Занятие по социально-бытовой ориентировке. Железнодорожный транспорт. Виды. Назначение.



Государственное казённое общеобразовательное учреждение Калужской области «Мещовская школа - интернат для детей с нарушением зрения».






Гг Мещовск, 2016г.












Занятие по социально-бытовой ориентировке

тема:
«Железнодорожный транспорт. Виды. Назначение».


















Выполнила:
Воспитатель: Кузютина Т.Н.












Тема: Железнодорожный транспорт. Виды. Назначение.

Тип урока: комбинированный с элементами практической работы.

Цель: Познакомить учащихся с разными видами железнодорожного транспорта.


Задачи:
1. Образовательные:
Формирование знаний о видах железнодорожного транспорта.
Познакомить с информацией, которую можно узнать из билета.

2. Коррекционно-развивающие:
Развитие мышления через анализ и сравнение различных видов железнодорожного транспорта.
Развитие памяти через многократное повторение нового материала.
Развитие произвольного внимания при выполнении практической работы.
Обогащение словарного запаса учащихся.

3. Воспитательные:
Воспитание интереса к теме урока.
Воспитание культуры поведения на уроке.


Оборудование:
мультимедиапроектор
мультимедийная презентация «Виды железнодорожного транспорта»
комплекты железнодорожных билетов
видеофрагмент мультипликационного фильма «Шапокляк»


План.

I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Актуализация опорных знаний.
IV. Объяснение нового материала.
V. Физкультминутка.
VI. Практическая работа.
VII. Рефлексия. Подведение итогов.
VIII. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент.
-Сегодня на урок пришли гости. Вы все хорошо их знаете. Пришли они, чтобы посмотреть, как хорошо мы умеем работать, много знаем. Давайте покажем все свои знания.
- Поднимите руку, кто готов со мной работать.
II. Сообщение темы и целей урока.
- А сейчас мы узнаем, как вы знаете сказки, и проведём «Весёлую» викторину.
Сядет тот, кто назовёт средство передвижения Снежной королевы?
На чём Емеля прибыл к царю?
С помощью кого Иван - Царевич смог добраться до царя и спасти Елену - прекрасную?
Какой предмет использовала Баба - Яга чтобы попасть в лес или в царство Кощея?
- Сказочные герои добираются до того или иного места, используя необычные средства передвижения: печку, волка, ступу и метлу.
III. Актуализация опорных знаний.
- А вы чем воспользуетесь, чтобы доехать до школы? (автобус, автомобиль..)
- Одним словом как можно назвать и автобус, машину, мотоцикл? (транспорт)
- А какой это вид транспорта? (автомобильный)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с железнодорожным транспортом, узнаем для чего он нужен людям.
Работа в тетради.
- Запись числа, темы с доски.
IV. Объяснение нового материала.
1. Вводная беседа.
- Кто догадался, почему транспорт называется ж/д.? (движется по железной дороге, т.е. по рельсам)
- А в нашем городе есть железная дорога?
- Если мы посмотрим на карту Нижегородской области, то увидим, что через Арзамас проходят железные дороги, которые связывают наш город с другими городами.
- Одним из видов железнодорожного транспорта является поезд. Первый поезд был изобретён в далёкой стране Англии, а в России первый поезд помчался много (около 177 лет) назад. С тех времён поезд очень изменился.
- Начинается поезд с паровоза, а к нему прицепляются вагоны. При отправлении и по прибытию поезд издаёт гудок - сигнал, который оповещает, что приближается поезд и надо быть внимательными на железной дороге.
- Управляет поездом машинист. Он находится в паровозе. Люди, которые едут в поезде - пассажиры. Человек, сопровождающий пассажиров в пути в вагоне – это проводник.
2. Зарядка для глаз.
- Следим только глазами за поездом: поезд поехал в гору, с горы, снова в гору
3. Виды, назначение поездов.
а) - А для чего нужны поезда? (для перевозки грузов)
- Такие поезда называются грузовыми.
- Какие грузы можно перевозить на поездах? (песок, кирпич, уголь)
б) - Есть ещё пассажирские поезда.
- Для чего нужны такие поезда?
- Кто ездил на поезде? Куда?
-На пассажирском поезде можно ехать несколько дней, преодолевать большие расстояния. Поэтому в таких поездах есть спальные места.
в) - А это электропоезд или электричка. Она следует на короткие расстояния, мчится очень быстро.
- Мы с вами во время экскурсии прокатились на пассажирском, грузовом поезде или электричке?
- А в электричке есть спальные места?
V. Физкультминутка.
Едем, едем, долго едем.
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде этом ребята сидят.
VI. Практическая работа.
1. Знакомство с железнодорожными билетами.
-В любом транспорте проезд необходимо оплачивать. Для того чтобы проехать в поезде нужно приобрести железнодорожный билет.
- Перед вами билет. Сегодня мы рассмотрим только 2 верхние строчки. Какую же информацию можно узнать в билете: номер поезда, дату отправления, откуда отправляется поезд, куда прибывает, номер вагона, время.
2. Работа с билетами.
- А теперь давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Шапокляк».
- Подумайте в пассажирском, грузовом поезде или на электричке едут герои мультфильма.
- А билет оказался у нас с вами. Давайте, определим номер поезда, дату, номер вагона, из какого города отправились герои и куда едут.
3. Работа в группах.
-Каждой группе выдаётся железнодорожный билет. Определите по билету, откуда и куда вы поедете, номер поезда и дату отправления.
VII. Рефлексия. Подведение итогов.
- С каким транспортом мы познакомились?
- Какие виды железнодорожного транспорта вы узнали?
- Пассажирский поезд перевозит кого? А грузовой?
- Кто управляет поездом?
- Кто сопровождает пассажиров в вагоне?
-Какую информацию можно узнать из билета?
VIII. Домашнее задание.
- Дома определить по билету: откуда и куда вы поедете, номер поезда и дату отправления.