Развитие речевой коммуникации учащихся как способности общаться с окружающими людьми различных ситуациях


Добро пожаловать!
Задачи речевой ситуации:создать положительный настрой на общение учащихся друг с другом;
учить строить реплики-поздравления с учётом ситуации;
актуализировать умение участвовать в ситуации знакомства со сверстником и со взрослым;
развивать умение составлять рассказ с опорой на картинный план. Примерный ход урока 1
Слова приветствия учителя к ученикам с поздравлениями, пожеланиями успехов в новом учебном году.
Свободные высказывания учащихся с приветствиями в адрес учителя и одноклассников. (Возможность высказаться предоставляется учащимся по желанию.)
Игра «Приветствие». Учащиеся встают в круг. Один из учеников делает шаг к центру круга и произносит имя одного из одноклассников или учителя. По сигналу учителя все остальные тоже делают шаг вперёд и повторяют имя. Высказывания могут дополняться пожеланиями успехов, словами приветствия.
(Здравствуй, Саша! Наташа, желаю тебе хорошо учиться! И.т.д.)
Рассматривание картинок к уроку. Чтение названия темы. Выяснение значения выражения «Добро пожаловать!». (Кто когда-нибудь слышал эти слова? В какой ситуации? Как вы думаете, когда (кому) ещё можно сказать такие слова?)Работа с первой картинкой. Выделение основных элементов ситуации по вопросам учителя: что нарисовано на картинке? Кто стоит около школы? Как вы думаете, какой день изображён на рисунке? Почему вы так думаете? Прочитайте, что написано на плакате у здания школы. К кому обращены эти слова в данной ситуации? Почему у всех хорошее настроение?
Работа со второй картинкой. Введение в ситуацию. (Мальчик очень рад началу учебного года. Он поздравляет свою учительницу. Какие слова он мог бы ей сказать?) Конструирование реплик по теме ситуации. (Светлана Викторовна! Поздравляю Вас с началом учебного года! Марина Петровна! Поздравляю Вас с Днём знаний! Обещаю в этом году быть старательным учеником! И т. д.)Обсуждение интонации диалога. Произнесение реплик чётко, приветливо.
Моделирование диалога между героями картинки в паре «ученик - ученик». Ответной репликой ученика, выступающего в роли учителя, могут быть слова «Добро пожаловать во 2 класс!».
Итогом урока может стать поздравление учителей, работающих с данным классом (учителя музыки, физкультуры, логопеда и др.). Таким образом модель диалога будет закреплена в реальных речевых ситуациях.