ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ
ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА В МБОУ ДОД ЦЭВДМ Г.О. САМАРА»
ИТОГОВАЯ РАБОТА
по программе курсов повышения квалификации
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
(Инвариантный блок, 72 часа)
Слушатель ________________ Ю.Э.Апряткина(подпись, дата)
Руководитель ________________ С.В.Апасова(подпись, дата)
Самара 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1.Ведущие методики обучения вокалу 4
2.Современные образовательные технологии 5
3. Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) 9
4. Материально-техническое обеспечение для учебного процесса 12
Заключение 13
Список использованных источников 14
Введение.
Понятие «Современные образовательные технологии» (СОТ) – основополагающие модели организации работы с детьми педагогами любого профиля в области основного или дополнительного образования.  
«Технология» от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.
Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога.
Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. На уроках эстрадного вокала каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения. Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах.
1. Ведущие методики обучения вокалу.
В процессе изучения эстрадного вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Именно для этого, ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние.
В основу деятельности для организации творческого процесса воспитания вокалистов положены в первую очередь, практические рекомендации уникального метода обучения вокалу Натальи Княжинской.
Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат  для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.
А так же включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;
Классические методики, которые используются при реализации программы,  позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый учащийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
2. Современные образовательные технологии.
Соединение традиционных и современных образовательных технологий форм работы:
Личностно - ориентированный подход
Здоровьесберегающие технологии
Игровые технологии
Импровизация
Портфолио
Информационно – коммуникационные технологии  (ИКТ)
Личностно - ориентированный подход.
Принятие ребёнка как данность;
Создание гуманистических взаимоотношений в коллективе;
Оценивание роста конкретной личности;
Оценивание успеха ученика как успеха учителя;
Принятие родины как предмета культурного творчества. (Родина - это мы сами в наших особенных дарах и талантах).
Здоровьесберегающие технологии.
разогревание, настройка и сбережение голосового аппарата вокалистов;
развитие вокальных навыков, достижения качественного и красивого
звучания в произведениях.
Подготовка к работе – создание эмоционального настроя, и введение аппарата в работу с постепенной нагрузкой (звуковой динамический диапазон, тембр и фонация на одном звуке).
Прежде чем начинать занятия пением, необходимо снять внутреннее напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность. Для этого существуют специальные разминки.
Снятия напряжения с внутренних и внешних мышц
Подготовка дыхательной системы
Упражнения для ощущения интонации
Скороговорки
Пример: для смачивания и размягчения голосовых связок:
Счет на четыре:
«Шпага» - укалывание кончиком языка каждой щеки;
 Пожевывание языка (копим слюну, и проглатываем);
«Бежит лошадка» - поцокивание язычком; 
«Сосем соску» - вытягиваем губы;
упражнение «дразнящаяся обезьянка» ( широко открытый рот, язык максимально   тянут вперед вниз к подбородку с одновременным активным шипящим выдохом).

Пример: для подготовки дыхательной системы:
Счет на четыре:
«Надуваем шарик», медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, сдувается на звук С-с-с-с- ладошки соединяем;
«Взлетает самолет» на звук Ж - ж - ж - ж, при этом усиливаем или ослабеваем звучание;
«Змея или шум леса» на звук Ш - ш - ш - ш, также усиливая и ослабевая звучание; 
«Стрекочет цикада» на звук Ц - ц - ц - ц, также усиливая и ослабевая звучание;
«Заводим мотоцикл» - Р - р - р, «едем на мотоцикле», как бы удаляясь и приближаясь.
Пример: для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц: 
счет на четыре: вдох - голова назад, задержка – голова прямо,    выдох – голова вниз; 
счет на четыре: поворот головы в стороны; 
счет на четыре: «Узбекские» повороты головы (движение шеи вправо- влево в одной плоскости), без наклона головы; ) счет на четыре: плавный поворот от плеча к плечу, слева направо и обратно. (1-й вариант - глаза смотрят в пол; 2-й вариант - глаза смотрят в потолок); счет на четыре: положить голову на плечи.
Игровые технологии.
Начиная с дошкольного возраста игра, является потребностью и основным видом деятельности. В последующие годы она продолжает оставаться одним из главных условий развития интеллекта школьника.
