении певческую установку;
 - петь на цепном дыхании;
  -уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато;
 - уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню;
- уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни, петь по нотам детские песни;
- уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ;
- петь под фонограмму 2-голосные произведения.  
- обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;
- испытывать потребность к певческой деятельности.
Этапы работы по программе                           
1 этап (начальный)«Чудеса в решете» 1год обучения получение необходимых навыков владения голосовым аппаратом, изучение основ музыкальной грамоты
2 этап (основной)«Новая волна» 2-3год обучения закрепление и совершенствование вокальных навыков; сольное и ансамблевое пение
 В объединение принимаются все желающие. Дети приходят с разным уровнем подготовки, поэтому и темп освоения детьми образовательной программы различный. Единицы обладают терпением и выдержкой при изучении музыкальной грамоты, освоении основ вокального творчества, поэтому начальный этап освоения программы называется «Чудеса в решете»: как сквозь сито просеиваются более мелкие частицы, а крупные, весомые остаются внутри, так и из объединения отсеиваются дети, чей интерес к вокальному творчеству был невесомым, а увлечение им - поверхностным.  
 Основной этап обучения продолжают более способные воспитанники. У детей уже сформированы начальные навыки исполнительского мастерства, они чисто интонируют, поют на дыхании; поют слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; у них развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус. Ребята пробуют себя в различных вокальных конкурсах. Это новая ступень в освоении мастерства вокалиста, новая свежая волна, которая несёт обучающихся в океан музыкальной культуры и вокального творчества.
 Общие критерии оценивания результатов
- Владение знаниями по программе.
- Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
- Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
- Уровень воспитанности и культуры учащихся.
- Творческий рост и личностные достижения воспитанников.
Критерии замера прогнозируемых результатов
Педагогическое наблюдение
Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через:
- проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;
- участие в конкурсах, фестивалях, смотрах;
- концертную деятельность.
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
- Педагогические наблюдения.
- Открытые занятия с последующим обсуждением.
- Итоговые занятия.
- Концертные выступления.
- Конкурсы, фестивали, смотры.
Учебный план программы 1 года обучения (144 часа)
№ Наименование разделов и тем Количество часов Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика 1.   Вводное занятие 2 2 2.   Вокально-хоровые работы 118 32 86 Творческое задание
Пение произведений:    Творческое задание
  классика 24 8 16   народная песня 24 8 16   современная песня 56 14 42 Пение учебно-тренировочного материала 10 2 8 Пение импровизаций 4 4 3.   Слушание музыки 8 4 4 Собеседование, индивидуальное прослушивание
4.   Музыкальная грамота 4 2 2 Музыкальные композиции
5.   Организационно-массовая деятельность 10 10 Музыкальные композиции
6 Итоговое занятие 2 2 Отчетный концерт
Итого: 144 40 104 Календарный учебный график 1 года обучения
Наименование раздела, темы сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Вводное занятие 2 - - - - - - - -
Вокально-хоровые работы 6 18 16 16 12 14 12 12 12
Слушание музыки 2 - - 2 - 2 - 2 -
Музыкальная грамота 2 - - - - - - - 2
  Организационно-массовая деятельность - - - - - 6 4 -
Итоговое занятие 2
Содержание программы1 года обучения
1. Вводное занятие.
 Знакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков. Упражнения по начальной подготовке к пению. Осознание мышечных ощущений во время пения.
2. Вокально-хоровые работы
2.1 Пение произведения
Народная песня - раскрытие исторического значения, содержания, анализ её текста, разъяснение непонятных (забытых слов).
Классика – беседа об исторической эпохе, в которой жил и творил композитор – классик, анализ произведения. Понятие «настроение» и «характер» музыки. Понятие «логические ударения» в музыкальных фразах. Ровное звучание унисона.
Современная песня – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел произведения.   Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам. Работа над чистотой интонирования по интервалам. Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям. 2.2 Пение учебно-тренировочного материала:
Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения. Вокальные упражнения для правильного формирования звука.
  2.3. Пение импровизаций:
 Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в процессе пения или игры на элементарных музыкальных инструментах.  
 3.Слушание музыки:
 Расширение кругозора учащихся, формирование слушательской культуры.   Знакомство с творчеством русских, советских, зарубежных, современных композиторов. Объяснение понятия «выразительные средства музыки». Понятие «настроение» и «характер» музыки. Сравнение разных настроений музыки. Понимать, чувствовать характер музыки. Использование иллюстраций.  
  4. Музыкальная грамота:
Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для изучения вокальных произведений. Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности. Знакомство с простейшими жанрами – песней, танцем, маршем. Понятие «звуковысотность», «длительность». Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр.
