Требования к современному уроку в аспекте системно-деятельностного подхода


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 города КовроваТребования к современному уроку в аспекте
системно-деятельностного подхода.

Выступление на заседании
педагогического совета школы
учитель начальных классов
Чкалова О.П.
2015год
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Системно – деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Современный урок должен быть личностно-ориентированным. Сущность личностно – ориентированного урока состоит, в постоянном обращении к субъектному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. И, наконец, самое важное - признание самобытности и уникальности каждого ученика.
Методологической основой ФГОС является системно- деятельностный подход. Именно системно-деятельностный подход, заложенный в основу комплекта математики, позволяет ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Для того, чтобы урок стал развивающим, нужно соблюдать определенную структуру урока, которая основана на требованиях психологов по развитию личности детей. Нужно отказаться от того, что учитель дает знания в готовом виде. Для этого я отбираю специальные формы и приемы организации учебной деятельности.
Урок математики 3 класс Тема: ФОРМУЛА СТОИМОСТИ
ОРГ .МОМЕНТ (этап самоопределения)
ЦЕЛЬ: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
Хочу, потому, что смогу.
Я урок начинаю с необычного приветствия, отвлеченного факта, цитаты, высказывания, вопроса. Например: СЛАЙД №1
Ребята, настроились на работу?
Покажите мне свою готовность к уроку математики! Отлично!
Чем занимались на предыдущем уроке? (умножали на двузначное число, решали задачи на движение и нахождение площади).
Если на уроке возникнут трудности, что помогает выйти из затруднений.(вера в свои силы, трудолюбие и внимательность)
Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься? (решать задачи и примеры).
АКТУАЛИЗАЦИЯ
ЦЕЛЬ: повторение и изучение материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Детей необходимо включать в предметную деятельность. Для этого детям предлагаю задания, создающие ситуацию успеха - этот способ действия усвоили хорошо. Но я на этом этапе включаю новые, неизвестные детям задания, которые требуют решения. Дети понимают, что способ решения им неизвестен и ставят перед собой цель. Таким образом, дети осознано ставят цель сами.
На доске карточки с буквами и выражениями под ними
Ф 240 : 60 . 40 (160)
У 48+48+48+48+48+48+48+48+48+48 (480)
Р 400 : 50 . 40 (320)
М 400 – 360 + 360 (400)
А 640 – 540 . 0 (640)
О (320 – 80) . 10 (240)
Л 720 - 160 (560)
Вычислите удобным способом и запишите в тетради только ответ (160, 480,320,400, 640, 240, 560)
Расположите ответы в порядке возрастания, прочитайте, что у вас получилось (ФОРМУЛА)
Что интересного заметили? ( Все числа трёхзначные, круглые, увеличиваются на 80, кратные 2,4,8,16,20,40,80)
Что такое формула? ( Верное равенство, устанавливающая взаимосвязь между величинами)
Какое значение имеют математические формулы? (Помогают быстро и точно выполнять математические задания)
Я буду читать задачи, а вы пишите в тетрадях формулы описывающие взаимосвязь между величинами в этих задачах, устно решите их, основываясь на формулах.
Почему вы не записали подходящей формулы? (нет такой формулы)
Так какова цель сегодняшнего урока? (установить какие величины характеризует процесс покупки товаров; установить взаимосвязь между величинами и построить формулу, которая описывает этот процесс.)
Значит тема сегодняшнего урока
«Новая формула»
Далее идет анализ проблемной ситуации выявление места и причины затруднения, выдвижение предположений, т.е. дети пытаются на основе тех знаний, которыми они обладают, решить проблемную ситуацию и получить новое знание. Полученную информацию дети могут зафиксировать в виде схем, рисунков, таблиц .
"ОТКРЫТИЕ" НОВОГО ЗНАНИЯ
На данном этапе использовался подводящий диалог, групповая исследовательская работа. Решение проблемы было предложено самими детьми. Новый способ действия зафиксирован в речи и знаково.
Принципы : деятельности, непрерывности, целостного представления о мире.
Результат: понимание нового большинством класса.
Сравните эти задачи.
Что находили во всех задачах?(Стоимость)
Как? (Находили произведение цены и количества)
Знакомство с общепринятым обозначением величины
С-стоимость (знакомит учитель).
а-ценап-количествоЗапишите формулу связывающую эти величины. С=а.пДавайте уточним тему урока "ФОРМУЛА СТОИМОСТИ"
Как из этой формулы найти а? п? (чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель) т.е. а= С:п п=С:аПроговорите вывод
Сопоставьте его с учебником (стр. 28)
Запишите формулу к задаче, которую решали в начале урока
Первичное закрепление
Цель: вербальное фиксирование нового знания; запись нового алгоритма, понятия, факта
На данном этапе учащиеся выполняют задания, используя новые правила.
Формы работы: фронтальная, в парах.
Все учащиеся были включены в проговаривание (в громкой речи) способа решения.
Средства: языковые, знаковые
Самостоятельная работа
ЦЕЛЬ: создание ситуации успеха и её самоощущение.
Средства: самостоятельная работа, самоконтроль, самооценка.
узкая направленность
небольшой объём
письменная работа
индивидуальная деятельность (при проверке записать алгоритм)
учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Результат: индивидуальная рефлексия; адекватная самооценка
Для учащихся не справившихся с работой организована корректировка знаний.
Для большинства уч-ся удалось создать ситуацию успеха, фиксировалась она знаково (сигнальные карточки)
Принципы: деятельности, психологической комфортности.
ПОВТОРЕНИЕ
ЦЕЛЬ: включение нового знания в систему знаний ; повторить алгоритм умножения на двузначное число
Составить задачу по таблице
Средства сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм; затем выполняются упражнения, в которых новые знания используются вместе с изученными ранее .
Результат: выявление границ новых знаний из ранее известных. Установление связей между новыми знаниями и ранее изученными.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Принципы:, деятельности, психологической комфортности, непрерывности, вариативности.
ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
ЦЕЛЬ: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности); самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Средства: беседа.
. Рефлексия содержания учебного материала.
Я спрашиваю у детей, какая цель была поставлена на уроке. Дети должны ответить, что они делали для достижения этой цели и достигли ли ее. На этом этапе возможна постановка цели на следующий урок.
С какой новой формулой познакомились сегодня?
В каких жизненных ситуациях пригодится нам формула стоимости?
Чему научились?
Что было трудным?
Над чем ещё надо поработать?
Рефлексия настроения и эмоционального состояния позволяет использовать приемы изображения трех лиц: веселого, грустного и нейтрального.
При таком регулярном построении урока у детей и формируются такие универсальные учебные действия, как внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности; овладение всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы; воспринимать и анализировать сообщения, владеть действием моделирования; учитывать позицию собеседника, осуществлять и организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками.
Использование системно-деятельностного подхода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.