Аналитический отчет учителя русского языка и литературы

1 от 09 января
___________________________
Подпись председателя педагогического совета
(или руководителя МО)

Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности

Смирновой Ольги Алексеевны, учителя русского языка и литературы мунициального казённого общеобразовательного учреждения «Савинская основная общеобразовательная школа» Парфеньевского района Костромской области_____________________
ФИО учителя, предмет, наименование ОУ


за межаттестационный период (за последние три года)


Общие данные об аттестуемом
Образование высшее___________________________________________________________________
Стаж педагогической работы 34 года_____________________________________________________
Стаж работы в данном учреждении 34 года________________________________________________
Стаж работы в данной должности 34 года__________________________________________________
Наличие квалификационной категории по данной должности первая категория_________________

Результат педагогической деятельности

Динамика образовательных достижений

Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки по результатам внешнего мониторинга
Предмет


Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки
по результатам внешнего мониторинга


2010-2011 уч.год
2012-2013 уч.год
2013-2014 уч.год

Русский язык

нет
100%
нет

Литература
нет
нет
нет


Для объективности оценивания образовательных достижений привожу результаты мониторинга за 2010-2011 учебный год.
В таблице приведены результаты муниципальной контрольной работы по русскому языку.

1.2.Доля выпускников (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам внешнего мониторинга
Предмет
Доля выпускников (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам внешнего мониторинга


2010-2011 уч.год
2012-2013 уч.год
2013-2014 уч.год

Русский язык
нет
50%
нет

Литература
нет
нет
нет


1.3. Доля обучающихся (в %), получивших положительные отметки по результатам внутришкольного контроля (административные контрольные работы)
Предмет
Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки
по результатам внутришкольного контроля (административные контрольные работы)


2010-2011 уч.год
2012-2013 уч.год
2013-2014 уч.год

Русский язык
84%
100%
Нет

Литература
84%
100%
Нет


Административные контрольные работы по русскому языку проводились в выпускном классе по итогам первого полугодия в форме сжатого изложения. По предмету литература проводились срезовые контрольные работы. Рост результатов по обоим предметам 16%

1.4. Доля обучающихся (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам внутришкольного контроля (административные контрольные работы)
Предмет
Доля выпускников (в %), получивших «4» и «5» по результатам внутришкольного контроля (административные контрольные работы)


2010-2011 уч.год
2012-2013 уч.год
2013-2014 уч.год

Русский язык
68%
60%
Нет

Литература
68%
40%
Нет


При успеваемости 100% в 2012-2013 учебном году качество знаний по предметам несколько ниже по сравнению с предыдущим годом.

1.5. Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки по результатам итоговой
аттестации в форме ЕГЭ
Предмет
Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки
по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ


2010-2011 уч.год
2012-2013 уч.год
2013-2014 уч.год


нет
нет
нет


1.6. Доля выпускников (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ
Предмет
Доля выпускников (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ


2010-2011 уч.год
2012-2013 уч.год
2013-2014 уч.год


нет
нет
нет


1.7. Доля выпускников (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам государственной итоговой аттестации (ГИА).
Предмет
Доля выпускников (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам государственной итоговой аттестации (ГИА)


2010-2011уч.год
2012-2013 уч.год
2013-2014 уч.год

Русский язык
75%
100%
нет







Рост качества знаний 25%

1.8. Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших положительные отметки по итогам учебного года

Предмет
Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших положительные отметки по итогам учебного года


2010-2011 уч.год
2012-2013 уч.год
2013-2014 уч.год

Русский язык
100%
100%
Нет

Литература
100%
100%
Нет


Достигнута 100%-я успеваемость по предметам. Показатель стабильный

1.9. Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших отметки «4» и «5» по итогам учебного года

Предмет
Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших отметки «4» и «5» по итогам учебного года