Учебный план программы 2 года обучения (216 часов)
№ Наименование разделов и тем Количество часов Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика 1. Вводное занятие 2 2 2. Вокально-хоровые работы 180 36 144 Творческое задание
Пение произведений:   классика 24 8 16   народная песня 24 8 16   современная песня 112 16 96 Пение учебно-тренировочного материала 10 2 8   Пение импровизаций 10 2 8 3.   Слушание музыки 8 4 4 Творческое задание
4.   Музыкальная грамота 8 4 4 Собеседование, индивидуальное прослушивание
5.  Организационно-массовая деятельность 16 16 Музыкальные композиции
6. Итоговое занятие 2 2 Отчетный концерт
  Итого: 216 46 170 Календарный учебный график 2 года обучения
Наименование раздела, темы сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Вводное занятие 2 - - - - - - - -
Вокально-хоровые работы 12 26 22 22 18 20 20 20 20
Слушание музыки 2 - - 2 - 2 - 2 -
Музыкальная грамота 2 - 2 - 2 - - 2 -
  Организационно-массовая деятельность - - - 2 2 2 4 4 2
Итоговое занятие - - - - - - - - 2
Содержание программы 2 года обучения
1. Вводное занятие.
 Владение своим голосовым аппаратом.Закрепление знаний о строении голосового аппарата.Знакомство с основами музыкальной культуры.
 2. Вокально-хоровые работы
2.1 Пение произведения
Народная песня - разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Анализ текста.Классика - анализ музыкального произведения. Доведение исполнения до уровня, пригодного для публичного выступления.Современная песня - знание структуры песни. Цепное дыхание.   Понятие «легато», «нон легато», «стаккато».  Приемы звукообразования (мягкая атака). Типы дыхания. Пение по интервалам.   Совершенствование правильного дыхания.   Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.
2.2. Пение учебно-тренировочного материала:
 Постановка корпуса. Певческая установка стоя и сидя.  Ритмические упражнения с пением.   Упражнения для расширения диапазона.
 2.3. Пение импровизаций:
 Пение импровизация на стихотворные тексты, вопросы-ответы.   Инсценирование песен. Музыкально- ритмические упражнения. 
3. Слушание музыки:
Развивать умение анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни.   Использование иллюстраций. Выразительные средства музыки. Понимание настроения и характера произведений.
  4. Музыкальная грамота:
 Знакомство с формой музыкальных произведений (одночастная, куплетная, вариации). Пение с различным темпом, ритмом, динамикой.  Пение на основе приобретенных знаний на слух, с голоса.  Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр, ритмического лото.
Учебный план программы 3 года обучения (216 часов)
№ Наименование разделов и тем Количество часов Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика 1. Вводное занятие 2 2 2. Вокально-хоровые работы 180 36 144 Творческое задание
Пение произведений:   классика 24 8 16   народная песня 24 8 16   современная песня 112 16 96 Пение учебно-тренировочного материала 10 2 8   Пение импровизаций 10 2 8 3.   Слушание музыки 8 4 4 Творческое задание
4.   Музыкальная грамота 8 4 4 Собеседование, индивидуальное прослушивание
5.  Организационно-массовая деятельность 16 16 Музыкальные композиции
6. Итоговое занятие 2 2 Отчетный концерт
  Итого: 216 46 170 Календарный учебный график 3 года обучения
Наименование раздела, темы сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Вводное занятие 2 - - - - - - - -
Вокально-хоровые работы 12 26 22 22 18 20 20 20 20
Слушание музыки 2 - - 2 - 2 - 2 -
Музыкальная грамота 2 - 2 - 2 - - - 2
  Организационно-массовая деятельность - - - 2 2 2 4 4 2
Итоговое занятие 2
Содержание программы 3  года обучения
1. Вводное занятие.
 Владение своим голосовым аппаратом. Закрепление знаний о строении голосового аппарата. Знакомство с основами музыкальной культуры.
 2. Вокально-хоровые работы
2.1 Пение произведения
Народная песня - разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Анализ текста. Классика - анализ музыкального произведения. Доведение исполнения до уровня, пригодного для публичного выступления. Современная песня - знание структуры песни. Цепное дыхание.   Понятие «легато», «нон легато», «стаккато».  Приемы звукообразования (мягкая атака). Типы дыхания. Пение по интервалам.   Совершенствование правильного дыхания.   Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.
2.2. Пение учебно-тренировочного материала:
 Постановка корпуса. Певческая установка стоя и сидя.  Ритмические упражнения с пением.   Упражнения для расширения диапазона.
 2.3. Пение импровизаций:
 Пение импровизация на стихотворные тексты, вопросы-ответы.   Инсценирование песен. Музыкально - ритмические упражнения. 
3. Слушание музыки:
Развивать умение анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни.   Использование иллюстраций. Выразительные средства музыки. Понимание настроения и характера произведений.
  4. Музыкальная грамота:
 Знакомство с формой музыкальных произведений (одночастная, куплетная, вариации). Пение с различным темпом, ритмом, динамикой.  Пение на основе приобретенных знаний на слух, с голоса.  Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр, ритмического лото.
