Конспект урока по русской литературе на тему Мертвые души Н.В.Гоголя


Н.В. Гоголь "Мертвые души". Образы помещиков: Манилов и Коробочка, Ноздрев и Собакевич»
ЦЕЛИ: 1) раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме; выявить роль художественной детали как средства создания образа; работа над 2-5 главами;
2) совершенствовать умение анализировать прозаическое произведение; навыки анализа литературного персонажа; владеть навыками сопоставительного анализа; обосновывать свою оценку прочитанного; развитие речевых умений и навыков; приобщение кадет к исследовательской работе.
3) воспитание бережного отношения к духовному наследию народов как источнику формирования общей культуры человека; воспитание гражданской позиции и гуманистического мировоззрения; воспитание чувства ответственности и сознательное отношение к учебному труду; воспитание уважения к мнению своих товарищей.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, рабочие тетради, иллюстрации П.Боклевского, рабочие листы, таблица с опорной схемой.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: построение, принятие рапорта, приветствие кадет. (1 мин.)
II. МОУ: Определение цели занятия.
III. ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”. Цель: вызвать интерес к произведению, проследить осознанность чтения, знание текста.
IV. ЗАПИСЬ ТЕМЫ. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Они все даром бременят землю…
Герои мои не злодеи, прибавь я только одну добрую черту любому из них, читатель бы помирился с ними всеми…
Н.В.Гоголь “Выбранные места…”
V. ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Что такое система образов?
- Кто стоит в центре системы образов в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”?
- Что такое деталь? Какова роль детали в произведении?
- Какие сатирические приемы использует Гоголь при изображении помещиков?
VI. РАБОТА НАД ГЛАВАМИ 2-5. ГРУППОВАЯ РАБОТА.
Постановка проблемного вопроса, определенного при постановке целей: Почему свой объезд помещиков Чичиков начинает с Манилова, а заканчивает Плюшкиным?
“Чем более я обдумываю мое сочинение,- писал Н.В.Гоголь по поводу “Мертвых душ”, - тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатались истинно русские, коренные свойства наши”.
1 ГРУППА. Работа над 2 главой. Выявление особенностей образа Манилова в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.
2 ГРУППА. Работа над 3 главой. Выявление особенностей образа Коробочки в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.
3 ГРУППА. Работа над 4 главой. Выявление особенностей образа Ноздрева в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.
4 ГРУППА. Работа над 5 главой. Выявление особенностей образа Собакевича в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.
(Подробный план работы каждой группы смотрите на рабочих листах в приложении к уроку)
Точнее представить образы героев кадетам помогут иллюстрации П.Боклевского, которые пополняются по мере работы групп и развешиваются, образуя лестницу, ведущую вниз.
- Какие черты героя художник считает основной?
VII. РАБОТА НАД ОПОРНОЙ СХЕМОЙ “ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ”.
(20 мин.) (Заполняется по ходу работы каждой группы) Знакомство с понятиями “маниловщина”, “ноздревщина”.
VIII. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ.
Возвращение к теме урока, эпиграфу.
- Чичиков заезжает еще к одному помещику. Почему сегодня мы не говорили о нем? (Создание проблемной ситуации для работы на следующем уроке.)
IХ. ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ.
Чтение гл. 6-8
2. Характеристика образа Плюшкина (по плану)
Х. ИТОГ УРОКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.