Итоговая работа на тему: «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО ОВЛАДЕНИЮ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМИ ИГРАМИ С ПРАВИЛАМИ»

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования



Итоговая работа на тему:
«Деятельность педагога по овладению детьми дошкольного возраста подвижными играми с правилами»
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
время обучения: 1 сессия: 12.01.2015г –16.01.2015г.
2 сессия: 19.01.2015г –23.01.2015 г.




Выполнила:
Обидина Наталья Никандровна,
Воспитатель ГБОУ СОШ «ОЦ»
с. Александровка
СП Детский сад «Колобок»


Самара, 2015г.

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

В настоящее время наблюдается негативная тенденция в снижении показателей двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, которые много времени проводят у телевизора и компьютера.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, который направлен на достижение целей по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, важнейшей задачей педагогов является формирование у ребёнка дошкольника основных физических качеств и потребности в двигательной активности. А так как ведущий вид деятельности у дошкольников игровой, то одним из основных средств решения данной проблемы являются подвижные игры с правилами.
Игры с правилами – это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игр; это сознательная, активная деятельность детей, характеризуется точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Это особая группа игр, специально созданных для решения следующих задач воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста:
Удовлетворять потребности детей в движении;
Расширять представления о различных видах физических упражнений;
Целенаправленно развивать физические качества (силу, ловкость, гибкость, выносливость и т.д.);
Обеспечивать тренировку мелкой мускулатуры тонких движений рук;
Развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, скоростную реакцию.
Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих, правилами. Подвижные  игры важны для физического воспитания дошкольников, потому, что способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность малышей  в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта.
Овладение подвижными играми детьми в старшем дошкольном возрасте – это процесс становления элементов произвольного поведения (потребность детей поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами);
- овладение способами совместной организации игровой деятельности (как собраться, договориться об игре);
- становление взаимной нормативной регуляции (готовность воспитателя или детей подсказать правила, действие);
- развитие стремления к успеху в достижении определённого результата (быть первым, лучшим, пытаться выполнить более сложную задачу);
- развитие самооценки и самоконтроля (самостоятельный контроль за выполнением действий, правил, стремление выяснить причину ошибок и исправить её) .
Используя наблюдение за игровой деятельностью, как в режимных моментах, так и на прогулке, можно выяснить, как дошкольник владеет подвижной игрой; знает ли правила игры, как часто он играет в подвижные игры; проявляет ли он инициативу; каким играм он отдает предпочтение; сколькими подвижными играми он владеет; прослеживается ли их динамика развития. Исходя из этих наблюдений, прослеживаются недостатки в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Недостатки в результатах:
не понимает правила игры;
не может контролировать свои движения (не подчиняется правилам игры, не слышит взрослого);
не проявляет любознательность (не задает вопросы о правилах игры);
не проявляет инициативу и творчество (при выборе темы или сюжета игры, выборе атрибутов, спортинвентаря);
не обладает развитым воображением (не может прыгать, например, как зайчик или стоять, как цапля);
не различает условную и реальную ситуации; (жизненная или сказочная);
не способен самостоятельно организовать игру;