Методическое обеспечение программы
  Оборудование   ТСО Дидактический и наглядный материал
стол педагога – 1 шт. магнитофон – 1 шт.   фонотека
стул педагога – 1 шт. фортепиано (синтезатор) – 1 шт. стул обучающегося – 1 шт. ноутбук (компьютер для педагога) – 1 шт.   нотная литература
инструмент (фортепиано, синтезатор) – 1 шт. мультимедийная установка – 1 шт. шкаф – 1  шт. тумба под магнитофон – 1 шт. усилительная аппаратура      видеотека
микрофоны – 4 шт.      
Методические рекомендации
 Основным направлением художественного творчества является всемерное содействие возрождению русской культуры, духовно-нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию детей. Формирование духовного мира детей, развитие творческих способностей и профессиональной ориентации возможны при глубоком усвоении и знании вокальной культуры. В свете вышесказанного, воспитание самостоятельной активной личности ребёнка приобретает особую актуальность. Отсюда и необходимость продуманности учебно-воспитательной работы, основанной на принципах творческого обучения.  Для эффективности развития эмоциональности детей важно научить видеть, услышать красоту того, что есть в окружающем мире. Услышать красоту музыкальных звуков. При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие воспитанники участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.
 При нормальном развитии ребёнка в формировании его голосовой функции и речи специалисты не вмешиваются. Голос и речь ребёнка формируются исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в оптимальном направлении и с множеством случайных и вредных воздействий.
 Результат - неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани и т.д. Поэтому решающим мотивационным фактором в приобщении воспитанников к вокальному искусству является постепенное формирование эталона певческого звука.
Воспитание вокальных навыков требует от детей постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Легкость обучения здесь только кажущаяся.   Пению, как любому виду искусств, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. При этом необходимо обязательно помнить, что любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Ведь для ребёнка обучение пению – это бесконечный путь развития и совершенствования своего голоса, певческой технологии, исполнительских возможностей, а через них - развитие и совершенствование своей личности.  Пение помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии, понятия добра и зла. Такие качества как доброта, искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать маленького артиста всю жизнь.
 Начальный этап формирования вокально-хоровых знаний, умений и навыков как особо важный для индивидуально-певческого развития каждого участника ансамбля.   Начало формирования всех основных вокально-хоровых навыков с самого начала занятия. Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку; правильному звукообразованию (мягкой атаке); сохранению устойчивого положения гортани; спокойному, без поднятия плеч, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному вдоху.   Формирование у всех воспитанников основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения вибрато), сохранение выявленного педагогом у каждого воспитанника индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания.  
Обучение непринужденному, естественно льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение детей четкому, быстрому произнесению согласных. Выработка унисона, обучение двухголосию при использовании для этого различных приёмов, последовательность которых и связи устанавливаются в зависимости от особенностей состава группы.  
 Обучение петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, всю группу, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса; одновременно со своей партией или группой усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, а если нужно, вместе со всеми ускорять или замедляя его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с партией, группой произносить согласные, начинать и завершать произведение.   Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений.  
 Развивать творческие способности, используя импровизации и приобщаясь к осмыслению трактовки произведения. Формирование умения читать ноты, упорно, настойчиво трудиться. На этой основе обучение осмысленному, выразительному, художественному ансамблевому исполнительству.   При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие учащиеся участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.  
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией таблиц и наглядных пособий (наглядные методы), а так же практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде вокально-хоровой работы.  
Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для эстетического и духовного развития личности. Важным является тематическое построение занятия, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства.  
 Важными методами изучения и освоения представленной программы являются:
- метод «забегания» вперёд и «возвращение» к пройденному материалу;
- метод общения;
- метод импровизации;
- метод драматизации.
Все методы и приёмы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи. Взаимодействие разнообразных методов и принципов работы помогает педагогу реализовать цель - формировать музыкальную культуру детей. Необходимо живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от хорошо знакомого материала к новому, от простого к сложному, поскольку носит эмоциональный характер. Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и детей, где ведущая роль принадлежит педагогу. Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, педагог стремиться к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, проявлению их активности и самостоятельности. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен. Дидактический принцип построения материала «от простого к сложному» может быть реализован, например, в вокально-хоровой работе. Пение учебного материала начинается с упражнений, маленьких подпевок, песен, и с постепенным усвоением материала песенный репертуар усложняется. Поэтому же принципу происходит и использование метода «забегания» вперед и «возвращения» назад. Педагог, давая материал годового курса «забегает» вперед, приоткрывая завесу знаний будущих лет, в последствие повторяя пройденный материал.Совместная подготовка педагога и детей к проведению праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества. Управление педагогическим процессом осуществляется через создание условий.   Реализацию творческого потенциала ребёнка, самостоятельную деятельность, приобретение навыков и умений.   При подготовке к праздникам, привлекая детей к вокально-хоровой работе, следует учитывать желание и тягу каждого участника, его психологический настрой. «Зажатый» ребёнок плохо осваивает материал и ощущает страх, поэтому необходима дополнительная, индивидуальная работа.
В процессе межличностного общения в цепи «педагог - ребёнок» реализуется коммуникативный потенциал ребёнка и формируется его мировоззрение.   Получая информацию от педагога, каждый ребёнок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.
Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.   В начальной стадии работы над произведением педагог использует: словесный, наглядно-слуховой, метод обобщения и метод анализа.   От педагога требуется умение сочетать различные методы и виды работы в зависимости от музыкального опыта детей.
Универсальный план работы с вокалистами
1. Ознакомление с песней, работа над дыханием:
- знакомство с мелодией и словами песни;
- переписывание текста;
- ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни;
- регулирование вдоха и выдоха.
 2. Работа над образованием звука:
- проверка усвоения текста песни;
- работа по закреплению мелодической основы песни;
- постановка корпуса, головы;
- рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);
- атака звука;
- закрепление материала в изучаемой песне.
 3. Работа над чистотой интонирования:
- проверка усвоения песни и мелодии в целом;
- слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам;
- исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
 4. Работа над дикцией:
- музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;
- выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков;
 5. Работа с фонограммой:
- повторение ранее усвоенного материала;
- определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;
- определение темпа, динамических и агогических оттенков;
- исполнение песни с учетом усвоенного материала.
 6. Работа над музыкальной памятью:
- музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;
- запоминание ритмической основы аккомпанемента;
- запоминание динамических и агогических оттенков мелодии;
- запоминание тембров аккомпанемента.
 7. Работа над сценическим имиджем:
- закрепление ранее усвоенного материала;
- воссоздание сценического образа исполнителя песни;
- практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.
 8. Умение работать с микрофоном:
- технические параметры;
- восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование;
- сценический мониторинг;
- малые технические навыки звуковой обработки;
- взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем. 
  
Список литературы
1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания.- М.: 2001.
2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. - М.: 1998.
3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. - М.: 2007.
4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. - М.: 2004
5. Вопросы вокальной педагогики. - М.: 1997
 6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М.: 1998.
 7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. - М.: 1998.
 8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. - М.: 2000.
9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. - С.П.: 1997.
10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. - М.: 2000.
11. Юссон Рауль Певческий голос. - М.: 1998.
Список литературы для обучающихся
 1. Володин Н. Энциклопедия для детей. - М.: 1998
2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. -М.: 1993.
3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. –М.: 1996.
 4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. - Т.: 2003.
 5. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов
6. Старинные и современные романсы.- М.: 2003.
Приложение № 1
Мониторинг усвоения программы
Для определения успешности и эффективности освоения программы три раза в год проводится диагностика (начальная, промежуточная, итоговая) учащихся. В основу оценивания результатов диагностики положена десятибалльная система оценки. Каждое задание оценивается по трехбальной системе, а затем суммируется:
- 8-9 баллов ставится за 90-100 % правильное выполнение заданий (высокий уровень);
- 6-7 баллов ставится за 70-89 % правильное выполнение заданий (повышенный уровень);
- 4-5 баллов ставится за 50-69% правильное выполнение заданий (средний уровень);
- 3-2 баллов ставится за 49 -30% правильное выполнение заданий (низкий уровень);
- 1 и ниже ставится за 29% и меньшее правильное выполнение заданий (недостаточный уровень).
Вопросы для диагностики образовательного уровня учащихся
первый год обучения
Начальная диагностика:
«Ритмическое эхо».
Задание позволяет определить: насколько развито у ребенка чувство ритма.
Педагог задает определенный ритм, ребенок должен его повторить.
3 балла – точное повторение
2 балла – повторение с ошибкой
1 балл - отсутствие ритма
2. «Как тебя зовут?»
Задание позволяет определить: насколько развит у ребенка музыкальный слух.
3 балла – точное повторение мелодии
2 балла – повторение мелодии с ошибкой
1 балл - полное не воспроизведение мелодии
3. Исполнение любимой песни.
Задание позволяет определить музыкальную память, чистоту интонации, артистичность исполнения.
3 балла – точное воспроизведение музыкального материала и артистичность в
исполнении
2 балла – точное воспроизведение музыкального материала с отсутствием эмоций
1 балл – неправильное воспроизведение музыкального материала
Промежуточная диагностика:
Назови жанры народного творчества.
3 балла – название более 4 жанров
2 балла – название 3 жанров
1 балл – название 1 жанра
Назови малые формы детского фольклора.
3 балла – более 3 форм
2 балла – 2 формы
1 балл – 1 форма
3. Ответить на вопрос: для чего нужна музыка?
3 балла – ребенок активный и эмоциональный в беседе
2 балла – ребенок затрудняется отвечать на некоторые вопросы
1 балл - ребенок пассивный, не отвечает на вопросы
Итоговая диагностика:
Движения на сцене.
3 балла – ребенок чувствует ритм и эмоциональный
2 балла – ребенок затрудняется выполнить движения
1 балл - ребенок пассивный
Понятие унисон.
3 балла – ребенок дает правильный, расширенный ответ
2 балла – ребенок дает неполный ответ
1 балл - ребенок затрудняется ответить
Правильное дыхание.