2010-2011 уч.год
2012-2013 уч.год
2013-2014 уч.год

Русский язык
60%
60%
Нет

Литература
60%
60%
Нет


Результаты качества знаний стабильные

1.10. Дополнительная аналитическая информация к п. 1.1. - 1.9
Школа, в которой работаю, сельская малокомплектная. Из приведенных данных видно, что выпускные классы в школе бывают не каждый год, количество учащихся в классах составляет 3-6 человек. Но это не мешает мне как учителю добиваться стабильных результатов в обучении русскому языку и литературе.
Если сравнивать результаты экзаменов за межаттестационный период, то средний балл по школе (с учетом семейного обучения) за 2010-2011 год 27,9 балла, у педагога 30,2 против 27,6 баллов по региону; за 2012-2013 учебный год школа вошла в топ-10 лучших школ области с результатом 36 баллов и процентом выполнения работы 86,67%. К сравнению, муниципальный результат 31,3 балла, региональный – 30,6 балла. Наблюдается рост показателей на 16%.
Результаты успеваемости по предметам стабильные -100%
Все выпускники продолжают получать образование в образовательных организациях области и за её пределами, подтверждая полученные знания и показывая высокие результаты обучения. Выпускница 2011 года Комарова Марина закончила Парфеньевскую среднюю школу с отличием. Сейчас она студентка Кировской медицинской академии. А Зверева Галина, выпускница того же года, - лауреат стипендии имени заслуженного учителя России Владимира Афанасьева, студентка строительного техникума. Её имя занесено в Книгу успехов города Костромы. Две выпускницы 2013 года успешно учатся в Галичском педагогическом колледже, третья - в КГСХА.

Познавательная активность обучающихся по предмету

2.1. Наличие обучающихся – участников и призеров предметных олимпиад, конкурсов, спортивных
соревнований, смотров
Наименование мероприятий
Уровень
2011-2012уч. г.
2012-2013 уч. г.
2013-2014 уч. г.



Кол-во участников
Кол-во
призеров
(1-3 место)
Кол-во участников
Кол-во призеров
(1-3 место)
Кол-во участников
Кол-во призеров
(1-3 место)

I. Всероссийская олимпиада школьников по литературе
Международные








Всероссийские








Региональные








Муниципальные
2
-
3
-
1
-


Уровень ОУ
19
6
20
10
5
1

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Международные








Всероссийские








Региональные








Муниципальные
2
-
2
-
1
-


Уровень ОУ
19
9
19
9
18
1

II. Конкурсы
Международные
«Русский медвежонок- языкознание для всех»
15
-
14
-
17
-


Всероссийские
Конкурс сочинений «Моя семья»




6
-


Региональные
Конкурс сочинений «Зеленая планета»

4




1

























Конкурс сочинений «Моя семья»

2


-















Конкурс «Ищу героя»

-

-





2

-


«Вифлеемская звезда»



1

-






Конкурс «Без истока нет реки»
4(коллективная
работа)
1










Межрайонный конкурс экологических сочинений
«Каждая местность имеет свой идеал»,


4


-



























«Экологическая сказка»
(Кологривский лес)




2


-




Муниципальные
Конкурс «Открытое письмо телевещателям»











6




2




Конкурс «Серебряное пёрышко»



7




3

















Уровень ОУ
«Тотальный диктант»

17


2


13


3


10


2



«Знатоки русского языка»

19

3

19

3

18

3

III. Спортивные соревнования (название)
Международные








Всероссийские








Региональные








Муниципальные









Уровень ОУ







IV. Смотры
(название)
Международные








Всероссийские








Региональные








Муниципальные
Смотр-конкурс чтецов «Живая классика»



5


1


2


-


1


-


Уровень ОУ
Смотр-конкурс «Лучшая тетрадь»

10


1

11

2

10

2


Лучшие результаты в олимпиаде по литературе в течение анализируемого периода у Смирновой Е. По русскому языку лучшие результаты у Комарова И. и Смирновой Е. Ребята принимали участие в муниципальном этапе олимпиады по русскому языку в 2014 году, но показали результат ниже 50% и не стали призерами, хотя результат Комарова Ильи был лучшим среди работ девятиклассников.
В конкурсе «Русский медвежонок» в 2011 году Смирнов Вадим, ученик 6 класса, был 49 в регионе.
Сочинение Комарова Ильи стало призёром регионального конкурса «Зеленая планета». Коллективная работа «На языке родных осин » победила в региональном конкурсе «Без истока нет реки». Комаров Илья стал победителем муниципального конкурса «Открытое письмо телевещателям», еще две работы Смирновой Е. и Смирнова В. стали призерами конкурса. Шабров Д., Тихомиров Н. и Разгуляева М. стали призерами муниципального конкурса «Серебряное перышко». Разгуляева М. стала призером смотра- конкурса чтецов «Живая классика».
Участие детей в конкурсах различного уровня положительно влияет на достижение высоких результатов учебной деятельности.