не умеют распределять роли при самостоятельной организации игры (все хотят выполнять ведущую роль);
не способен взаимодействовать в коллективных играх (не учитывает интересы других, стремиться взять на себя главную роль, не умеет договариваться со сверстниками, не обладает чувством собственного достоинства);
не способен сопереживать сверстникам (радоваться успехам сверстников или поддержать в неудаче);
не может адекватно выразить свой эмоциональный отклик на игру;
не умеет моделировать предметно-пространственную среду (выбрать атрибуты, рационально расположить спортинвентарь);
Недостатки в основном процессе профессиональной деятельности:
не умение педагога организовать подвижные игры
(отсутствие знаний, квалификации, опыта работы педагога, не правильно выбраны методы и приёмы, не занимается самообразованием);
отсутствие систематичности в работе педагога (игры проводятся не регулярно, не закрепляет правила игры с детьми);
не поддерживается интерес к подвижным играм с правилами (не разучивает с детьми новые игры);
не поощряет и не стимулирует организацию самостоятельной подвижной игры;
не проводится работа с родителями по их знакомству с подвижными играми;
мало планируется совместных мероприятий с родителями («Весёлые старты», «День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья» и т.д.);
педагог слабо владеет информационно-коммуникационными технологиями и не умеет применять их на практике, что не позволяет разнообразить виды подвижных игр;
Недостатки в условиях профессиональной деятельности:
отсутствие компетентности педагога;
рассогласование требований к ребенку со стороны педагога и родителей.
не достаточно ведётся работа по привлечению родителей для участия в совместных мероприятиях и ознакомлению их с подвижными играми;
отсутствие или недостаточное количество современных (мультимедийных методических пособий);
недостаточное оснащение материальной-технической базы;
недостаточно места для проведения подвижных игр;
не имеется оборудованных спортивного зала и спортивной площадки.
Проведя анализ недостатков возникают противоречия:
- формирование умения у старших дошкольников самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры с правилами, проявляя инициативу и творчество, предполагает владение детьми багажом знаний (знание разных подвижных игр и правил), и умений (подобрать инвентарь, заменить его, организаторские способности), но их отсутствие не позволяет реализовать эти задачи в полном объёме;
- развитие умения у старших дошкольников договариваться, учитывать интересы других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других происходит при наличии правильно организованных психолого-педагогических условий, однако их отсутствие или не компетентность педагога делает этот процесс затруднительным;
- организация подвижных игр с правилами возможна в ДОУ при наличии достаточного места, а также при наличии спортивного зала и спортинвентаря, оборудованного участка, однако отсутствие этих условий делает этот процесс затруднительным.
- для того, чтобы научить детей играть в подвижные игры с правилами , педагог должен обладать рядом качеств:
быть компетентным,
иметь позитивный жизненный настрой,
уметь управлять своими эмоциями,
быть уверенным в себе,
владеть разными стилями общения с детьми,
уважительно относиться к окружающим,
творчески мыслить,
но отсутствие этих качеств, опыта работы и квалификации у педагога не позволяет ему работать эффективно.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
В ходе анализа выявлен ряд профессиональных проблем:
- не учитываются возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
- нет систематичности и согласованности в работе педагогов;
- не стимулируется интерес к подвижным играм с правилами;
- не используется разнообразие подвижных игр с правилами;
- не организуется самостоятельная игровая деятельность;
- не поощряется инициатива и творчество при самостоятельной игровой деятельности;
- не достаточно внимания уделяется работе с родителями и
- предметно-пространственной среде.