3 балла – ребенок дает правильный, расширенный ответ
2 балла – ребенок дает неполный ответ
1 балл - ребенок затрудняется ответить
Вопросы для диагностики образовательного уровня учащихся
второй год обучения
Начальная диагностика:
«Ритмическая угадай-ка».
Задание позволяет определить:
насколько развито у ребенка чувство ритма.
Педагог задает начальный ритм знакомой песни, ребенок должен его повторить и постараться узнать песню.
3 балла – точное повторение и узнавание песни
2 балла – повторение с ошибкой
1 балл - не воспроизведение ритма
2. «В лесу».
Задание позволяет определить: насколько развился у ребенка музыкальный слух.
3 балла – точное повторение мелодии с соблюдением Stocatto, Legato
2 балла – повторение мелодии с ошибками
1 балл - полное не воспроизведение мелодии
3. Исполнение любимой песни.
Задание позволяет определить каков уровень развития музыкальной памяти, чистоты интонации, артистичности исполнения.
3 балла – точное воспроизведение музыкального материала и артистичность в
исполнении
2 балла – точное воспроизведение музыкального материала с отсутствием эмоций
1 балл – неправильное воспроизведение музыкального материала.
Промежуточная диагностика:
Беседа о музыке.
Беседа позволяет определить уровень знаний ребенка в области музыкального искусства, коммуникабельность, умение грамотно излагать свою мысль.
3 балла – ребенок активный и эмоциональный в беседе
2 балла – ребенок затрудняется отвечать на некоторые вопросы
1 балл - ребенок пассивный, не отвечает на вопросы
Движения на сцене.
3 балла – ребенок чувствует ритм и эмоциональный
2 балла – ребенок затрудняется выполнить движения
1 балл - ребенок пассивный
3. Исполнение любимой песни.
Задание позволяет определить музыкальную память, чистоту интонации, артистичность исполнения.
3 балла – точное воспроизведение музыкального материала и артистичность в
исполнении
2 балла – точное воспроизведение музыкального материала с отсутствием эмоций
1 балл – неправильное воспроизведение музыкального материала
Итоговая диагностика:
Движения на сцене.
3 балла – ребенок чувствует ритм и эмоциональный
2 балла – ребенок затрудняется выполнить движения
балл - ребенок пассивный
Понятие динамика.
3 балла – ребенок дает правильный, расширенный ответ
2 балла – ребенок дает неполный ответ
балл - ребенок затрудняется ответить
Правильное дыхание.
3 балла – ребенок дает правильный, расширенный ответ
2 балла – ребенок дает неполный ответ
1 балл - ребенок затрудняется ответить
Вопросы для диагностики образовательного уровня учащихся
третий год обучения
Начальная диагностика:
Беседа о музыке.
Беседа позволяет определить уровень знаний ребенка в области музыкального искусства, коммуникабельность, умение грамотно излагать свою мысль.
3 балла – ребенок активный и эмоциональный в беседе
2 балла – ребенок затрудняется отвечать на некоторые вопросы
1 балл - ребенок пассивный, не отвечает на вопросы
Движения на сцене.
3 балла – ребенок чувствует ритм и эмоциональный
2 балла – ребенок затрудняется выполнить движения
1 балл - ребенок пассивный
3. Исполнение любимой песни.
Задание позволяет определить музыкальную память, чистоту интонации, артистичность исполнения.
3 балла – точное воспроизведение музыкального материала и артистичность в
исполнении
2 балла – точное воспроизведение музыкального материала с отсутствием эмоций
1 балл – неправильное воспроизведение музыкального материала
Промежуточная диагностика:
Правильное положение тела во время пения в положении стоя
3 балла – ребенок выполняет правильно задание
2 балла – ребенок выполняет не более точно задание
1 балл - ребенок затрудняется выполнить задание
Строение голосового аппарата.
3 балла – ребенок дает правильный, расширенный ответ
2 балла – ребенок дает неполный ответ
1 балл - ребенок затрудняется ответить
Как правильно брать вдох перед началом пения?
3 балла – ребенок дает правильный, расширенный ответ
2 балла – ребенок дает неполный ответ
1 балл - ребенок затрудняется ответить
Итоговая диагностика:
1. «Веселый аккорд»
Исполнить знакомую мелодию или песню с элементами двухголосья.
3 балла – уверенное исполнение мелодии с элементами двухголосья
2 балла – исполнение с небольшими ошибками
1 балл – обучающийся не может исполнить мелодию или песню с элементами двухголосья
2. Исполнение песни
Задание позволяет определить уровень исполнения обучающимся любимой песни
3 балла – выразительное исполнение песни с грамотным соблюдением цезур
2 балла – исполнение песни либо не выразительное, либо без соблюдения цезур
1 балл – отсутствие выразительного и грамотного исполнения песни
3. Беседа о музыке
Беседа позволяет определить уровень знаний обучающихся в области терминологии, нотной грамоты, музыкального искусства родного края.