Игра должна помогать наполнять знания, быть средством музыкального развития ребенка. Игровая форма организации уроков, значительно повышает творческую активность ребенка. Игра расширяет кругозор, развивает познавательную деятельность, формирует отдельные умения и навыки, необходимые в практической деятельности.
В играх ученик может представить себя кем угодно. Например, игровой проект «От маленькой певицы до народной артистки» позволил воспитанникам ярче передать образ взрослого творца, к которому стремятся дети.
Импровизация
Голос, как музыкальный инструмент. Дети - «Композиторы» - сочиняют вокальную партию (песню).
Музыкальные ударные инструменты (треугольник, ложки, маракасы, барабан, трещотки). Дети - «Композиторы» - сочиняют музыкальное сопровождение к вокальной партии.
Портфолио
«Портфолио» помогает воспитанникам учитывать индивидуальные достижения.
В папку учащиеся вкладывают свои творческие и письменные работы; индивидуальные и групповые проектные работы; грамоты, награды и другие формы признания достижений учащегося, листы оценки и самооценки.
Весь собранный материал стимулирует воспитанников  повышать учебную мотивацию школьников и их самооценку, проявлять активность и самостоятельность учащихся, развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности,  мотивировать себя на дальнейший творческий рост, максимальное раскрывать индивидуальные творческие возможности.
3. Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ).
Аудио или видеозапись.
Такие технические средства обучения как магнитофон, компьютер очень хорошо помогают современным педагогам. С их помощью педагог и ученик могут прослушать или просмотреть запись урока несколько раз. При этом оценку услышанному дает не только педагог, а в первую очередь ученик, получивший возможность услышать свой голос со стороны и оценить его.
Такое прослушивание или просмотр с комментариями педагога позволяет ученику дать правильную оценку качеству звучания своего голоса, развивает способность к самооценке и самоконтролю. - это неотъемлемая часть работы над ошибками, совершенствование исполнительского и вокального мастерства.
Прослушивание и просмотр записей знаменитых исполнителей вокальной музыки способствует накоплению музыкального опыта, помогает выбрать ориентир при формировании вокального эталона.
Однако с помощью компьютера можно не только визуализировать или озвучивать учебный материал. С его помощью можно создать собственную музыкальную композицию, аранжировать ее, произвести транспонирование, нотный набор текста и т.д. На сегодняшний день существует много компьютерных программ для музыкантов:
программы для набора нотного текста Sibelius, Finale;
программы для работы с аудиозаписями Cubase 5 и Sony Sound Forge.
Использование фонограмм (-) и (+).
На сегодняшний день в музыкальной педагогической практике актуально использование фонограмм. Они с успехом применяются на учебных занятиях, на концертах и конкурсах.
Во-первых, это очень удобно: мы не зависим не от наличия инструмента в аудитории, не от концертмейстера. А магнитофон или музыкальный центр есть в каждом музыкальном классе. Во-вторых, как дети, очень любят петь под фонограмму, поэтому, мы мотивируем их интерес к обучению вокала.
Для записи фонограмм можно использовать компьютерные программы - секвенсоры: Cubace VST, виртуальные синтезаторы: Reaktor, Giga studio, звуковые редакторы: Sound Forge, WaveLab, Cool Edit Pro. Запись компакт-дисков производится с помощью программ: Nero Burning ROM, а также на флеш-носители.

Использование ресурсов интернета.
Привнесение в учебный процесс аудио, видеоматериалов тем самым обогащает процесс обучения и развития детей.
Для плодотворной самостоятельной деятельности учеников привлекаются возможности интернета. Это используется для сбора, анализа информации учащимися, знакомства с видео и аудио материалами и др. Данная работа организуется и контролируется педагогом (даются ссылки на конкретные, изученные сайты).
Это расширяет возможности обучения и развития детей, создает эффект вовлечения в современные мировые процессы и таким образом стимулирует интерес учащихся к процессу обучения, понимание важности и необходимости собственной образованности.
Это электронные образовательные ресурсы нового поколения, ориентированные на инновационное развитие российского образования.
Создание на уроках и дома детских электронных презентации и клипов на выбранный репертуар http://viki.rdf.ru/.