успешная реализация развивающего потенциала игры с правилами и становление оптимальных форм взаимодействия возможны, если она будет протекать в форме самостоятельной детской деятельности. Постановка вопроса о становлении самостоятельных форм – использование мультимедийных средств, при овладении подвижными играми с правилами вызвана проблемой практического характера: в условиях детского сада развивающий потенциал игры используется не полностью. Необходимо создать психолого-педагогические условия для овладения детьми подвижными играми с правилами.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Изменение образовательного процесса с учетом сформулированной выше проблемы, привел к новому результату в сфере освоения дошкольником подвижных игр с правилами. В результате обновления содержания деятельности педагога по овладению детьми старшего дошкольного возраста подвижными играми с правилами, у них были сформированы следующие качества:
- ребёнок проявляет инициативу, самостоятельность и творчество в игре (придумывает новые сюжеты игр, меняет правила предлагает поиграть, выбирает атрибуты);
- ребёнок обладает чувством собственного дост
·оинства, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками (способен договариваться, и т.д.), способен участвовать в совместных играх (предлагает поиграть вместе)
- ребёнок умеет договариваться с партнёрами, способен учитывать интересы и чувства других (ребёнок соглашается с выполнением второстепенной роли, не претендуя на главную роль), адекватно проявляет свои чувства (может выразить свой эмоционально-положительный отклик), уверен в собственных силах (соглашается на выполнение главной роли), может объяснить правила игры сверстникам, способен сопереживать неудачам и радоваться успехом других (в играх-эстафетах);
- ребёнок обладает воображением (может творчески подойти к выполнению той или иной роли, изображая животных, птиц и т. д.), различает условную и реальную ситуации (жизненная ситуация или сказочная), умеет подчиняться разным правилам (соблюдает правила игры), владеет разными видами подвижных игр (сюжетные, бессюжетные);
- У ребёнка развита крупная и мелкая моторика, обладает развитой потребностью двигаться (бегает, прыгает, играет в подвижные игры), владеет основными движениями (бег, ходьба, прыжки и т. д.), может контролировать свои движения и управлять ими (обращает внимание на качество выполнения действий, может исправить недостатки);
- ребёнок обладает волевыми усилиями (дожидается своей очереди, договаривает слова в игре до конца и только потом начинает действие), может следовать правилам игры, знает правила безопасности (бросать мяч только в руки, а не лицо; бегать, не натыкаясь и не задевая детей и т.д.).
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
В старшем дошкольном возрасте необходимо стимулировать стремление детей к участию в подвижных играх, к повышению уровня своих физических способностей, воспитывать интерес к спорту. Важное значение для проведения с детьми подвижных игр с правилами имеют профессиональная подготовка воспитателя, его педагогическая наблюдательность. Очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса, где будет уделено внимание и проведению подвижных игр, подобрать методическую литературу, для решения этой проблемы.
Обучая детей подвижным играм с правилами, мы решаем следующие задачи:
- удовлетворять потребность детей в движении;
- формировать устойчивый интерес к подвижным играм с правилами, к играм с элементами соревнования;
- обогащать двигательный опыт старших дошкольников новыми двигательными навыками (прыжки в длину с разбега);
- целенаправленно развивать физические качества (силу, ловкость, выносливость, гибкость и т.д.);
- обеспечить тренировку мелкой мускулатуры тонких движений рук;
- развивать координацию движений, ориентирование в пространстве, скоростную реакцию. (кто быстрее найдёт предмет).
Работа по данной теме реализуется через:
1.совместную деятельность , организуя разные виды подвижных игр.
Подвижные игры бывают:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- сюжетные (« Медведь и пчёлы», «Хитрая лиса», «Караси и щука» и т.п.). Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающем мире, явлениях природы, профессиях, средствах транспорта, образе жизни и повадках животных и птиц;
- бессюжетные («Не опоздай», «Догони меня», «Найди предмет» и т. п.). Такие игры очень близки к сюжетным, но в них нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, главная роль, взаимосвязанные игровые действия всех участников;
- игровые упражнения («Забей гол в ворота», «Весёлые парочки», «С кочку на кочку», и т.п.). В них отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребёнок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от него самого и его возможностей.
- игры – забавы ( бег с мячом между ног, пробежать в мешке, ударить по мячу с закрытыми глазами и т. п.). Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования.
2. Самостоятельную деятельность детей, которая удовлетворяет потребность детей в движении, позволяет развивать творчество (придумывание новых правил).
3. Индивидуальную работу, которая позволяет закрепить правила игры, исправить ошибки детей по качеству выполнению спортивных упражнений.
