Конспект занятия для старшего дошкольного возраста по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения Буква Л, звуки Л, Ль.


Тема: Согласная буква Л, звуки «Л, Ль».
Этапы работы
Содержание этапа
1.
2.
3.
4. Цель:
Задачи:
Коррекционно-
развивающие:
Коррекционно-
образовательные:
Коррекционно-
воспитательные:
Оборудование:
Форма проведения:
Ход занятия
Организационный
момент
Мотивационно-
ориентировочный
Основная часть
Рефлексия
Способствовать формированию и закреплению зрительного образа
буквы Л и произношению звуков Л, Ль в слогах, словах.
-Развивать высшие психические функции: слуховое и зрительное
внимание, восприятие, память, мышление;
-снять эмоциональное и физическое напряжение;
-развивать воображение;
-совершенствовать сенсомоторные процессы;
-обучать графическим навыкам.
-Способствовать формированию понятия буквы Л;
-Способствовать формированию понятия согласных звуков Л, Ль и
закреплять в прямых и слогах, словах;
-учить детей определять наличие заданного звука в слове;
-способствовать формированию навыка чтения.

-Воспитывать желание получать знания, готовиться к обучению в
школе;
-воспитывать интерес к окружающему миру;
-воспитывать культуру речевого общения;
-воспитывать терпимость и доброжелательность к другим людям;
-воспитывать усидчивость и умение доводить начатое дело до конца.

Магнитная доска, буквы, азбука, развивающая игра «Учу буквы»,
пособие «Складушки», предметные картинки, разноцветные шнурки,
нитки, карандаш, тетради в клетку, музыкальное сопровождение.
Практическое занятие.
Ритуал приветствия «Доброе животное».
Дети встают в круг и берутся за руки. Учитель-дефектолог говорит,
что все дети одно большое доброе животное. И предлагает подышать
всем вместе. На вдох- делают шаг вперёд, на выдох шаг назад.
Все выполняют инструкцию, а педагог уточняет, что как животное
дышит, так же ровно и чётко бьётся его сердце. Стук-шаг вперёд,
стук-шаг назад. Надо подышать и послушать стук сердца доброго
животного.
Учитель-дефектолог предлагает детям занять свои места за партами.
1.Везде и всегда мы говорим красиво,
Чётко и неторопливо.
Вспоминаем обязательно,
Что учили мы старательно.
(дети проговаривают хором)
2.Учитель-дефектолог:
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны…
А бывают звуки речи
Мы их тоже знать должны!
3.Дети вспоминают какие звуки речи бывают?
(гласные и согласные)
Какие гласные они знают.
(ответы детей)
Какие согласные они знают.
(ответы)
Учитель-дефектолог предлагает познакомиться с новой буквой Л и
звуками Л, Ль.
1.Посмотреть на букву, запомнить, как она выглядит:
У точки две палочки дочки.
Вот таким уголочком:
Точку, две палочки дочки
Напиши и
Букву Л получи!
2.Произнести изолированные звуки «Л», «Ль», уточняя их артику-
ляцию с эмоциональной окраской.
3.Алфавит телодвижения:
Л- основная стойка- ноги врозь,
руки вдоль туловища.
4.Работа с буквой:
- составление изображения буквы (из палочек, спичек, скрепок, маг- кой проволоки, ниток, разноцветных верёвочек).
-изображение буквы, разъединив средний и указательный палец руки.
- анализировать сходство и различие с буквой А.
5. Музыкально-развивающая игра «Складушки».
Лёню хлебом не корми,
Лимонадом не пои,
Ничего не надо Лёне,
Кроме, как побалаболить…
(воспитанники складывают Л, Ль со всеми гласными звуками, которые изображены на карточке и плавно пропевают их.)
6.Определение на слух места звуков «Л», «Ль» в трёх позициях:
- в начале слова:
лампа, лодка, лыжи, лук, лев, луна, лопата…
- в середине слова:
белка, молоток, апельсин, пальто, цыплёнок…
- в конце слова:
пенал, стул, стол, дятел, футбол, бинокль, моль.
7.Игра «Большие и маленькие».
Дети встают. При названии большого предмета дети встают,
маленького- приседают:
Например, слон
белка
солнце
малина
лампа…
8. Нетрадиционный массаж рук с помощью желудей и пальчиковая гимнастика:
«Замок»
На двери висит замок
(быстрое соединение пальцев в «замок»),
Кто открыть его бы смог (повторение движений),
Потянули (руки то в одну, то в другую сторону),
Покрутили (покрутить),
Постучали (пальцы сцеплены и постучать друг о друга кисти)
И- открыли (пальцы расцепить, ладони в сторону).
9. Работа в тетради в клетку.
У детей заготовлены круги разного размера. С помощью простого и
цветных карандашей превратить круги во что-нибудь интересное.
Дети садятся, образуя круг. Учитель-дефектолог просит высказать
каждого своё мнение о занятии, что больше всего запомнилось, ка-
кая буква с ними подружилась…А теперь протянуть руки вперёд,
соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь представить
себя тёплым солнечным лучиком, пожелать друг другу доброго дня.