Опыт работы Информационно — коммуникативные технологии на уроках истории, краеведения, во внеурочное время


Направление СОТ: информационно –
коммуникативные технологии
Аналитическое обоснование выбора СОТ
Информационно – коммуникативные технологии открыли возможности отказаться от рутинных видов деятельности преподавания истории, освободили от изложения значительной части учебного материала.
Главным стержнем информационной технологии в изучении истории является наличие и использование в учебном процессе компьютера с целью повышения эффективности и качества изучения исторических дисциплин.
ИКТ помогают учащимся лучше усвоить и систематизировать объёмную историческую информацию. ИКТ содействуют становлению ярких представлений об историческом прошлом, повышают мотивацию, снимают эмоциональное напряжение, формируют личность информационного общества.
Актуальность применения СОТ
Главная цель при использовании ИКТ- это преодоление сложности изучения материала путём опоры на активизацию формирования умений и навыков, развитие исторического мышления и воображения.
На уроках истории с применением ИКТ расширяются горизонты знаний по предмету, активизируются механизмы произвольного и непроизвольного запоминания. Работа на уроках показала, что учащиеся мотивированы к выполнению самостоятельной работы: выписывают ключевые тезисы, даты в свою тетрадь, используют их при подготовке к урокам.
Опыт применения СОТ
На уроках истории в 8 – 11 классах широко используется методика применения информационных технологий, в частности фрагменты видеофильмов по различным темам.
Цель данной методики: формирование у учащихся целостного представления об основных этапах, важнейших событиях Отечественной и мировой истории.
Учителем ведётся отбор фактологического материала, который способствует воспитанию гражданских и патриотических чувств, стимулирует желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории Родины.
В 8 классе, изучая тему «Отечественная война 1812 г.» демонстрируется кино – фрагмент «Отечественная война 1812 г. Кутузов». Перед показом учащимся задаются вопросы:
- каковы цели сторон (России и Франции) в войне;
- в чём значение Бородинской битвы;
- назовите итоги войны.
Ученики ведут записи в тетрадях, а после показа учитель проверяет ответы учащихся.
Далее, при прохождении темы «Крымская война» , идёт показ диска из серии «КМ – школа», сайта «Оборона Севастополя». Восьмиклассники следят за ходом военных операций, морского сражения, а после просмотра учитель спрашивает учеников об итогах войны, причинах поражения России в Крымской войне.
В 9 классе используется фрагмент видеофильма из серии «История в документах» по теме «Гражданская война». Дети знакомятся с историей Белого движения, созданием Красной армии, экономической политикой красных и белых. Перед показом целесообразно поставить вопросы:
- каковы методы борьбы Белой армии;
- определите главные сражения Красной армии;
- почему победили красные?
Следующая тема в 9 классе «Вторая мировая война».
На уроках учащимся предлагается отрывок фильма из серии «Цвет войны».
Ученики должны ответить на следующие вопросы:
- назовите очаги военной опасности в Европе;
- какие страны были сателлитами Германии;
- раскройте значение понятий «фашизм», «расизм», «антисемитизм»;
- что означает «странная война», «блицкриг»;
- каков план «Барбаросса», «Ост».
Кроме этого, учащиеся должны определить даты начала Второй войны, Великой Отечественной войны.
В 10 классе к теме «Крестьянская война 1773 – 1775 гг.» прилагается фрагмент видеофильма «Е.Пугачёв». Ученики записывают вопросы:
- дата войны, состав участников, масштабы движения;
- основные сражения, ход движения;
- цели, организация восставших;
- итоги восстания, причины поражения восстания.
В 11 классе также показывается отрывок видеофильма «Огненные вёрсты войны» по теме «Гражданская война». А изучая темы «Вторая мировая война», «Отечественная война», используется фрагмент диска «Цвет войны». В 11 «А» кл. показаны фильмы по темам «Адольф Гитлер и Вторая мировая война», «Россия в начале XX века», «Семья императора Николая Второго». После просмотров видеофильмов велась дискуссия.
На уроках истории широко используются готовые презентации по истории для 5б, 6а, 8а, 11а классов; часть презентаций корректируется, другая часть презентаций подготавливается учителем.

В 5 «б» кл. при изучении истории Древнего мира широко используется сайт «Школа- 2100». Так, презентации сайта помогают в работе с картами, в развитии картографической грамотности пятиклассников.
Если раньше в 5 кл. ученики «путешествовали» по карте в учебнике, ведя маршрут пальцем или карандашом, то использование интерактивной доски привело к более качественному формированию умений ориентироваться по карте. Интерактивная доска позволяет рисовать маршруты на карте, а если маршрут составлен неправильно, можно стереть и нарисовать другой, правильный.
Краеведение – предмет специфический, введён недавно, учебников нет. Как преподавать такой предмет? На помощь пришли ИКТ. При подготовке к урокам учителем составлены 20 презентаций (т.е. большинство из курса). Использовались сайты: Самарского госуниверситета, фотоматериалы с сайта «Старая Самара», сайт Самарского Дома дружбы народов.

На уроках краеведения показ слайд – материалов способствовал усвоению программы 8 класса на основе реализации принципов научности, наглядности.
Ещё в прошлом году,11-классники предоставили педагогу электронные адреса, каждому адресату было отправлено электронное пособие по обществознанию автора Клименко, т.к. учебников по обществознанию не хватало на всех.
Таким образом, ИКТ позволяют осуществлять связь с учениками и в нерабочее время. Учащиеся 10-11 классов выполняют презентации по истории как продукт проектной деятельности.
Результат эффективного использования в практической деятельности СОТ






ИКТ используются и во внеурочное время.
Так, в 2013-2014 уч.г. на классных часах в 3 «Б», в 5 «Б» кл, посвящённых военному параду, который состоялся в г. Куйбышеве в 1941 г., были показаны презентации, фотографии экскурсии 8 «в» кл. (ныне 9 «в» кл.) в бункер Сталина, документальная кинохроника парада.Учащиеся проявили интерес к данному событию, задавали разные вопросы, например, «Пострадал ли Кремль во время битвы под Москвой?», «Какие виды танков были на Параде в г. Куйбышеве?», «Почему фашисты ненавидели людей?» и др.
Применение ИКТ способствует повышению качества знаний при сдаче ЕГЭ по обществознанию. Так, наблюдается динамика по такому показателю, как средний балл по обществознанию.
Учебный год Вид аттестации Средний балл по предмету
2011-2012 ЕГЭ по обществознанию 50
2012-2013 ЕГЭ по обществознанию 51,6
2013-2014 ЕГЭ по обществознанию 58
Таким образом, применение ИКТ на уроках истории способствует более глубокому изучению сложных, объёмных тем, помогает учащимся в формировании целостного представления об основных этапах и важнейших событиях Отечественной и мировой истории, помогает повысить качество знаний, в т.ч., при сдаче ЕГЭ по обществознанию.