Конспект занятия объединения «Cтудия эстрадного вокала» по теме: «Певческая установка. Дыхание».



Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»


Конспект занятия
Тема: «Певческая установка. Дыхание.»

Объединение
«Эстрадного вокала»
1 группа, 1 год обучения.






составила:
педагог дополнительного образования
Волкова Ксения Николаевна






г. Среднеуральск. 2016

Тема урока: Певческая установка. Дыхание.
Форма проведения: коллективная
Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.
Цель урока: формирование у обучающихся основных певческих навыков .
Задачи:
Образовательные:
-формирование у обучающихся основных певческих навыков.
К ним мы можем отнести:
- певческую установку;
- певческое дыхание и опору звука;
- точное интонирование;
- ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;
- дикционные: артикуляционные и навыки.
Развивающие:
- продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;
- продолжение развития музыкального слуха;
- развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять.
Воспитательные:
- воспитание организованности;
- внимания, естественности в момент коллективного музицирования.
Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);
Методические приёмы:
- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
- применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;
- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
- представление «в уме» первого звука уже на дыхании;
- юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Психологические условия на уроке:
- создание здоровьесберегающей среды в коллективе
- психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;
- личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
- учёт индивидуальных особенностей;
Оборудование: фортепиано, стулья, флеш карта с фонограммой.





План занятия:
I.Организационный этап.
Приветствие, психологический настрой учащихся 5 минут
Вступительная часть
Сообщение темы урока и его задач
II. Основная часть.
Дыхательная разминка 5 минут
Вокальные упражнения 5
минут
Работа над произведением 17 минут
III. Заключительная часть
Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока) 2 минуты
Домашнее задание 1
минута















Пояснительная записка к конспекту урока
Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.
Работать надо постепенно, без торопливости.
Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).
Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.
Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.
Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.
Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.
Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения вокальных упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a cappella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.









ХОД УРОКА
I Организационный момент.
Приветствие учащихся подготовка к дыхательной гимнастике и распевкам.
Постановка цели и задач урока.
Сегодня мы с вами продолжим работать над песнями “Россия” и . Исполнять эти произведениЕ помогут наши знания и умения. Что мы с вами должны сделать в первую очередь?
Предполагаемый ответ – распеться.
Наша задача продолжить формирование основных певческих навыков, поэтому внимательно слушаем педагога, друг друга, так как мы поем в ансамбле.
Приступим к первому этапу –
II Дыхательная гимнастика. (Выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А.Н. Стрельниковой.)
- Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине. Упражнения- ладошки, погончики, кошка и насос.
Разогрев голосового аппарата:
-счет на крещендо от 1 до 10;
- счет от 1 до 15,
- буква Э
- «бррр» исполнение в трёх регистрах.(имитация езды на авто).


Артикуляционная гимнастика.
Стихотворение- «Дом, который построил Джек».
Распевание:
— на двух звуках (пение с закрытым ртом); - выравнивание тембра.
— на трех звуках-(«аяяяяй»,«оёёёёй»,«аеееей»); - развитие одинакового звукообразования.
- на 5 звуках- «аяяяяяй», «оёёёёёй», «аееееей».
До ре ми фа соль фа ми ре до до соль до— пять звуков поступенно вверх и вниз; активизировать артикуляционный аппарат, сформировать положение «зевка», развитие умения петь легато (связно) и стаккато (отрывисто). -контраст нюансов (форте и пиано).
Пение гаммы до-мажор ;- развитие длины дыхания, чёткой дикции. Развитие гибкости и подвижности голоса. Следить, чтобы верхний звук, с которого, интонировался чисто, сверху, «без подъезда».
Цель всех упражнений – подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально – хоровые навыки. Каждое упражнение имеет свою, конкретную задачу, которую дети должны понять.
песня «Россия».
- беседа о характере, настроении песни;
- прохлопывание ритма куплета
- работа над унисоном, четкой дикцией, длиной дыхания;
- проговаривание текста,
- отработка округлого звука;
Ваша задача, ребята не только исполнение песни, вы должны применять певческие навыки:
— исполнение фраз на одном дыхании;
— пение на хорошей опоре, активно, но не крикливо;
— соединение фраз в предложения;
— брать звук «без подъезда» к нему, а сразу, «сверху».
—не выделяться из ансамбля.
— исполнить от начала до конца как на концерте: собранно и осмысленно (стоя, корпус подтянут).
III Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока):
Сегодня мы с вами поработали над песней «Россия» . Какой она у нас получилась? (Дети отвечают.)
Как их нужно исполнять?
Ответы:- петь их нужно очень дружно, четко выговаривая слова, чисто интонировать, прислушиваться к громкости своего голоса, контролировать свое пение.
Задание на дом:
Выучить текст песни. Работать над артикуляцией с помощью стихотворения «Дом, который построил Джек».