3 балла – отвечает уверенно на вопросы, приводит примеры
2 балла - отвечает без эмоций и примеров
1 балл - затрудняется в ответах
Приложение №2
Примерный репертуарный план объединения «Звездопад» (студия эстрадного вокала)
  «Колечко» народная песня
  «Тонкая рябина» народная песня
  «У церкви стояла карета» народная песня
  «Ах, мамочка» муз. А. Флярковский, сл. Л. Дербенёв
  «А напоследок я скажу» муз. А. Петров, сл. Б. Ахмадулина
  «Чёрное и белое» муз. Э. Колмановский, сл. М. Танич
  «Как прекрасен этот мир» муз. Д. Тухманов, сл. В. Харитонов
  «Нам нужен мир» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной
  «Праздник детства» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной
«Надо верить молодым» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной
«Топ по паркету» муз. А Варламова, сл. Р. Паниной
«Время», муз. А. Варламова, сл. Е Сырцовой
«Мечта» муз. А Варламова, сл. О. Сазоновой
«Мы станичный запомним вечера» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной
«Мотылёк» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
«Васильковая страна» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник
«Лети, лето» муз.и сл. Н. Осошник
«Мы желаем счастья вам» муз.и сл. С. Намина
«Вместе песню запоём»
 «Подари улыбку миру» муз. А. Варламова, О. Сазоновой
«Вальс Победы» муз. А. Варламова, Р. Паниной
«Праздник детства» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
«Лягушачий джаз» муз. А. Варламова, сл. В. Кузьминой
 «Звёзды молчат» муз.и сл. Д. Никольский
 «Планета детства» муз.и сл. В. Цветков
«Добрые дела» муз. М. Разумов, сл. А. Фоломьева
«Вороны» муз.муз. и сл. И. Орехов
 «Снова вместе» муз.и сл. В. Цветков
 «Письма» муз.и сл. К. Попов
 «Господа офицеры» муз.и сл. О. Газманов
Приложение № 3
Дыхательные и артикуляционные упражнения  на занятиях в вокальной студии.
Дыхательные и артикуляционные упражнения имеют большую практическую ценность. Задачей образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся является забота о здоровье детей и профилактика заболеваний.   Проблемы сохранения здоровья детей стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.    По словам профессора Н. К. Смирнова,«здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».                                                                                                  Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой является одной из наиболее популярных методик оздоровления организма. Её особенностью и важным преимуществом является использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы - диафрагмы. В гимнастике используются динамические дыхательные упражнения, сопровождающиеся движениями рук, туловища и ног. Они всегда соответствуют определенным фазам дыхания, становясь условным раздражителем, который вызывает соответствующие изменения в характере дыхания.            
При условии регулярного и правильного выполнения освоенных на занятиях дыхательных упражнений, студийцы меньше болеют, снижается количество пропусков  из-за ОРЗ (ОРВИ).
Артикуляционные упражнения являются важной частью занятий в вокальной студии. Современные ИКТ-технологии позволяют сделать такие разминки более наглядными (использовать мультимедийные презентации).
Упражнения для артикуляционного аппарата проводятся перед зеркалом, т.е. дети должны иметь зеркало с собой на уроке (занятии), что обеспечит их правильное выполнение.
Артикуляционная разминка перед зеркалом.
1. Рассмотрим анатомию своего рта. Взгляните в зеркало. Лицо спокойное. Обратите внимание на естественную форму губ. Теперь попробуйте их активизировать: пошлепать губами, собрать их в трубочку, поднять верхнюю губу, открыть верхние зубы. Откройте рот. Посмотрите, какая у него красивая форма, как спокойно в нижней челюсти лежит язык. У корня языка рассмотрите свод, маленький язычок, попробуйте его подобрать, освободив глотку. Попробуйте зевнуть, почувствовать мягкое небо, ведь от верхних зубов идет твердое небо, а затем мягкое, подвижное небо и маленький язычок.
2. Для активизации языка. Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.
3. Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. (В этом вам поможет воображение). Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе "высокое небо" и объемный рот. Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.
4. "Внутренним взглядом" осмотрите полость рта, естественное положение языка, который спокойно лежит в нижней челюсти, его кончик касается внутренней поверхности нижних зубов у самого их корня. Наверху - "высокое небо". Корень языка спокоен, опущен, поэтому гортань спокойная, свободная. "Послушайте" и запомните эти ощущения.
5. Чтобы освободить язык и гортань выполните такое задание: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как "выброс" воздуха со звуком "ФУ" (щеки "опадают").         А чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г.
6. Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щеки, сбросьте воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. Энергично произнесите: П-Б, П-Б, П-Б.
7. Это упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость.
8. Челюсти не должны быть зажаты. Постучите мелко, дробно передними зубами, как в ознобе. Чтобы случайно не возникли новые зажатия, пока вы старательно выполняете эти разные действия, контролируйте себя с помощью зеркала. Ваше лицо (лоб, брови, глаза) должно быть спокойно, без гримас страдания, напряжения и старания.
9. Возьмите любое стихотворение. Прочитайте его для себя перед зеркалом. Проследите за своим лицом, ртом, глазами во время чтения. Послушайте звучание своего голоса. Критерий оценки - эстетическое восприятие, естественность, гармония во всех проявлениях, комфортность физического и психологического состояния.
Очень часто для начинающих работа перед зеркалом - это настоящее испытание, так как интуитивно у многих есть осознание своей неподготовленности, возможно даже неполноценности. Очень важно справиться с этим комплексом. Перед разучиванием музыкального произведения обязательно нужно несколько раз прочитать словесный текст, лучше перед зеркалом. Существует правило: перед произнесением любой фразы, звука обязательно берите дыхание и направляйте его к корням верхних зубов, в твердое небо. С того момента, как вы занялись постановкой голоса, все звуки должны быть на дыхании и в позиции, причем это условие для всей жизни, даже для бытовой речи.
Приложение № 4
Упражнения для развития певческого дыхания
1. Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить как опали ребра.
2. Сначала проведите языком около корней верхних передних зубов. От зубов назад идет твердое небо. Ощутите эту зону: корни передних резцов, твердое небо. А теперь на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом (1, 2, 3, 4...), стараясь при этом почувст-вовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком. В эту зону мы направляем поток выдоха и там звучит наше слово, причем ваше воображение должно помочь. Представьте себе, что твердое небо очень "высокое", куполом, как крыша зонта или парашюта. Такая речь на контролируемом выдохе (и вдохе) и называется поставленной. Следите, как по мере расходования воздуха, плавно, а не толчками опускаются ребра, это плавно выходит воздух из легких, расходуясь на произношение звуков, слов.
Великий педагог М. Гарсиа говорил, что грудь не имеет другого назначения, как питать голос воздухом, а не толкать и не выпихивать его. Все дыхательные упражнения этого раздела "букваря" очень простые, даже примитивные. Вспомните, как робко маленькие дети делают первые в жизни шаги, отрываясь от пола, по которому они так ловко ползали. И сколько надо терпения и времени, чтобы научить их ходить. В нашей ситуации происходит нечто подобное. Мы много говорили и пели, не задумываясь над механизмом происходящего. Пришло время разрабатывать, тренировать определенные мышцы для постановки профессионального дыхания, голоса. Та группа мышц, которая раздвигает ребра, когда воздух входит при вдохе в легкие, совсем не тренированна, и мы "совершаем первые шаги". Очень часто бывает, что человек не находит никаких новых ощущений в этих упражнениях. Это говорит о том, что его природа уже скоординирована и эти мышцы наработаны. Можно идти дальше, не задерживаясь на этом этапе. Иногда природа дает людям и поставленное дыхание, и поставленный голос, хотя такие случаи бывают крайне редко. Если ощущения во время упражнений новые, то не пренебрегайте их простотой, они заложат фундамент нашего "строящегося здания": певческого дыхания.
Я прошу вас для контроля над дыханием во время упражнений, да и потом при пении, держать ладони рук на нижних ребрах. Обратите внимание, что при правильном вдохе нижние ребра раздвигаются не только с боков, но и в спине. Я считаю, что именно такое раздвижение ребер - показатель полноценного реберного дыхания.
3. Очень глубоко резко и быстро возьмите дыхание через нос (в нижние ребра). Следите, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохните через рот. Чем замечательно это упражнение? Оно очень активизирует дыхательный аппарат. Вы дышите очень активно, сознательно контролируемо. Педагог Луканин рекомендует его для установления правильного состояния гортани и языка. Это хороший массаж связок активной воздушной струей. Когда вы идете на занятия, сделайте это упражнение несколько раз еще за дверью класса, тогда в класс вы войдете в полной "боевой готовности", так как это упражнение не только активизирует аппарат, но и собирает внимание ко всей системе голосообразования.
4. Активно (через рот) берете дыхание, а на выдохе говорите слог да-да-да... Говорите, "ощущая" корни передних зубов, "щелочку" между двумя передними зубами, через которую "идет ниточка звука". Язык дробно ударяет по твердому небу около корней верхних резцов. Нижняя челюсть свободная, но "не падает". Подключите воображение: ваше твердое небо, по которому ударяет язык, очень высокое, как купол храма, поэтому звук "А" (в слоге "да") получается объемный, красивый, как голос человека, говорящего в храме. Следите, чтобы дыхание было плавное, без толчков.
5. Удобно лечь на спину, положить одну руку на ребра, другую на живот. Взять глубокое дыхание. Руки ощутят как раздвинутся ребра (наполнились воздухом легкие), выпятился живот (легкие толкнули диафрагму, а она надавила на живот). На выдохе считать: 1, 2, 3, 4... Счет свободный, неторопливый, гласные протяжные. "Выжимать" воздух до конца не надо. Считать плавно, ритмично. Звук круглый, красивый. Главное в этом упражнении - дыхание: полный вдох и плавный длительный выдох. Ощущение звуков, как описано в упражнении 4.
6. Немного усложняем упражнение. Все так же, как в упр. №5. Лежачее положение, контроль вдоха и выдоха, круглый, протяжный звук счета. Счет вести двузначными цифрами: 21, 22, 23... Главное не продолжительность счета, а качество вдоха и плавность выдоха.
7. Взять ртом глубокое дыхание, а выдох - через нос очень активно и со стоном, чтобы резко и быстро "опал" объем воздуха в груди. Этот "стон" при выдохе можно сравнить по звуку с вздохом крупного животного в хлеву (корова, лошадь). Не мычание, а "вздохстон". Или представьте себе, что грудь - это бочка, в которой резонирует ваш стон. Звук "стона" упирайте в верхние зубы, при этом на губах должно появиться ощущение щекотания (вибрация), а глотка большая, свободная. Почему такое странное сравнение с коровой? Потому что у нее большие бока, мощный вздох. У природы, у животных мы должны учиться свободе и естественности, которую человек почти утратил. В этом упражнении тесситура вашего стона-голоса должна быть удобной для вас, где-то на нижнем регистре.
8. Вдох глубокий ртом. На выдохе, на удобной тесситуре протянуть, промычать звук "М". Губы слегка сомкнуты, не сжаты. Руки следят за дыханием. Звук должен отозваться в груди, в голове, "заполнить вас" своим объемом. Горло широкое, соединяет два резонатора: голову и грудь. Звук протяжный. Затем замените звук "М" на "Н", "В", "З". Требования и условия такие же, как на звуке "М".
9. Все как в упр. № 8, только к согласной присоединить гласную: "МАА...", "ВАА...". Проследить, чтобы форма звука не менялась, чтобы дыхание не рвалось.
10. Усложняем упр. № 9. Произносим 2 слога, на втором делаем ударение, гласную второго слога потянуть, послушать: "МА-МА". Все время проверять правильность ощущений, контролировать дыхание. Слушайте свое объемное звучание, которое "наполняет" пространство вашего тела от твердого неба (головы), до нижних ребер, проходя через широкое, раскрытое горло. (Как через горло кувшина льется вода). Тесситура удобная. Слога произносить не торопясь. Между слогами пауз не делать. Дыхание брать, когда оно заканчивается. Следите, чтобы смена слога, смена гласной не меняла краски звука, его объема и силы.
МА-МА НА-НА ВА-ВА ЗА-ЗА
МА-МО НА-НО ВА-ВО ЗА-ЗО
МА-МИ НА-НУ ВА-ВУ ЗА-ЗУ
МА-МУ НА-НИ ВА-ВИ ЗА-ЗИ
МА-МЭ НА-НЭ ВА-ВЭ ЗА-ЗЭ
Это упражнение развивает продолжительность дыхания, оно дает "услышать то усилие", которое необходимо сделать, чтобы различные гласные звучали в одной форме, ровно. Упражнение помогает ощутить верхний и нижний упор звука, его потолок, купол - голову, его фундамент - грудь, диафрагму.
11. Надо задуть воображаемую свечу. Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте "дуть на свечу". Обратите внимание, как природа замечательно координирует ваши действия: воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках.
Это упражнение дает очень хорошее представление о дыхательном процессе в пении, координации всех процессов. Выполняйте его чаще, делайте не торопясь, внимательно, не зажимаясь. Иногда его можно сделать среди пения, чтобы проверить правильность своих ощущений.
Еще один важный момент. Когда вы начинаете "дуть на свечу", то обратите внимание на то, что между вдохом и моментом выдоха (самого дутия) происходит секундная задержка - перестройка с вдоха на выдох. Задержка, но не остановка и не зажатие! Эта крошечная пауза очень важна. Главное, чтобы эта пауза оставалась такой же мгновенной и естественной, так же четко переключала ваш вдох на выдох и в пении.
А теперь обратите внимание на ваши губы. Посмотрите в зеркало. Вы дуете на свечу, ваши губы активизировались ровно на столько, чтобы пропустить и направить поток воздуха (особенно верхняя губа) и совершить действие: задуть свечу. Лицо при этом усилии не уродуется гримасами, не теряет естественности, губы активные, но не зажаты. Главное - естественность и гармоничность, никаких лишних усилий, зажатий. Зеркало в этом большой помощник. Как важно сохранить в пении эту природную координацию стольких мелких процессов, не потерять ничего, но вынести это на уровень сознания, сознательного и контролируемого действия.
Чтобы достигнуть совершенства и свободы в дыхании, почаще возвращайтесь к этому простому упражнению. Говорят, что "искусство пения - это искусство выдоха", мы должны постепенно им овладевать.
Все эти простые упражнения развивают грудное (реберное) дыхание, дают первые представления о певческой позиции, резонаторах. Навыки, полученные в этих упражнениях, закрепляются простыми вокальными упражнениями, вернее переносятся в вокальные упражнения. Когда вы добьетесь стабильности в ощущениях реберного дыхания, тогда только можно будет говорить о диафрагмальном дыхании и его практике. Торопиться здесь не стоит, так как преждевременное смещение внимания на диафрагму приведет только к зажатиям, заставит начинающего "дергать" мышцами живота, "тужиться", что не ускорит процесс обучения, да и от новых зажатий.