Роль загадок, ребусов, стихотворений в развитии познавательной компетентности на уроках истории и во внеурочное время (из опыта работы)


ФИО автора - Тур Лариса Ивановна
Амвросиевская общеобразовательная школа I-IIIступеней №6
Амвросиевского района Донецкой Народной Республики
Роль загадок, ребусов, стихотворений в развитии познавательной компетентности
на уроках истории и во внеурочное время(из опыта работы) Умеет учить тот, кто учит интересно. А. Энштейн
Среди всех живых существ на Земле человек отличается прежде всего наличием ума, способностью думать, говорить, творить. Не случайно в народе говорят, что «знание и ум – сокровище человека». Ум – одно из лучших человеческих качеств («Не красота красит, а ум»). От интеллектуального развития личности зависит уровень ее подготовки к жизни («Без ума ни топором рубить, ни лыка вязать»), личная судьба и счастье («Счастье без ума – сумка дырявая»).
Дидактика давно показала, что скука на уроках - злейший враг учения. Знания, не подкрепленные, не согретые положительными эмоциями, оставляют ученика холодным и равнодушным, не задевают за живое, быстро испаряются. Учителю всегда хочется иметь на своем уроке своеобразную «изюминку», которая бы вызвала у учащихся интерес к изучаемой теме и служила бы опорным сигналом для восстановления в памяти ранее изученного материала. Какие уроки ученикам лучше запоминаются? Правильно: уроки-игры, КВН, конкурсы, проекты, презентации, то есть обобщающие уроки - игрового характера. Но может ли учитель только в таком русле вести преподавание? Нет. Подобные уроки проводить нужно, но не часто. А вот их элементы можно с успехом использовать постоянно как на уроках, так и во внеурочное время.
Считаю, что эффективное усвоение знаний предполагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика. Эмоциональная окраска урока невозможна без специальной подготовки учителя к нему. Урок можно дать, можно провести, но лучше сыграть, как играет свою роль артист на сцене. В моей работе на уроке сливаются воедино знания предмета, профессиональное мастерство, искусство.
Активизировать учебно-воспитательный процесс, развивать познавательные компетентности учащихся, формировать навыки XXI века помогают мне специальные «ситуации успеха», которые я сама создаю во время урока. Поле деятельности в этом направлении очень широкое: дидактические игры, загадки, стихи, ребусы, кроссворды, шарады, головоломки, «чайнворды». Это те педагогические идеи, которые меня вдохновляют.
Остановимся на загадках, ребусах и стихах.
Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова я, не задумываясь, сказала бы: это загадки. Загадывать и отгадывать загадки любят дети любого возраста. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность.
Загадки – надежное средство проверки мудрости, смекалки и умственных способностей человека, его внимательности при изучении определенных явлений природы, окружающего мира, вещей и предметов ежедневного быта. В то же время загадка, как ничто другое, прекрасно развивает и укрепляет ловкость, остроту и глубину мышления. Если в древности загадки использовались прежде всего как средство проверки зрелости человека, то в наше время они являются предметом культурного развлечения, своеобразных интеллектуальных игр и отдыха.Много возможностей дает загадка для умственного развития детей, для приобщения их к словесного художественному творчеству. Создавая или отгадывая загадку, дети сосредотачивают внимание на конкретном предмете, учатся рассматривать, выявлять его признаки. Интересная, любознательная загадка надолго запоминается ребенком. Особенно привлекательны для учащихся среднего звена школы рифмованные загадки, которые в определенной степени помогают детям и нам педагогам снять накопившуюся усталость, вносят позитивное оживление в учебно-воспитательный процесс. В связи с этим подборки тематических загадок и упражнений можно широко использовать как на уроках, так и во внеурочное время. Они делают разнообразной умственную деятельность учащихся, поддерживают их интерес к соответствующей учебной теме и привлекают внимание на изучение новой, помогают избавиться от однообразия в выполнении запланированных познавательных операций, от гиподинамии.
Загадки - это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Это тесты на сообразительность. Они развивают, активизируют мыслительную деятельность, требуют увидеть в обычном необычное, а в необычном - обычное. Композиция всех без исключения загадок двухчастная: первая часть - вопрос, вторая - ответ. Это хорошо видно на примере загадок - вопросов, загадок - задач и загадок - складок (рифма выступает в качестве подсказки). Развивая мышление, загадка стремится через свое «поэтическое окошко» более образно познакомить учащихся с изучаемым материалом, обобщить его. Именно поэтому считаю целесообразным в среднем звене, на уроках истории прибегать к методу загадок.
Так, при изучении истории Древнего Востока, предлагаю пятиклассникам отгадать такие загадки (составляю сама):

80835522225С виду будто человек:
Его лик, как у всех,
Туловище, как у львицы,
Охраняет вход в гробницу.
«Отцом ужаса» его
называют одного (Сфинкс)