Использование музыкальных ресурсов Интернета: сайты известных исполнителей, нотный архив:
-архив классической музыки http://classic-online.ru
-музыкальный архив музыки всех жанров в формате mp3- http://www.mp3.com
- крупнейший нотный архив http://notes.tarakanov.net
-архив фонограмм-минусов http://minusovki.mptri.net, http://x-minus.org
Кроме этого на занятиях эстрадного вокала используются синтезатор, микрофоны шнуровые и радио, микшерный пульт, аудиоколонки, музыкальный центр или компьютер.
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся.
4. Материально-техническое обеспечение для учебного процесса на уроке эстрадного вокала.
1. Наличие специального кабинета (кабинет вокала).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Фортепиано, синтезатор (по возможности)
4. Музыкальный центр или магнитофон, ноутбук с выходом в интернет, диктофон.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Аудиоаппаратура - микрофоны: шнуровые и радио, микшерный пульт, аудио - колонки.
7. Зеркало.
8. Нотный материал, подборка репертуара.
9. Аудио- и видеозаписи выступлений, концертов.
Заключение.
Урок вокала – это урок искусства, урок творчества.
Воспитание эмоциональной культуры ребёнка
Расширение кругозора обучающегося в области искусства
Развитие музыкальных и творческих способностей как предпосылки для самоутверждения личности
Привитие устойчивого слушательского внимания, как путь к становлению художественного вкуса
Формирование исполнительской культуры, как самовыражение его впечатлений и переживаний в пении, музыкально ритмической деятельности.
Современные образовательные технологии обогащают учебный процесс, делают его более интересным и доступным, насколько возможно помогают сохранить здоровье детей, помогают чувствовать ребенка успешным, прививает чувство коллективизма, что утрачено последнее время, повышают результативность учебы.
Применение СОТ актуально, педагогически целесообразно и необходимо: эффективность современных образовательных технологий способствует повышению результата в решении педагогических задач.
Применение ИКТ на занятиях вокала развивает у учащегося критическое мышление, заставляет его думать и анализировать, способствует закреплению вокально-технических и художественно-исполнительских навыков, мотивирует изучение предмета, делает его более интересным и творческим.

Список использованных источников
Литература:
«Об учебно-методическом комплекте «Школа России». Начальная школа,№4,2009,С - 6.
Асмолов А.Г. и др. Как проектировать учебные действия в начальной школе. Издательство «Просвещение»,2008, С149.
Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл, 2007.
Аспекты модернизации российской школы: научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. – М.: ГУ ВШЭ, 2001.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»// Вестник образования. Специальный номер. 1 полугодие, 2009. С – 6-21
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. – М.: Аcademia, 2000.
Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. -120 с.
Поташник М.М., Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.
Примерные программы начального общего образования в 2 частях. Часть 1. Редактор И.А. Сафронова, Издательство «Просвещение»,2008, С315.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования, 2009г.
Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М.–Томск, 1997.
Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. пособие. – М.: Просвещение, 2006. – 207 с.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2007г.
Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе http://www.twirpx.com/file/361717/Педагогические технологии, автор-составитель Сальникова Т.П., М., Творческий центр "Сфера", 2005 г.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816с.
Шацкая, В.Н. Эстетическое воспитание в начальной школе [Текст] / В.Н. Шацкая // Сохраним то, что есть в детях: С.Т. Шацкий и В.Н. Шацкая / Сост., предисловие М.Б. Зацепиной. — М.: Карапуз, 2011. — С. 263—276.
http://www.dissercat.com/content/formirovanie-esteticheskogo-ideala-v-protsesse-vokalnoi-raboty-s-podrostkamiЯшнова О.А. Успешность младшего школьника / О.А.Яшнова. – М.:Академический проект,2008.- 79с.
Интернет-ресурсы
Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://fgos.isiorao.ru/
Основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: интернет-конференция [Электронный ресурс]. URL: http://omskedu.ru/conferens/ФГОС второго поколения // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества [Электронный ресурс]. URL: http://www.openclass.ru/blogs/61808
Каков уровень готовности педагогов к реализации ФГОС? // Общественно-государственная экспертиза учебников [Электронный ресурс]. URL: http://www.fsu-expert.ru/node/2235
Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru