Открытый урок по СБО по теме: Лекарственные растения в домашней аптечке. 7 класс


СБО 7 класс ______________
Тема: Лекарственные растения в домашней аптечке. 
Цель: Познакомить с некоторыми лекарственными растениями. Учить готовить настои, отвары.
Задачи:
- образовательная (информационная):
• лекарственные растения, где применяются,
• знают способы приготовления,
• приготавливают  настои и отвары из лекарственных растений;
 - коррекционно-развивающая: развитие способности к обобщению, классификации; обогащение словарного запаса;
 - воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
 Наглядные пособия:  картинки с изображением лекарственных растений, таблица лекарственных растений (раздаточный материал), аптечные упаковки лекарственных растений, технологические карты.
   Оборудование: доска, чашка , ложка, кастрюля, чайник эл., электрическая плита.    
Ход урока
 
Орг.момент
Актуализация опорных знаний.
- На прошлых уроках мы с вами изучали домашнюю аптечку, ее состав. Давайте еще раз вспомним это:
(Работа по карточкам, индивидуально)
Карточка
Вычеркни то, что не входит в домашнюю аптечку?
Перевязочный материал (пластырь, бинт, вата)
Дезинфицирующие средства (перекись водорода, йод, бриллиантовая зелень)
Калейдоскоп
Термометр
Жвачка
Лекарственные средства
- А сегодня мы поговорим с вами о лекарственных растениях. В домашней аптечке лекарственные растение представлены в виде чего? (в виде таблеток (валериана, мази).
 - Давайте с вами вспомним, какие лекарственные растения растут в нашей местности.
 
Выполните следующее задание: (появляются на доске картинки растений) 
Дерево с гладкой белой корой, встречается в лесной и лесостепной зонах Сибири. (Береза.)
Широко распространенный колючий кустарник с белыми или розовыми приятно пахнущими цветками и оранжево-красными плодами. (Шиповник).
Хвойное растение с голубовато-сизой колючей хвоей. (Ель).
Колючий кустарник с красно-коричневыми побегами, покрытыми толстыми, прямыми колючками. (Боярышник).
Многолетнее травянистое растение с коротким стеблем с широкими листьями (2 или 3). Белые, шаровидно-колокольчатые поникшие цветки. Плоды – красные ягоды. (Ландыш)
Сообщение темы и задач.
- Сегодня мы с вами на уроке продолжим знакомство с некоторыми лекарственными растениями, которые растут в нашей местности, и будем учиться готовить отвары и настои из лекарственных растений.
Формирование новых знаний.
А сейчас мы совершим небольшой экскурс в историю…
Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Люди видели, что звери тоже травами и кореньями лечатся, среди великого множества нужные для себя разыскивают. Сибиряки и сейчас нередко видят, как сибирские олени весной, чтобы сил набраться, раскапывают и едят корни левзеи, а бурятские охотники знают, что раненые олени едят красную гвоздику, которую ценят в тех местах, как средство останавливающее кровотечение. Да и вы и сами не раз, наверное, видели, как лечатся кошки и собаки. Выберут листочек, в основном длинный, узкий, оторвут зубами и проглотят, не разжевывая. Еще откусят, потом еще. И что - то все выискивают, вынюхивают.
Внимательный глаз да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим передать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Много легенд и мифов сложено о том, как излечивались страшные болезни “волшебными” травами.
На Руси для укрепления своего здоровья готовили банные веники, используя молодые березовые и дубовые ветки перемешивали с крапивой, мятой, полынью. Банные веники издревле ценились на Руси как лекарственное средство. А в 16 веке крестьяне подмосковных сел платили вениками и лекарственными травами оброк царю и боярам. Первыми врачами были монахи. Постепенно знания о целебных свойствах растений стали собирать воедино. Описывались растения, их свойства, создавались первые ботанические книги. Древние сочинения по лечению травами так и назывались: “травники”, “зельники”, “цветники”. Иногда и теперь ученые прибегают к помощи “травников”. Установлено, что свыше 2500 растений имеют лекарственное значение. Веками из уст в уста передавались рецепты настоев и отваров, которые обычно готовили люди из трав, что росли в округе. Знали они, когда и как нужно собирать растения, где разыскивать.
Работа с раздаточным материалом.
У каждого из вас на парте из вас на парте лежит таблица лекарственных растений.
Давайте внимательно эти растения рассмотрим.
- Назовите лекарственные деревья:
- Назовите лекарственные кустарники:
- Назовите лекарственные травы:
- Кто знает какими лечебными действиями обладаю эти растения?
Для вас подготовила таблицу, которая вам поможет дома справится с различными недугами, используя лекарственные растения.
Чтение таблицы детьми в слух по цепочке.
Лекарственные растения
Лечебное действие Названия растения
Содержащие витамины  Смородина, шиповник
Противовоспалительные  Календула
Вяжущие  Дуб, горец птичий
Потогонные  Липа, ромашка, малина
Отхаркивающие  Мать-и-мачеха, подорожник, сосна
Кровоостанавливающие  Крапива, тысячелисник
Сердечно - сосудистые  Боярышник
Успокаивающие Пустырник, душица
Слово учителя:
В домашних условиях лекарственные растения применяют в виде отваров и настоев. Настои готовят из листьев, цветков, стеблей. Отвары готовят из корней, коры, корневищ, плодов.
Практическая работа.
Сейчас мы с вами будем готовить отвар и настой из плодов шиповника по рецепту.
-Какими свойствами обладает шиповник?
Шиповник – это богатейшая копилка различных витаминов. Настои и отвары шиповника содержат большое количество поливитаминов, обладают мочегонным и желчегонным эффектами, способствуют понижению давления, обладают укрепляющим сосуды действием, а так же содержат вещества, способствующие улучшения аппетита.
Выпьешь полстакана отвара шиповника – запасешься бодростью на целый день. Если пить такой витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться.
Прежде чем перейти на кухню, давайте вспомним правила ТБ при работе с электроплитой и кипятком. (проверить исправность электропровода, не включать плиту мокрыми руками, крышку с кипящей водой открывать от себя, не бегать, не толкаться, четко выполнять указания учителя, работать по технологической карте).
Роспись в тетрадях по ТБ.
Во время росписи ребенок вытягивает жетон с номер группы в которой будет работать.
Работать будете в группах. Номер группы у вас на жетоне.
Первая группа готовит отвар по технологической карте.
1 столовую ложку плодов шиповника промыть.
Плодов шиповника помещают в эмалированную посуду и заливают 1 стаканов горячей кипяченой воды.
2 закрывают крышкой и нагревают на кипящей водяной бане 15 минут.
Охлаждают, процеживают.
Полученный объем разбавляют кипяченой водой до полного стакана.
Вторая группа готовит настой из шиповника.
2 столовый ложки плодов вымыть.
Положить в термос (банку).
Залить крутым кипятком 2 стакана.
Настаивать 12-24 часа.
Слово учителя: Пить как поливитаминный напиток по полстакана 2 раза в день за час до еды.
Пока отвар варится можно поиграть в игру «Кто угадает название травы».
1. Лечит она, говорят, от 99 болезней. А чаще ее пьют от болей в желудке. На листочках пятнышки прозрачные, будто листья- то продырявленные иголочкой. Наделила народная молва страшной силой эту травку: будто она всякое зверье убивает. И верно, иная скотина поест ее и занеможет. Только подметили люди, что хворает от этой травы скотина белого цвета и только в солнечный день. Видно, эта травка ее совсем беззащитной перед солнышком делает. Вот ведь какая травка - и лечит и калечит, /зверобой/.
2. А эту травку всякий видел. Растет она вдоль тропок да дорожек. Семечки свои не теряет и не раскидывает: ждет, когда человек мимо пройдет, да к его ногам семена и приклеит. Кустики травы с широкими листьями. Полезная, целебная трава. Поранил руку, натер ногу - приложи листок, и он мигом кровь остановит, и заживет ранка. Желудок ли болит - попей настой из листьев, и легче станет. /Подорожник/.
3.
Растет она вокруг, И враг она и друг,Как копья, волоски, Покрыли все листки. Обломишь волосок –Прольется едкий сок На кожу - и смотри: Уже и волдыри! Но если дружишь с ней И кожа здоровей, И волосы густы, Красивы и чисты.В ней витаминов клад, Весной её едят(Крапива)
Итог урока.
- О каких лекарственных растениях узнали на уроке?
- Какими лечебными действиями они обладают?
- Что особенно понравилось?
7. Домашнее задание.
Научи того, кто рядом с тобой, тому, что узнал о лечении лекарственными растениями. Расскажи как полезно пить витаминный чай.