2.2. Исследовательская, проектная деятельность по предмету и внеклассной работе

2.2.1. Участие обучающихся в конференциях:

Уровень
2011-2012 уч. г.
2012-2013 уч. г.
2013-2014 уч. г.


Кол-во
участников
Кол-во
призеров
(1-3 место)
Кол-во
участников
Кол-во
призеров
(1-3 место)
Кол-во
участников
Кол-во
призеров
(1-3 место)

Международные
-
-
-
-
-
-

Всероссийские
-
-
-
-
-
-

Региональные
-
-
-
-
-
-

Муниципальные
3
1
3
2
1
1

Уровень ОУ
4
3
3
3
3
1


В муниципалитете ежегодно проводится конференция учебно-исследовательских работ учащихся «Ступени роста». Готовясь к конференции, в школе проводим свой этап. В 2011-2012 году работа Смирнова Вадима «Как выбирают имена» получила диплом II степени. В 2012-2013 году победила работа Комарова Ильи «История страны в истории семьи», а Смирнов Вадим стал призером с работой «Дуэль в России больше чем дуэль». В 2013-2014 году работа Тихомирова Никиты «Время выбрало их» стала призером конференции.

2.2.2. Участие обучающихся в проектах:

Уровень
2011-2012уч. г.
2012-2013уч. г.
2013-2014уч. г.


Кол-во
участников
Кол-во
призеров
(1-3 место)
Кол-во
участников
Кол-во
призеров
(1-3 место)
Кол-во
участников
Кол-во
призеров
(1-3 место)

Международные







Всероссийские







Региональные







Муниципальные
1
1
2
1
3
1

Уровень ОУ
3
1
4
3
3
3


Среди реализованных проектов большое воспитательное значение имел социальный проект «Почему Иванов стал Сидоровым» о судьбе земляка, потерявшего своих родителей и выросшего в приемной семье. У детей завязалась переписка с заказчиком проекта, проживающим в Санкт-Петербурге и желающим найти свои корни. Кроме воспитательных целей, проект решил и ряд образовательных задач: дети отработали навыки написания письма, поздравительной открытки.
Учебный проект «Какого рода слово задира? » помог выяснить трудные случаи определения рода имени существительного. А проект «Пейзаж: словом и кистью» стал победителем муниципального конкурса.
Также были реализованы краткосрочные социальные проекты «Сказка для дошкольников», «Платье для куклы», «Открытка ветерану» и другие.
Трудности в организации проектной деятельности заключаются в том, что у сельских детей большая загруженность, так как один и тот же ребенок задействован сразу несколькими педагогами.

2.3. Работа постоянно действующих факультативов; кружков; курсов по выбору, которыми руководит аттестуемый педагог (целесообразность работы кружков, факультативов, курсов по выбору, влияние данной деятельности на результаты обучения и воспитания).

Кроме уроков, постоянно провожу факультативные и элективные курсы по предметам и профориентации обучающихся: в 8 классе постоянно действующие курсы по выбору «Деловая коммуникация», «Путь в профессию», в 9 классе - «Работа с текстом», «Трудные вопросы русской орфографии». В 2013-2014 учебном году мною разработан и реализован курс для 5 класса «За страницами учебника литературы».
Курс «Деловая коммуникация» является хорошим дополнением к предмету «Русский язык и культура речи». Программа курса носит выраженный обучающий характер и спланирована на 17 часов. Она отвечает на вопросы: как преодолеть коммуникативные барьеры; как формулировать вопросы, как готовиться к ответам, и как отвечать; как выявить сенсорный канал и как использовать эту информацию; как эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения и т.п.
Программа построена таким образом, чтобы обучаемый мог последовательно, в приемлемой для усвоения форме освоить необходимые знания; с помощью тестов продиагностировать свой потенциал и возможности и затем, выполняя различные практические упражнения, развить умения и приобрести навыки эффективной деловой коммуникации.
Курсы в 9 классе способствуют практической подготовке к итоговой государственной аттестации обучающихся, а также позволяют обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма. Если проанализировать результаты пробного переводного экзамена, проводимого муниципалитетом в текущем учебном году, то можно констатировать следующее: работу писало 9 человек, за написание сжатого изложения 55% получили 6-7 баллов, за сочинение 44% получили 8-9 баллов, по критерию грамотности 44% сдававших получили 9-10 баллов. 100% учащихся справились с работой. Результат выполнения работы 69,23%. Прогнозируемый результат предстоящего ОГЭ может быть высоким.
Разработка курса «За страницами учебника литературы», реализованного в 2013-2014 учебном году, была вызвана необходимостью повысить низкий уровень техники чтения учащихся 5 класса. Данная программа помогает также решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы, она направлена на воспитание читающего, грамотного человека и на становление его гражданской позиции. Курс завершен – результаты на лицо: техника чтения обучающихся значительно улучшилась. Из 4 учащихся в классе ниже уровня читает только один против троих в начале изучения курса. 50% обучающихся в 5 классе получили по итогам года оценки «4».

2.4. Дополнительная аналитическая информация к п. 2.1 – 2.3 (работа с детьми с особыми потребностями; роль педагога в активизации познавательной деятельности обучающихся; роль активизации познавательной деятельности в достижении образовательного результата и др.).

Урок – это лишь одна из составляющих педагогической деятельности и школьных достижений учителя. Внеклассная работа по предметам активизирует познавательную деятельность обучающихся. 100% обучающихся принимают участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, 75% - по литературе, примерно 75 % детей участвуют в Международном конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех». Мои ученики принимают участие муниципальных и региональных конкурсах и конференциях. Творческие работы учеников отличаются оригинальностью и самостоятельностью, поэтому по достоинству оцениваются экспертами и жюри. Так исследовательская работа «Свадебный обряд в Костромской области» получила диплом II степени в рамках конкурса «Вифлеемская звезда», а Комарова Марина за работу «Топонимика нашего края» была приглашена на защиту в г. Кострому в рамках конкурса «Без истока нет реки».
Стараюсь вести ребенка в течение всего школьного курса обучения, победы приходят не сразу. Например, Комаров Илья сначала был участником, потом призером и в 2012-2013 учебном году стал победителем VI конференции учебно-исследовательских работ учащихся общеобразовательных школ Парфеньевского района «Ступени роста» с работой «История страны в истории семьи».
Но каждый год познавательная деятельность обучающихся активизируется и число участников конкурсов и смотров увеличивается. Например, Тихомиров Никита, троечник по всем предметам, попробовал сочинить экологическую сказку в рамках конкурса «Кологривский лес», а на следующий год под руководством учителя выполнил большую исследовательскую работу «Время выбрало их» о судьбе членов его семьи в рамках событий на Северном Кавказе и получил диплом III степени на VII конференции учебно-исследовательских работ учащихся общеобразовательных школ Парфеньевского района «Ступени роста». Также эта работа стала победителем муниципального этапа регионального конкурса «Ищу героя». Успеваемость по предмету у данного ученика повысилась. И это не единичный пример, когда активизация познавательной деятельности помогает улучшить образовательный результат.

Удовлетворенность организацией образовательного процесса (по предмету)
Вся моя трудовая деятельность проходит в одной школе. Сегодня учу детей своих бывших учеников, мои коллеги тоже бывшие ученицы. Думаю, что являюсь уважаемым в родительской и учительской среде человеком. Являюсь депутатом местного Собрания депутатов уже два срока.

3.1. Результаты опросов, анкетирования, жалобы со стороны детей и родителей, благодарности, административные взыскания.
Жалоб со стороны родителей и детей нет, административных взысканий тоже нет. А вот благодарность родители и дети выражают на школьных праздниках, на моей личной страничке на сайтах «Одноклассники», «ВКонтакте».
Согласно Плану работы школы администрацией проведена диагностика « Степень удовлетворённости родителей деятельностью учителей школы» с целью выявить лучших, по мнению родителей, педагогов и степень удовлетворенности образовательным процессом.
В опросе приняло участие 20 респондентов. Максимальное количество баллов, которое мог набрать педагог 100. Параметры оценивания меня как учителя помещены в таблице.


Параметры оценивания
Баллы

1
Выполнение образовательных функций
95

2
Владение знанием психологии
90

3
Педагогическая компетентность
100

4
Степень доверия
95

5
Организаторские способности
95

6
Способность убеждать
95

7
Справедливость
95

8
Степень уважения к учителю
94

9
Тактичность, доброжелательность
95

10
Умение помочь
100

Средний показатель удовлетворенности – 95,4 балла, что говорит о высокой степени удовлетворенности родителей деятельностью учителя

3.2. Рейтинг предмета.

Чтобы выяснить учебную мотивацию и направленность интересов учащихся по предметам русский язык и литература, администрация школы в 2013 году провела мониторинговые исследования среди учащихся 5, 8 и 9 классов. Максимальный показатель мотивации 5,0. Данные мониторинга приведены в таблице

Предмет
Критерии


Интересно
Важно
Понятно


5
8
9
5
8
9
5
8
9

Русский язык
4,0
4,0
4,0
4,5
4,5
4,8
4,3
4,2
4,3

Литература
4,5
4,5
4,5
4,1
4,2
4,2
4,5
4,4
4,6


Данные, приведённые в таблице, позволяют сделать вывод о выраженной положительной мотивации на учебную деятельность по русскому языку и литературе. Понимание важности изучения предметов обучающимися работает на высокие показатели по итогам выпускного экзамена. В 2012-2013 году средний балл на экзамене по русскому языку 36, что позволило школе войти в топ-10 лучших школ области по результатам государственного экзамена.

Результаты психологической диагностики «Учитель-ученик»

Дата
проведе-
ния
Участники
Кол-во опро-
шенных
Полученный средний показатель




Гностический компонент
Эмоциональ
ный компонент
Поведенческий компонент


Учащиеся
8, 9 классов
14
7,1
6,7
7


Учащиеся
5, 6,7 классов
10
7,2
7
7,1

Максимальный показатель - 8
Показатели свидетельствуют о высоком уровне удовлетворённости получаемыми знаниями, у учителя складываются доброжелательные отношения с учениками. Диагностика позволяет судить о признании учащимися выбранного стиля поведения педагога, справедливости его поступков, чуткости и отзывчивости.

4. Деятельность педагога по воспитанию обучающихся

Считаю, что занимаю активную жизненную позицию по воспитанию подрастающего поколения как посредством преподаваемых предметов, так и являясь руководителем школьного методического объединения классных руководителей и классным руководителем 8 класса.

4.1 Воспитание позитивного отношения обучающихся к общечеловеческим ценностям

Воспитание позитивного отношения обучающихся к общечеловеческим ценностям осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
С этой целью стараюсь разнообразить формы проведения уроков. Считаю, что одним из важных средств обучения является нестандартный урок. Такие уроки дают возможность вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер.
Провожу уроки в форме соревнования: конкурсы, викторины, лингвистические бои, кроссворды.
Вопросы для викторины составляю так, чтобы у учащихся была возможность не просто продемонстрировать знание текста произведения, но и высказать свое мнение. Например, в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева «Муму» задаю такой вопрос: «С какой целью, на ваш взгляд, был написан рассказ?»
Предлагаю на уроках заняться исследовательской деятельностью. Исследования не бывают долгосрочными, но помогают детям осмысливать факты, явления и делать выводы. Например, интересно прошел урок- исследование метафоры как изобразительно-выразительного средства в тексте. Такой вид деятельности дает свои результаты: дети неплохо пишут сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
На обобщающих уроках литературы в 8-9 классах провожу «Аукцион знаний». К таким урокам дети готовятся основательно, так как на «продажу» выставляются умения анализировать текст.
Имею некоторый опыт проведения урока- суда над литературным героем. Вместе с ребятами мы судили Швабрина, героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», Чичикова, главного героя поэмы Н.В.Гоголя « Мертвые души».
Уроки литературы тесно связаны с уроками истории, особенно в 8 классе. Например, восьмиклассники составляли свой сборник стихов о Великой Отечественной войне и презентовали его на интегрированном уроке. К данному виду работы подошли творчески. Смирнова Е. сделала подборку стихов по главным событиям войны. Зверева Г.составила сборник стихов о блокадном Ленинграде . Также были раскрыты темы «Дети и война», «Женщина на войне» и другие.
С помощью технологии личностно-ориентированного обучения на повторительно-обощающих уроках использую разные виды читательской работы, работу учащихся в позициях «автор» и «теоретик». Так на повторительном уроке по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина дети участвуют в конкурсе выразительного чтения, инсценируют отрывок из сказки, выступают с презентацией по интересным фактам из жизни писателя. В результате такой деятельности каждый ребенок может реализовать себя, возникает мотивация и положительные эмоции по поводу урока.
Зная индивидуальные особенности, общий уровень обученности каждого ученика, на уроках повторения по русскому языку использую разноуровневые тесты. У каждого обучающегося есть возможность передвигаться из одной группы в другую, повышая уровень знаний. С этой же целью использую групповую работу
Сельские дети ограничены в возможности посещать музеи, поэтому часто провожу виртуальные экскурсии в музеи страны и по памятным местам, связанным с жизнью писателей. Готовясь к юбилею со дня рождения М.Ю.Лермонтова, организовала конкурс презентаций «Тропинки к Лермонтову» среди восьмиклассников и девятиклассников. В итоге получила для дальнейшей работы богатейший иллюстративный интерактивный материал.
С применением компьютерных технологий провожу игровые уроки «Своя игра», «Проще простого», «Кто хочет стать грамотеем?» и другие. Здесь есть свои трудности, так как цели у детей разные. Например, при проведении урока повторения темы «Глагол» в 6 классе в форме «Своя игра» встретилась с тем, что дети не могут соревноваться в группе. Пришлось решать коммуникативные задачи. И уже в 7 классе на таком же уроке по теме «Причастие» дети вели себя по-другому.
Веления времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных проблем альтернативные точки зрения. Здесь на помощь приходит использование в работе элементов технологии критического мышления: письмо по кругу, прогнозирование, «толстые» и «тонкие» вопросы, метод «верите ли вы».
Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приема «верные и неверные утверждения». Я предлагаю учащимся ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение.
Например, на уроке русского языка в 8 классе при изучении темы «Подлежащее и способы его выражения» я предлагаю такие утверждения:
- подлежащее – это главный член предложения;
- подлежащее не связано со сказуемым;
- подлежащее может быть выражено только именем существительным.
После знакомства с текстом учебника спрашиваю, что нового ребята узнали, прочитав параграф учебника ?
Учащиеся, выбирая « верные утверждения» из предложенных мною, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания и опыт и материал параграфа.
Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревновательности, заинтересованность не покидает учеников до конца урока.
Внеурочная деятельность также воспитывает позитивное отношение обучающихся к общечеловеческим ценностям . Занимаюсь с ребятами проектной деятельностью, готовлю буклеты и презентации по предметам, провожу ежегодные предметные недели, дни филологии. Мы вместе со страной пишем тотальный диктант. В этом году поступила заявка от родителей, которые тоже хотят проверить свои знания русского языка.
Результатом работы по предмету для каждого учителя является результат итоговой аттестации. Мои ученики достойно выдерживают это испытание. Следовательно, позитивное отношение к общечеловеческим ценностям у них сформировано.


4.2. Индивидуализация воспитательного взаимодействия.
В индивидуальной работе с детьми руководствуюсь следующими принципами:
- установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель-ученик-класс»,
- уважение самооценки личности ученика,
- вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера,
- постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности,
-создание психологической почвы и стимулирования самовоспитания.
На уроках использую технологии дифференцирующего и личносто-ориентированного обучения.
Во внеурочное время ведется работа с отстающими учащимися по индивидуальным маршрутам. В школе нет детей с ограниченными возможностями, но «слабые» дети есть. Так по индивидуальному маршруту, начиная с 5 класса, работаю с Лукашовой Наташей. Девочка успевает по всем предметам и уже учится в 8 классе. Особое внимание уделяю работе с опекаемыми детьми.
Заметила, что слабого ребенка надо всегда вести, а сильный за помощью обратится сам. Для сильных учащихся организованы ежедневные послеурочные консультации, где мы решаем трудные вопросы и готовимся к олимпиадам и конкурсам. Такая работа тоже сугубо индивидуальна.
Организовала работу кружка «Краевед», где нет постоянных членов, а каждый обучающийся может принять участие в подготовке выпуска бюллетеня «Краевед», который выходит один раз в два месяца. Наблюдается рост желающих заняться краеведческим исследованием.
Индивидуализация воспитательного взаимодействия работает на итоговый результат обучения: успеваемость 100%, высокий рейтинг предметов в системе школьных уроков и высокий уровень удовлетворенности получаемыми знаниями.

4.3. Воспитательная направленность содержания учебных программ по предмету.

Активно реализую воспитательные функции предмета в процессе работы с учениками. Именно через предметную сферу удалось наладить работу ребят 8-9 классов как единого коллектива.
За последние несколько лет в школе практикуется день самоуправления (ко дню учителя), ученики  8-9-х классов заявляют себя учителями какого-либо предмета в классах со 1-го по 8-ой, ответственно готовятся к урокам согласно изучаемой теме. Следует отметить, что желающие проводить уроки русского языка и литературы всегда имеются. Дети стараются копировать своего педагога, серьёзно готовятся к урокам и бывают счастливы, если все задуманное удаётся воплотить.
Большое воспитательное значение имеют уроки региональной литературы, которые тесно переплетаются с преподаванием основного курса. Разработала рабочие программы по курсу Региональная литература во всех классах. Программы доступны , так как размещены на сайте школы и на личном сайте педагога.
Парфеньевская земля богата литературными талантами: О.Колова, Т.Иноземцева, С.Михайлов, Л.Старостина, В.Константинов – члены Союза писателей России. Цитаты из их произведений используются мною как дидактический материал на уроках русского языка.
Провожу уроки-встречи с писателем-земляком В.И. Константиновым, который является автором нескольких сборников и интересуется вопросами русского языкознания.
Совместно с сельской библиотекой провожу Литературную гостиную «В гостях у парфеньевских поэтов»
К 20-летию районного литературного объединения «Надежда» в печати вышел сборник «На родине Максимова», который мы с учениками презентовали жителям нашей деревни.
Повышают познавательную активность обучающихся традиционные викторины по литературе Костромского края, игра «Поле чудес», заочные экскурсии в музей-заповедник «Щелыково», инсценирование сцен из сказки А.Н.Островского «Снегурочка».
В результате при подготовке к написанию части С3 итогового экзамена девятиклассники приводят как аргументы примеры из произведений региональной литературы.

4.4. Методические разработки, пособия, рекомендации, выступления, доклады по организации и проведению воспитательной работы.
Методические разработки


Муниципальный конкурс

Сценарий праздника школы

Классный час «Жадина-говядина, соленый огурец»
«Строим школьный дом»

Пособия, печатные издания
Проект «На языке родных осин»
Словарь-справочник «Топонимы земли Савинской»

Рекомендации, дидактические материалы
Методический конкурс
ГИА. Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему


Выступления
Августовская муниципальная конференция 2012год
«Использование потенциала сельского пространства в процессе социализации личности».



Педагогический совет







«Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие их творческого саморазвития»
«Новые подходы в воспитательной деятельности»
«Перспективы и проблемы введения ФГОС основного общего образования»



Родительское собрание

«Роль семьи в социализации личности ребенка»


Августовская муниципальная конференция 2013 год
«Оценка воспитанности учащихся как показатель эффективности воспитания»



ШМО классных руководителей
«Педагогическая этика в работе с учащимися и родителями».

Программа
Социальный заказ школы
Разработка Программы развития воспитательной компоненты школы на 2014-2018 гг.




Условия, обеспечивающие результат

Проектирование и прогнозирование образовательного процесса