4. Заучивание считалок – считалки являются наиболее простым способом вовлечения детей в игру, привлечь внимание детей, они как бы вводят в игру подобно присказке, которая вводит в сказку, с их помощью выбирают водящих, они помогают распределению ролей, служат самоорганизации детей.
5. Заучивание жеребьёвок, стихов - относится к игровому зачину и предназначены чаще всего для того, чтобы разделиться на две команды или же для облегчения объяснения правил игры или порядка действий игроков.
6. Создание в группе полноценной предметно-развивающей среды (спортивный уголок с атрибутами и спортивным инвентарём, доступным детям) – это позволяет детям самостоятельно организовывать совместные подвижные игры, развивать творчество детей (в подборе атрибутов и инвентаря, с помощью чего дети могут закрепить знание игр и их правил).
7. Работу с родителями – совместные праздники, досуги, родительские собрания и консультации по теме, позволяет создать доверительные отно-
шения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, создать благоприятный микроклимат для формирования положительной мотивации к совместным подвижным играм с правилами, занятиям спортом, закрепить правила игр; анкетирование позволяет выявить знания родителей по теме.
В дошкольной педагогике принято считать, что игра с правилами имеет большое значение для физического, сенсорного, умственного развития детей. Вместе с тем, как показывают психологические исследования, развивающий потенциал игры с правилами шире. Это становление элементов произвольного поведения, овладение способами совместной организации деятельности, становление взаимной нормативной регуляции, развитие стремления к успеху в достижении определенного результата, развитие самооценки и самоконтроля.
Контроль результатов осуществляется при помощи системы мониторинга, которая проходит в дошкольной организации или по следующим методическим разработкам:
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.С.Васильевой «Комплексная оценка результатов освоения программы» - выявляет овладение детей интегративными качествами;
Л.А. Ясюкова – позволяет выяснить стремление детей успеху.
Психологи утверждают, что причиной недостаточной сформированности процесса саморегуляции у старших дошкольников является проблема не рационального использования ведущей деятельности ребёнка в условиях ДОУ.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Согласно ФГОС ДО требования к условиям организации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим условиям реализации Программы.
Кадровые изменения.
В ДОУ обеспечивается непрерывность профессионального развития педагогических работников:
ознакомление работников с инновационными программами и технологиями и их применение на практике;
профессиональной подготовке на курсах повышения квалификации не реже, чем каждые три года в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности;
участие в районных и окружных методических мероприятиях;
обмен педагогическим опытом на педагогических советах;
Научно-методические изменения.
Для успешной реализации поставленных задач была выполнена следующая работа:
создание методической копилки по теме: «Подвижные игры с правилами для старших дошкольников»
- сделали картотеку подвижных игр с правилами для детей старшей группы;
- ознакомились со следующей литературой:
Рунова М.А. «Двигательная активность ребёнка в детском саду»
Пензулаева Л.И. «Подвижные игры для детей 5-7 лет»
Дубенюк Н. «Большая книга игр»
Гуреев Н.В. «Активный отдых»
Федин С.Н. «Игры нашего детства»
Линго Т.И. «Игры для детей мира»
Граббет Р. «Игры для детей от 2 до 6 лет»
- подобрали сценарии досугов и развлечений, родительских собраний,
консультации для родителей.
откорректировали календарно-тематическое планирование;
запланировали проектную деятельность: «Игры наших бабушек»
подготовили мультимедийные пособия;
запланировали повышение уровня знаний в данной области через обучение на курсах СИПКРО;
участие в районных МО.
Материально-технические изменения.
Приобрели инвентарь для подвижных игр и занятий спортом (клюшки, лыжи, футбольные мячи, сетку, мячи разных размеров, гимнастические палки – в достаточном количестве, гантели;
Пополнили спортивные уголки новым инвентарём и атрибутами;
Изготовили нестандартный спортинвентарь.
Нормативно-правовые изменения.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации № 273 Ф3 принят Государственной Думой РФ от 21.12.2012.г;
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт(ФГОС) ДО, утвержденный Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155;
Основная образовательная программа Дошкольной Организации.
Информационные изменения.
Создание электронного мультимедийного пособия по теме: «Деятельность педагога по овладению детьми дошкольного возраста подвижными играми с правилами».
Запланировали выступления на педсовете по данной теме.
Участие родителей в управлении образовательным процессом.
Регулярная смена информации в родительском уголке.
Организационные изменения.
Организация проектной деятельности; тренингов, семинаров, курсов, мастер - классов для ДОО, для обмена опытом между педагогами.
Привлечение спонсоров для оснащения спортивной площадки, спортивного зала и приобретение спортинвентаря.











































13PAGE 15




13PAGE 15


13PAGE 141615



бессюжетные

Игры-забавы

игровые упражнения

сюжетные

Подвижные игры
с правилами