Что за ясное светило в лодке золотом горя.
На востоке появилось, и зажглась заря.
Лодка по небу проходит, египтяне глаз не сводят.
Рады богу своему. О, хвала! Хвала ему! (Бог Солнца – Ра)



Есть в ней много тайных комнат,
Фараон здесь захоронен.
И ловушки, и проклятья,
Чья гробница, угадайте?
(Хеопса,Тутанхамона)
45212026670

Что за речка – удивленье,
Хоть развесьте объявления.
И спасала, и топила,
Были то …
(разливы Нила)





Что за человек сидит на троне7Все поклоняются ему.
Зовут его Хеопс, Тутанхамон.
В Египте это……
(Фараон)




Знаю я страну такую,
Всю красивую, большую.
Там Египетское царство
Называлось…..
(Государство)





Повсюду их берегли и хранили,
А в Древнем Египте – боготворили.
Взгляните, ребята, на этого Бога.
Он с виду кого – то напомнит немного (Анубис)



Передней Азии народ:
Он изобрел стекло и, вот,
Ткани пурпурные продавал,
Детей нередко похищал.
Пробороздив просторы моря
Он всем принес немало горя
(Финикийцы)


47879070485По берегам реки Евфрат
Был город всем на удивленье:
«Сады висят», башни стоят
И храмы, просто загляденье
(Вавилон)



Я – знак, я – буква, слово, слог,
Для многих знания исток.
Меня могли нарисовать
И на папирусе писать.
Я – составная алфавита,
Где гласных нет, А древнее мое письмо забыто
(Иероглиф)

Как видим, загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность, заставляют логически мыслить, тренируют внимание и память, обогащают речь, формируют познавательную и информационную компетентность.
Разновидностью загадок являются ребесы. Каждый из нас не раз слышал это слово. Что оно означает? Ребус - это загадка, но загадка не совсем обычная. Все слова в ребусах изображены при помощи рисунков и различных знаков. Для того, чтобы прочесть то, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все изображенные предметы и понять, какой знак что изображает. У ребусов очень интересная история. Когда мы хотим что-нибудь сообщить, мы наши мысли выражаем словами, устно или письменно. Но так было не всегда. Когда люди еще не умели писать, они составляли свои письма из предметов. Однажды скифы послали своим неприятелям персам вместо письма птицу, мышь, лягушку и 5 стрел.
952501270Смысл этого письма таков: «Если вы, персы, не улетите в небо, как птицы. не зароетесь в норы, как мыши, не спрячетесь в болоте, как лягушки, то вас поразят эти стрелы и унесут на небо ваши души».
Сейчас, конечно, в таких письмах, состоящих из рисунков, никакой надобности нет, но в играх - головоломках, которые обычно называют ребусами, запись различных слов при помощи рисунков и условных знаков применяется широко.
Изучая тему «Древний Восток» предлагаю учащимся не только разгадать ребусы (смотри приложение), но и ответить на вопросы «Кто эта личность?», «Объясните понятие».
Стихи – это небольшие по объему художественные произведения, написанные в поэтической форме, организованные по законам стихосложения, чаще всего с рифмованием строк.
Стих - это краткое выражение мысли в котором содержится много информации. Для меня стихотворение является целым романом, и, когда заканчивается последнее слово, и ставится точка, сюжет можно продолжать бесконечно. Поэтому, считаю, что стихи надо уметь читать. Здесь недостаточно просто перечитать один – два раза, а надо так, - прочитать раз, подумать над содержанием; прочитать второй раз, снова подумать, найти интересные места, перечитать их; затем прочитать целый стих в третий раз, и вот тогда вам начнет открываться именно та мысль, которую хотел донести автор...
Стихи несут также значительный духовный заряд. Их удачный подбор усиливает воспитательную функцию исторических знаний. А если дети и учитель имеют поэтический дар, то они сами смогут их написать. Причем, во-первых, это сближает учителя и учащихся, поднимает в глазах друг друга, во-вторых, дает возможность вложить в стихотворение именно то, что необходимо для запоминания. Если в работе с учащимися 5-6 классов больше внимания уделяю составлению загадок, то стихи пишу с 7-11 классами. Приведу небольшие примеры.
Так при изучении всемирной истории в 7 классе, темы «Московское государство во времена Ивана IV Грозного» у меня родились такие строки:
***
Ты – Грозный царь,
А мы – смиренны,
Твои холопы и рабы
Верны тебе самозабвенно
И ждем, как перст, своей судьбы.
Накажешь или соизволишь
Помиловать, вот в чем вопрос.
Не будь жесток, отправь к ливанцам
Нас на войну. Иль на восток:
В Сибирь: там соль, пушнина,
Мы привезем тебе дары
И будем славить господина
До нескончаемой поры.
Ты – крепостник и самодержец,
Ты – первый, самый первый царь
Ты для народа ввел Судебник,
Как ты не прав, наш государь!
Стрельцы тебя оберегают.
Их войско славное в боях
Взяло Казань и Астраханье,
А ты прославился в веках.
Но не всегда тобой гордится
Могла родимая страна,
Ведь ты же царь – сыноубийца,
Ты царь – тиран, вот в чем беда!
Изучая тему «Смутное время» выношу на суд учащихся:
***
В России смута и волненья,
Междоусобицы, вражда.
На трон спешат с благословенья
Князья, монахи, господа.
А в Польше в это время тихо.
Здесь появился непростой монах,
А имя его Гриха -
Отрепьев он, и холостой.
Он сообщает Сигизмунду,
Что дескать, он царевич наш,
Он спасся чудом и угодно
Корону русскую достать.
Прейдя в Москву с огромным войском,
Он захватил престол и власть,
Но правил он совсем недолго,
Не смог насытиться он всласть.
Народ поднялся ранним утром,
Убил Лжедмитрия, потом
Весь прах его засыпал в пушку:
Иди туда, отколь пришел.
Считаю, что более полное, образное представление о личности русского царя Петра Первого ( тема: «Российское государство в конце XVII - первой половине XVIII вв.») дают такие строки:***
Будь славен Петр! Твои творенья
Ты многих отроков кумир.
Россию вывел из забвенья,
Пошел войной и победил.
Ты величав, красив и статен
Сегодня плотник, завтра – царь.
Судостроитель и работник,
А проще – русский государь.
Ты дипломат и полководец.
Силен и храбр не по годам,
Самодержавия сторонник
Опять же ты, наш государь!
Тебе бы раньше чуть родиться
И был бы славный богатырь,
Но не было б такой столицы,
Чему б тогда дивился мир?!
****
Эпоха эта совершенна.
Венец творения - сам Петр.
Мудры всегда его решения,
Тому заслуга и почет.
Он строит флот, а с ним и город,
Красивей в мире не найти.
Не зря туда со всех просторов
Спешили путники. Смотри!
Стоит Кронштадт, Сенат построен,
Коллегии теперь кругом
И даже церковь под контролем,
Неограничен только Он.
Абсолютизм – его творенье.
В Европу есть теперь «окно»:
Есть император, есть империя,
Как много надо для того!
***
Полтава. День сраженья. Утро.
Опять бои, опять успех.
Людей теряем поминутно,
То больше нас, то меньше всех.
А шведы все же слабоваты,
Война проиграна для них.
Ах, Карл, хотел ты многовато, тому Россию не постиг.
Изучая события новейшей истории читаю:
***
Пусть говорят, что след войны с годами,
Стирается и затихает боль,
Но память, к нам живущим, возвращается,
Чтобы воскреснуть миру вновь и вновь.
Война великая, народная, святая!
Все как один, плечом к плечу восстав,
Отчизну-Мать тогда вы защищали,
Врага громили, жизнь свою отдав.
Прошли нелегкие дороги фронтовые:
Москву, Одессу, Сталинград и Курск.
Освободили, выиграли, взяли,
Услышали победный свой салют!
Противник пал поверженный и злобный,
Европа ликовала в этот час.
Ведь это вы ее освободили,
Защитники, мы помним, ценим вас!
Прошли года, сменились поколения,
Уходят ветераны в небеса.
И я горжусь историей Отчизны,
Где Память остается на века!
***
Война в Чечне, война в Ираке,
Афганистан… Жестокий ХХІ век,
Но в этот век, как и когда-то,
То пули гибнет человек! Мир так велик, а вы в нем дети
И не желаете войны,
Где гибнут люди, горят реки,
Нет хлеба, даже на столе.
Где матери, от боли вечной,
Устали плакать, глядя вдаль,
Где вдовы, сироты навечно,
А в их глазах, одна печаль.
Где миротворцы каждодневно
Нас защищают от войны,
А красный крест на белом фоне Есть символ мира и мольбы.
Сыны великие державы,
Спасти от гибели народ,
Святое дело, ваше право
История вам то зачтет!
Конечно, для подготовки этих материалов учителю необходимо время, но оно не пропадет зря, поверьте. Дети станут вашими помощниками, если вы сумеете их увлечь, заинтересовать. Только через творческого учителя можно воспитать творческую личность. Считаю, что использование загадок, стихов стимулирует познавательную активность учеников в процессе обучения, совершенствует их умения и навыки, помогает проводить первичное повторение и обобщение материала. По словам В.А.Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат». Только работая творчески учитель может проникнуть в духовный мир ребенка и прикоснуться к «струнам его души». Как говорил Сократ:«В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить».