Конспект мастер-класса Подход к изучению устного народного творчества в 5-6 классах(на материалах села Старая Теризморга)


Сокорова Л.А.,
учитель родного, русского языков и литературы
МОУ «Старотеризморгская СОШ»
Мастер-класс
Подход к изучению устного народного творчества в 5-6 классах
Изменения, происходящие сегодня в России, порождают иные требования к образованию и его результатам.
Мордовский край исторически многонационален. Издавна на его территории проживают мордва, русские, татары, украинцы, белорусы, чуваши, марийцы и представители других национальностей. Многовековое соседство финно-угорского, славянского, тюркского народов проявилось в уникальном сплаве обычаев и традиций, которые наложили отпечаток на формирование истории и культуры мордовского края. Таким образом, Республика Мордовия представляет собой один из российских полиэтничных регионов. Эту особенность я учитываю в своей педагогической деятельности.
В современном обществе большое внимание уделяется этнокультурной направленности образования. А так как Старотеризморгская школа –национальная школа, акцент в национально-региональном компоненте приходится на родной язык и литературу. (Слайд 1)
Мы живём в такое время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания. Устное народное творчество детей несёт в себе черты национальных традиций, а также содержит много информации о родном крае, веровании, культуре народа, что, в свою очередь, побуждает наблюдать, размышлять, рассуждать. А, значит, формируется и потребность в художественном слове, активно пополняется словарный запас.
Так получилось, что у меня были 5-6 классы, поэтому больше внимания уделили изучению малых жанров детского фольклора села Старая Теризморга.
Всю работу строила приблизительно по такой схеме: (Слайд 2-16)
Изучение теоретического материала, работа с учебником;
Исследовательская деятельность детей:
работа по дополнительным литературным источникам;
опрос родителей, бабушек, друзей;
мониторинг опроса;
Оформление своих работ для литературного журнала «Якстерь тяштеня», районной газеты «Трудовая правда»;
Малые исследования собраны в одну работу и представлены на республиканских конференциях;
Отрывки исследовательской работы были инсценированы и представлены на открытых уроках, мероприятиях;
Игра «По страницам мордовского и русского устного народного творчества»
Данный подход к изучению устного народного творчества актуально и плодотворно. В таком подходе наблюдаются и метапредметные результаты, тесная связь урочной и внеурочной деятельности, исследовательской деятельности, а впереди - проектная деятельность.
Но самое главное в данном подходе – учить детей использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях, в формировании жизненного опыта. Навыки, полученные во время урочной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать с получением практического результата.
Готовясь к празднику в рамках недели русского, мокшанского языков , традиционно проводимой в нашей школе в марте, дети, изучая обычаи и традиции села, сравнивали с традициями и обычаями других народов, что кроме пользы, приносит и массу удовольствия.
Изучая обычаи, традиции, легенды и придания, ремёсла и промыслы своей местности, быт крестьянской семьи в прошлом, настоящем, учащиеся приобщаются к русской, мордовской, татарской народной культуре. У детей формируется личностные качества, заботливое отношение к людям и природе, патриотические чувства к малой родине.
Таким образом, мы выходим на уровень требований Госстандарта по метапредметным результатам освоения образовательной программы. Вот то, к чему мы должны стремиться как к результату освоения устного народного творчества.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
(НЕКОТОРЫЕ ЗАДАНИЯ, КОТОРЫЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ НА УРОКАХ)
1 задание. Начинаем нашу игру с прослушивания мордовской народной песни. (Включение аудио - записей). Песня является душой русского народа, их пели и поют до сих пор, как говорится « и в горе и в радости». А сейчас назовите, какие мордовские и русские народные песни вы ещё знаете и даже исполняете на уроках музыки. («Эрьзянь Полюнясь», «Сюре кштирди», «Ульянань Микитась» - мордовские),
( Русские - « Край ты мой любимый», « Будьте здоровы», « Калина», «Гармонист Тимошка», « Как на тоненький ледок», « Валенки», « Во саду ли в огороде», «При долине, при лужку», «Гуси-лебеди», «Завивайся, берёзка»).
2 задание. Народный танец (фольклорный танец) – это проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом для зрителя. Ещё  ваши прабабушки и прадедушки водили хороводы, устраивали весёлые народные гулянья. Сейчас проведем конкурс, кто больше покажет мордовских (русских) танцевальных движений.
3 задание. На каких музыкальных инстументах играли ваши прабабушки и прадедушки? Кто знает? В старину на почётном месте были люди, играющие на музыкальных инструментах. Кто больше назовет музыкальных инструментов ( Трещотка - издает много шума, использовали в свадебных обрядах якобы это оберегает молодую пару от злых духов; бубенцы, балалайка, свистулька, баян, бубен( применялись у скоморохов), домра, жалейка, гусли, пила, дудка, ложки, окарина( род свистковой сосудообразной флейты),рожок, свирель).
Куцюфт. Балалайкась, нюди, пилась (Слайд 17)
4 задание. Вопросы для команд (по 4 вопроса).
- Герой мокшанских и русских колыбельных песен (гулянязе, лефкскянязе, мака панчфкязе), (зайка, пташка, цветочек)
- Обряд, который осуществлялся над детьми после рождения (къстендама, крещение).
- Назовите автора фольклора (Фольклор не имеет автора. Это особое искусство - народные песни, танцы, легенды, сказки, обряды, поверья и т.д.)Вот и подошла наша игра к концу. Сегодня вы показали себя настоящими знатоками мордовского фольклора. Я думаю, что народное искусство и народная мудрость всегда будет в ваших сердцах.