Слог , как минимальная произносительная единица.


Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.Целевая установка: уточнить представления о слоге как части слова, учить различать слово и слог, развивать речевой слух учащихся, определять количество в слове слогов, наблюдать над слоговой структурой различных слов, классифицировать слова по количеству в них слогов, подбирать примеры слов с заданным количеством в них слогов, анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков, обогащать лексику детей словами на тему «Грибы».
План урока
1.Проверка и оценка знаний по разделу «Слова, слова, слова…» Работа с рубрикой «Проверь себя» на стр. 30 учебника. Ответ на вопрос: Что интересного о слове вы узнали из Странички для любознательных ( стр.29)
2. Знакомство с новым разделом учебника. (учебник, стр. 31.): Слово и слог. Ударение. ( Учитель обращает внимание на слова, которые, вероятно, учит правильно произносить своих друзей девочка) Определение целевой установки уроков изучения данного раздела Чему будем учиться.
3.Чтение темы Слово и слог и определение познавательной задачи урока Как определить , сколько в слове слогов? ( учебник, стр. 32) Обсуждение ответов на вопросы: Что вы знаете о слоге?
4.Проведение лингвистического опыта: наблюдение над новым способом определения в слове слогов(учебник, упр. 1, стр.32): чтение текста и выполнение заданий упражнения.. Воспроизведение других практических способов определения слогов в слове.
5.Чтение рубрики Обрати внимание и Сведений о языке ( стр. 32) Ответы на вопросы: Как определить количество слогов в слове? Определение в словах из определения (у/рок, ма/ши/на) количества слогов и количества в каждом слове гласных звуков.,
6. Сопоставление слов по количеству в них слогов ( учебник, упр.2, стр.32), подбор слов с таким же количеством слогов в слове. Сравнение количества звуков в каждом слоге слова ива. Выполнение письменного задания упр.2.
7.Упражнение в произношении слов-названий предметов по картинкам, определение на слух одинакового в них слога (учебник, упр.3) и выделение звуков, из которых состоит каждый слог в слове баран.
8.Обсуждение : Из каких звуков может состоять слог? Чтение рубрики Обрати внимание! Ответ на вопрос: какой звук обязательно должен быть в слове?
9. Рассматривание рисунков (рабочая тетрадь, упр. 1, стр.16), соотнесение предметов, изображенных на рисунке, с их названиями. Коллективное выполнение письменного задания к упражнению. Определение значений слов съедобные, ядовитые (грибы). Обоснование выбора способа определения слогов в словах: подосиновик, ядовитый (гриб). Выяснение этимологии слов: подберёзовик, опята, подосиновик.
Составление устно предложений по данному концу (рабочая тетрадь, устно упр. 2, стр.16). Ответ на вопрос: Что надо знать о написании первого слова предложения.
6.Итог урока: Слог — это слово или часть слова? Из каких звуков может состоять слог? Как узнать, сколько в слове слогов? Подбор слов, их произнесение и определение, из скольких звуков состоит каждый слог слова.
7. Домашнее задание: учебник, упр.4; рабочая тетрадь, упр 2, стр.. 16.- письменное задание, упр.3 (устно)